НОД обучение грамоте обобщение пройденных звуков.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
НОД обучение грамоте обобщение пройденных звуков.
Тема недели: «Эксперименты»
Тема НОД: «Путешествие на воздушном шаре».
Цель: Обобщение пройденного. (Гласные звуки: А, О, У, Ы; согласные звуки :М (М’), С(С’), Х(Х’), Ш,Л(Л’), Н (Н’), Р(Р’).) Составление и чтение слогов и слов с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zakreplenie_zvukov_st._gruppa.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД обучение грамоте обобщение пройденных звуков.
Тема недели: «Эксперименты»
Тема НОД: «Путешествие на воздушном шаре».
Цель: Обобщение пройденного. (Гласные звуки: А, О, У, Ы; согласные звуки :М (М’), С(С’), Х(Х’), Ш,Л(Л’), Н (Н’), Р(Р’).) Составление и чтение слогов и слов с ними.
Задачи: 1.Познакомить с интонационными знаками в конце предложения; показать изменение смысла предложения от знака, который стоит в его конце.
2.Закрепить гласные звуки: А, У, О, Ы; согласные звуки: М, С, Х, Ш, Л, Н, Р.; Развивать умение различать гласные и согласные звуки. Упражнять в чтении открытые и закрытые слоги. Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов; Составлять схемы предложений.
3. Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками.
4. Закрепить свойства воздуха ( прозрачность, невидимость, легкость, сила).
5. Развитие силы голоса и речевого дыхания; Развивать общую моторику, учить координировать движения с речью и музыкой.
6. Помочь детям налаживать взаимодействие в совместной игре «Путешествие на воздушном шаре», развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
7. Развивать мелкую моторику.
Ожидаемый результат: Знание букв А, У, О, Ы, М, С, Х, Ш, Л, Н, Р.; Способность самостоятельно составлять и читать слоги и слова с ними. Составлять схему предложения и самостоятельно определять интонационные знаки в конце предложения.
Предварительная работа: Знакомство с гласными звуками: А, У, О, Ы; согласными звуками: М, С, Х, Ш, Л, Н, Р.; групповое и индивидуальное чтение по слогам; знакомство со свойствами воздуха во время тематической недели
Организация занятия: Меняется статическое положение детей в течение занятия.
Оборудование для каждого ребенка: Воздушные шары (на шаре гласный звук или слог), ковролин для ниткографии; дидактический материал для игры «составь схему предложения»; пазлы (транспорт).
Демонстрационный материал: «необитаемый остров», «Море» (на острове цветы с согласным звуком, удочки; в море рыба со слогом)
Ход занятия.
- Организационный момент
Дети стоят полукругом в групповой комнате.
-Хотите со мной поиграть?
1.Дыхательная гимнастика. Игра «Эхо»
-Ребята, у нас будет две команды. Первая команда - девочки кричит громко «АУ», вторая команда - мальчики «эхо» тихо отвечает: «АУ». (повторяется игра 2-3 раза).
2. Дыхательная гимнастика. Игра «Шар»
Воздух мягко мы вдыхаем (Вдох)
Шарик красный надуваем (Выдох)
Пусть летит он к облакам (Вдох)
Помогу ему я сам. (Выдох)
- Введение в тему занятия.
– Что вы вдохнули? (Воздух)
- Скажите, есть ли в комнате воздух? (Есть) Где он? (везде)
-Что было бы, если бы воздуха не было? (Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать; погибло бы все живое).
- Что вы знаете о воздухе? (Он прозрачный, невидимый, легкий, сильный)
- Тема занятия.
- Садитесь за столы. Хотите еще поиграть? Тогда я вам предлагаю поиграть в игру «Выложи букву». Но сначала давайте вспомним, из чего состоит наша речь? (из слов) Да, и когда мы с вами называли свойства воздуха, мы тоже произносили слова. Я сейчас снова произнесу свойства воздуха.
1Первое слово - невидимость. Какой первый звук вы слышите? (н) Какой это звук гласный или согласный? Твердый или мягкий? Почему вы так решили? Чем отличаются гласные звуки от согласных? Выложите букву обозначающий этот звук с помощью ниткографии.
2.Легкость. (Анализ тот же)
3.Сила. (Анализ тот же)
-Выложите одну из этих букв на выбор с помощью ниткографии. А ну ка, кто быстрее! Какую букву ты выложил? А ты?
-Посмотрите, что у меня в руках? (шары) Чем они отличатся? Красный шар наполнен воздухом, а желтый нет. Какой из них может улететь? (красный)
Шарик в гости прилетел
И в ладоши тихо сел.
Шарик как зовут тебя?
Есть ли у тебя друзья?
Шарик детям отвечал,
Улыбнувшись, закричал:
Красный шар зовут меня,
Вы теперь мои друзья!
Но вдруг ветер налетел,
Шарик взял и улетел.
-Ребята, а вы заметили, что пока я рассказывала стихотворение мой голос звучал по - разному, он менялся ,как будто то поднимался то опускался с горки. Вот послушайте: «Шарик в гости прилетел и в ладоши тихо сел». Я произнесла это предложение спокойным ровным голосом; сделала сообщение. В конце таких предложений ставится знак – точка. Вот такой. «Шарик как зовут тебя?»- И опять мой голос изменился. Он что-то спрашивает, задает вопрос. В конце такого предложения ставится вопросительный знак. (показываю) Я задала вопрос, и шарик мне ответил: Улыбнувшись, закричал:
Красный шар зовут меня,
Вы теперь мои друзья!
Он непросто ответил, он закричал. И мой голос повысился. В конце таких предложений ставится восклицательный знак (показываю).
И так, если я вам спокойно что-то сообщаю, какой знак в конце предложения ставите? Покажите его. Скажите хором.
-А если, я вам что-то сообщаю громко, радостно восклицая, какой знак в конце предложения ставите? Покажите его. Скажите хором.
- Если я вас о чем-то спрошу, какой знак в конце предложения ставите? Покажите его. Скажите хором. Усвоили? Сейчас проверю.
Постройте на ковролине схему предложения и не забудьте поставить нужные знаки в конце предложения: «Шар улетел.» А теперь я повторю это же предложение, но с другой интонацией. Замените знак в конце предложения, поставьте нужный. «Шар улетел? Шар улетел!»
Давайте вспомним последние строчки нашего стихотворения.
Но вдруг ветер налетел,
Шарик взял и улетел.
- А что такое ветер? (это движение воздуха). Правильно, от движения воздуха зависит сила ветра .Бывает ветер слабенький, а бывает такой силы, что все сносит на своем пути, настоящий ураган. Вот такой ветер на нас налетел и мы полетели! (Звучит музыка)
Динамическая пауза.
Шарики воздушные | Бегут по кругу |
На ветру послушные, | Бегут по кругу. |
Снами вместе кружатся | Кружатся, |
Улететь хотят. | Поднимая и опуская руки с шариком перед собой. |
Шарики воздушные | Плавные покачивания руками над головой |
На ветру послушные. | из стороны в сторону. |
Вместе с нами прыгают | Прыгают на месте |
Дружно ввысь летят. | Прыгнуть на остров. Присесть. |
- Закрепление темы занятия.
-Принес нас ветер на необитаемый остров. Ой, ребята, а я не знаю, как назад возвращаться, ветер стих, и шарики не летят. Может вы, что-то предложите? (2-3 ребенка предлагают, проявляя фантазию). Подождите на ниточке моего шара конверт. Вот оно что, чтобы вернуться домой мы должны выполнить 3 задания.
Д/И «Составь слово».
На ниточках ваших шаров у одних ребят буквы, а у других целые слоги. Подойдите те, у кого слоги, вам предстоит выполнить самое трудное задание. Прочитайте слоги. А теперь каждый из вас удочкой должен поймать рыбку со слогом. Нужно поймать такую рыбку, чтобы соединив 2 слога, обязательно получилось слово.
Д/И «Прочитай слог»
Подойдите только те, у которых одна буква. На лугу растут необычные цветы. Сорвите, каждый по цветку, прочитайте слог. А теперь наоборот.
Д/и «Собери транспорт»
Ветер унес из города не только нас, но и весь транспорт, да еще и поломал его. Нам его нужно собрать, починить. Поднимите и покажите только тот транспорт, который можно назвать «воздушный» Мы прилетели сюда на воздушном шаре. К какому виду транспорта его можно отнести и почему?
-Вот мы и выполнили все задания. Берите шары в руки. Ветер, где ты? (звучит музыка, дети с шарами бегут по кругу, садятся на стульчики.)
Итог занятия.
-Понравилось путешествие на шаре? (Да)
-Нам пришлось потрудиться, но мы справились. Давайте вспомним ,какие задания мы выполняли? (Выкладывали буквы)
-Что еще мы делали? (Составляли схему предложения) Правильно, и теперь мы знаем, что в конце предложения может стоять не только точка, а еще «?» и «!» знаки.
- Какие задания мы выполняли на острове? (Составляли слова и слоги)
-Подумайте, какое задание у вас получилось быстро и правильно?
-А где вы затруднялись?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В стране звуков» (звук Ж) в подготовительной группе.
На занятии по звуковой культуре речи и обучению грамоте дети закрепляют произношение звука "ж", знакомятся с буквой "ж"., учатся делать звуковой анализ слова "жук...
Занятие по обучению грамоте "Закрепление пройденных букв (й, е, ё, ю,я) "
Занятие по обучению грамоте "Закрепление пройденных букв" (по Н.В. Нищевой)...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Конспект занятие по обучению грамоте."Повторение пройденного материала.Гласные звуки"
Повторение пройденного материала.Звуки А,О,У,Э,Ы....
«Обучение грамоте». «Повторение пройденного»
Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Обучение грамоте»Тема: «Повторение пройденного»Возрастная гру...
Нод Обучение грамоте Тема: Мир звуков. Согласные звуки.
Цель: Формировать представление о согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове.Задачи:1.Упражнять в узнавании знакомых звучаний.2. Учить детей правильно и чи...