Задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме
В таблице представлены задачи, направления коррекционной работы в зависимости от вида нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 38.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи и направления логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей
Вид речевого нарушения | Направления логокоррекционной работы | Задачи | Планируемый результат освоения Коррекционной программы | Предпочтительная форма логопедических занятий |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | 1. Логопедическое обследование состояния фонематического слуха, фонематического восприятия, звукопроизношения. 2. Развитие слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых и речевых звуков. 3. Развитие фонематического слуха: узнавание фонем родного языка среди других звуков, в составе слога и слова, во фразе, в потоке речи; различать слова, схожие по составу фонем; различать слова-паронимы (слова различаются только одной фонемой). 4. Развитие фонематического восприятия: умение обследовать слово как линейную последовательность звуков; умение определять позицию звука по отношению к началу, середине, концу слова; умение определять количество звуков в слове; умение определять количество слогов в слове; овладение навыками звукового анализа и синтеза. 5. Формирование правильного звукопроизношения: развитие полноценных движений органов артикуляционного аппарата; постановка отсутствующих в речи ребенка звуков традиционными способами, их автоматизация, дифференциация в речи. | 1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. 2. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. 3. Закрепление и автоматизация произношения поставленных звуков. 4. Закрепление, уточнение и активизация лексического материала. 5. Закрепление грамматических категорий. 6. Формирование диалогической и монологической форм связной речи. 7. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза. 8. Закрепление навыка чтения. 9. Подготовка детей к письму, формирование графических навыков. 10. Развитие памяти, внимания, мышления. | - дети правильно артикулируют все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; дифференцируют все изученные звуки; называют последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; находят в предложении слова с заданным звуком, определяют место звука в слове; - различают понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне; - производят элементарный звуковой анализ и синтез слов; - владеют интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов. | индивидуальная, подгрупповая и фронтальная |
Общее недоразвитие речи 1 уровня | 1. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления). 2. Развитие понимания речи: слов, словосочетаний, коротких фраз из 2-4 слов. 3. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 4. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков. 5. Развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности. 6. Формирование двусоставного простого предложения. 7. Создание развивающей среды для стимулирования речевой деятельности. | 1. Формирование умения соотносить первичные представления ребенка о предметах с определенными словами. 2. Стимуляция собственно речевой активности в эмоциональной ситуации игры 3. Развитие точных и направленных движений обеих рук. 4. Воспитание слухового внимания. 5. Развитие понимания названий глаголов 6. Формирование умения соотносить конкретный предмет с изображением на картинке. 7. Развитие зрительного внимания. 8. Воспитание умения «прятать» 9. Развитие умения выполнять действие по показу и инструкции. 10. Обучать выполнять разные действия с одним предметом. 11. Стимулировать употребление указательных слов в ответ на вопрос. 12. Закрепить умение различать в речи взрослых формы единственного и множественного числа. 13. Развитие речеслуховой памяти. | - дети дифференцированно обозначают названия предметов, действий, отдельных признаков, используют простые предлоги в элементарных значениях; - отвечают на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми собы-тиями окружающей жизни, пользуются в речевых высказываниях уже простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов; - владеют ритмико-слоговым рисунком двухсложных и трехсложных слов; - понимают некоторые грамматические формы слов, несложные рассказы, короткие сказки. | групповые и индивидуальные |
Общее недоразвитие речи 2 уровня | 1. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления). 2. Развитие понимания речи, т. е. понимания изменения форм слова и их связей в предложении. 3. Расширение и обогащение словарного запаса; уточнение значения глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных по тематическим циклам; формирование обобщений и отвлеченных понятий, накопление синонимов, антонимов. 4. Нормализация состояния моторных функций. 5. Развитие фонематического слуха, совершенствование звукопроизношения. 6. Формирование слоговой структуры слова. 7. Практическое усвоение простых грамматических категорий: упражнения на словоизменение, употребление предлогов и т. д. 8. Употребление в речи распространенных предложений; понимание значения каждого члена предложения (предмет, признак предмета, действие). 9. Формирование фразовой речи (умение отвечать на вопросы, заучивание стихов, пересказ маленьких текстов, объединение предложений в маленькие тексты). 10. Формирование готовности к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. | 1. Развитие понимания речи. 2. Активизация словаря и практического овладения наиболее простыми формами словоизменения. 3. Расширение пассивного словаря на основе знакомства с окружающим миром. 4. Развитие элементарных форм устной речи, умения правильно называть предметы, действия и их признаков, высказать просьбу, кратко сообщить что-то о себе, задать простой вопрос. | - правильно артикулируют поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; - дифференцируют изученные звуки; - находят в предложении слова с заданным звуком; - соотносят предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; - узнают по словесному описанию знакомые предметы; - сравнивают знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам; - понимают простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов; - воспроизводят отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков; - правильно употребляют в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций; - используют в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.). | подгрупповая и индивидуальная |
Общее недоразвитие речи 3 уровня | 1. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления). 2. Расширение словарного запаса за счет накопления новых слов различных частей речи и умения активно пользоваться разнообразными способами словообразования. 3. Развитие и совершенствование грамматических средств языка: умение строить словосочетания, предложения по законам грамматики, умение пользоваться моделями различных синтаксических конструкций. 4. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе сформированных навыков анализа и синтеза 5. Формирование правильного звукопроизношения: развитие артикуляционного аппарата, постановка отсутствующих звуков и автоматизация их в речи. 6. Усвоение слов различной слоговой структуры. 7. Обучение элементам грамоты. 8. Формирование связной речи: учить планировать собственное высказывание, самостоятельно определять содержание своего высказывания, связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. 9. Нормализация состояния моторных функций. | 1. Сформировать полноценные произносительные навыки. 2. Развить фонематические процессы, научить детей звуковому анализу и синтезу. 3. Сформировать слоговую структуру слова. 4. Сформировать лексико-грамматические категории, расширить словарный запас. 5. Развить грамматически правильную связную речь. 6. Воспитать у детей умение правильно составлять распространѐнные предложения, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной речи. 7. Воспитать у детей правильную, чѐткую, умеренно громкую, выразительную связную речь. 8. Подготовить детей к овладению элементарным навыкам письма и чтения | - развёрнутая фразовая речь характеризуется недоразвития лексики, грамматического строя и фонетики. - достаточно уверенно используют распространённые предложения, некоторые виды сложных предложений, однако выявляется структурный аграмматизм, например пропуск главных и второстепенных членов предложения. - в самостоятельной речи употребляют трёх-, четырёх-, пятисложные слова,однако стечение согласных в более простых словах, употребляемых в контекст,может произноситься с пропуском одного из звуков. - наблюдаются перестановки, уподобление слогов. - в самостоятельной речи сокращено число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода,числа, - используют практически все части речи, однако формирование грамматического строя языка характеризуется наличием ярко выраженных грамматических ошибок. - проявляется невозможность полноценного переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. - словарный запас достаточен лишь для повседневной бытовой ситуации. - сохраняется тенденция к лексическим заменам. - могут передать основное содержание - сохраняются трудности внутреннего планирования высказываний и их языкового оформления. изложения, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, - нарушение логико – временных и причинно – следственных связей в тексте. - допустимы нарушения звукопроизношения | подгрупповая и индивидуальная |
Ринолалия | 1. Формирование небно-глоточного смыкания. 2. Работа над физиологическим дыханием. 3. Формирование ротового выдоха. 4. Совершенствование артикуляционной моторики. 5. Борьба с патологическими компенсаторными привычками. 6. Развитие фонематического слуха. 7. Исправление неправильного звукопроизношения. 8. Работа над голосом. | 1. Устранение хирургическим путем анатомических нарушений; 2. Ортодонтическое исправление деформации верхней челюсти и постоянный контроль за предотвращением вторичных деформаций; 3. Общеукрепляющее лечение; 4. Своевременная отоларингологическая санация (профилактика нарушений слуха у детей); 5. Психотерапевтическое воздействие на ребенка и его микросоциальное окружение; 6. Ранняя логопедическая помощь, 7. Подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе. | - отсутствуют дефекты звукопроизношения и умеют различать правильное и неправильное произнесение звука; - умеют правильно воспроизводить различной сложности звуко-слоговую структуру слов; - правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; - умеют произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; - умеют правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; - умеют дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); - умеют осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; - практически владеют основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; - владеют синтаксическими конструкциями различной сложности; - владеют связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; - сформированы языковые операции, необходимые для овладения чтением и письмом; - сформированы психофизиологические психологические, лингвистические уровни, обеспечивающие овладение чтением и письмом. | индивидуальные |
Дизартрия | 1. Развитие фонематического внимания и восприятия (т.е. обучение умению различать и слышать звуки, отличать на слух правильное произношение от неверного, проводить фонематический анализ); 2. Формирование речевого дыхания. 3. Работа по преодолению нарушений голоса. 4. Работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией. 5. Развитие и формирование артикуляционной и мимической моторики. 6. Постановка звуков. 7. Развитие и формирование мелкой моторики рук. 8. Развитие и формирование общей моторики. 9. В случае выявленных нарушений словарного запаса, грамматического строя параллельно ведется работа по этим направлениям. | 1. Формирование правильного звукопроизношения, просодической стороны речи и эмоционально - выразительной окраски речи. 2. Развитие коммуникации и возможности использования речи как средства общения и обучения | - дети используют вербальные и невербальные средства общения: умеют правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеют во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию; - владеют универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеют дифференцировать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; - самостоятельно выполняют звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры; - усваивают новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и предложений. - подбирают однокоренные и образовывает новые слова. - согласовывают слова в числе, роде, падеже. - исправляют деформированное высказывание. - самостоятельно составляют рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывают тексты, используя развернутую фразу; - сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнен и обобщен словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДОУ. | подгрупповая и индивидуальная |
Заикание | 1. Формирование плавной речи у детей c заиканием: -- организация специального охранительного режима (режим молчания или режим ограничения речи, соблюдение которого исключает из общения те виды речи, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки). -- обучение детей навыкам релаксации; -- развитие координации и ритмизации движений в процессе логопедической ритмики. -- формирование речевого дыхания: расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания); формирование длительного фонационного выдоха; формирование речевого выдоха. -- формирование навыков рациональной голосоподачи: развитие силы и динамического диапазона голоса; формирование мелодических характеристик голоса. -- развитие просодической стороны речи: развитие интонационной выразительности; нормализацию процесса речевого паузирования; формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз. -- планирование речевого высказывания. 2. Развитие психологической базы речи (восприятия, памяти, внимания, мышления). 3. Психокоррекция личности заикающегося ребенка. 4. Комплексный подход к преодолению заикания предполагает проведение коррекционной работы по двум направлениям: -- сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, на воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом; -- использование системы воздействия разных специалистов: врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, преподавателя по физическому воспитанию. | 1. Формирование устойчивой, плавной речи, свободной от заикания. 2. Психолого-педагогическое воздействие на личность заикающегося. 3. Профилактика рецидивов и хронификации заикания. | - хорошо владеют устной речью, правильным звукопроизношением, могут выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения, знают и умеют пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; - сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности. сформирован навык пользования речью без заикания. - умеют внимательно слушать речь окружающих (взрослых, близких, родных, незнакомых людей, своих товарищей); - умеют выслушивать до конца и понимать содержание сказанного; - правильно выполняет просьбу или благодарит за совет, пожелание. - могут объяснить понятно, кратко или развернуто, отвечая на вопрос взрослого. - могут замечать ошибки в речевом поведении своих товарищей, умеют объяснить ошибку, предложить вариант правильного ответа, способа поведения. - умеют предварительно мысленно планировать предстоящее высказывание; - умеют наряду с развернутыми очень обстоятельными рассказами передавать то же самое содержание кратко, называя лишь основные операции в предстоящей работе; - владеют всеми формами ситуативной и контекстной речи. | подгрупповая и индивидуальная |
Алалия | 1. Активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляторного аппарата. 2. Создание механизмов речевой деятельности. 3. Развитие слухо-зрительного внимания. 4. Формирование двигательной и речедвигательной деятельности. 4. Развитие понимания речи. 5. Развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/ глухость, места образования, способа образования, твердость/мягкость, определение положения фонемы в слове/ фонемного состава слова, называние слов с заданной фонемой). 6. Коррекция звукопроизношения. 7. Развитие пассивного и активного словаря. 8. Развитие предикативной системы и овладение элементами грамматического строя. | 1. Формирование мотивационной основы речевой деятельности (развитие потребности, желания и возможности подряжать им, дифференциации неречевых и речевых звуков). 2. Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка 3. Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи). 4. Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. 5. Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога) 6. Формирование связной речи--особо сложной коммуникативной деятельности, коммуникативных умений, автоматизация грамматических структур. 7. Совершенствование неречевых процессов. | максимально возможное восстановление речевой функции (звукопроизношение, лексика, грамматика) и компенсация психических нарушений. | Фронтальная и индивидуальная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
Авторский проэкт по теме...
Взаимодействие специалистов ДОУ в работе по коррекции речевых нарушений у детей.
В статье раскрыт опыт работы взаимодействия специалистов логопедического детского сада....
«Применение логопедического массажа в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия,...
Статья "Взаимосвязь учителя – логопеда и инструктора по физкультуре в работе по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
В статье рассматриваются вопросы комплексного подхода в реализации коррекционно – образовательного процесса....
«Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях»
Использование логопедических искалок даёт большие возможности для развития речи у детей-дошкольников....
Консультация «Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Вопросы преодоления задержек и нарушений в развитии речи в раннем возрасте являются приоритетными в практике дошкольного образования. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и ис...
«Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях».
Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности.Преодоление сложной речевой патологии, требует продолжительного времени, ...