Занятие по развитию связной речи и творческого рассказывания. Тема Мы – писатели
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Красюкова Галина Александровна

(составление повествовательного рассказа по методике

В.К. Воробьевой)

Цели:

1.     Закрепление навыка самостоятельного смыслового программирования с опорой на графический план.

2.     Развитие глагольной синонимии.

3.     Закрепление правил языковой и лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.

4.     Распространение предложений однородными прилагательными.

5.     Развитие линейной вербальной памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию связной речи

и творческого рассказывания.

Тема Мы – писатели

(составление повествовательного рассказа по методике

В.К. Воробьевой)

Цели:

  1. Закрепление навыка самостоятельного смыслового программирования с опорой на графический план.
  2. Развитие глагольной синонимии.
  3. Закрепление правил языковой и лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.
  4. Распространение предложений однородными прилагательными.
  5. Развитие линейной вербальной памяти.

Оборудование: графическая схема; ориентировочная карточка (схема 11, стр. 87); предметные картинки: охотник (1 шт.), лес (2 шт.), медвежонок (4 шт.), деревня (2 шт.), двор (2 шт.), хозяйка (2 шт.), петух (2 шт.), будка (1 шт.); указка; звездочки-подсказки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Назовите, какие вы помните творческие профессии?

- А как называется профессия человека, который сочиняет рассказы?

- Как вам кажется, это трудная работа?

- Вы хотели бы стать писателями и придумывать разные истории?

- Давайте сегодня попробуем стать писателями и сочиним все вместе интересный рассказ.

- Но, боюсь, одним нам не справиться. Кто бы нам помог в этом деле? Наверное, нам сможет помочь тот, кто сам умеет сочинять истории и рассказы.

- Ой! Кто это стучит? Нам принесли посылку. Интересно, от кого этот зонтик со звездочками? (Конечно, от Оле Лукойе). 

- А что это за коробочка такая? – Написано: «Открыть только с помощью последней подсказки!»

- А где же нам искать подсказки? (На звездочках).

Оле Лукойе любил рассказывать свои истории перед сном. Давайте я покручу разноцветный зонтик, а вы закрывайте глазки. Будем искать первую подсказку от Оле Лукойе.

- И раз, и два, и три,

Ну-ка, Сережа, первую звездочку нам сними:

Поудобнее садитесь,

и друг другу улыбнитесь.

Мои подсказки выполняйте,

И рассказ красивый сочиняйте!

II. Составление рассказа.

- Придумать рассказ нам поможет эта страничка.

- Подумайте, какой случай (событие) можно представить, посмотрев на эту страничку?

- Подумайте, кто будет главным героем нашего рассказа?

- Посчитайте, сколько в нашем рассказе получится предложений?

Как-то в зимнюю стужу, охотники отправились в лес.

В лесу они нашли медвежонка.

Медвежонка принесли в деревню.

В деревне его отдали хозяйке.

Хозяйка выпустила медвежонка во двор.

А во дворе в это время разгуливал петух.

Петух напал на медвежонка.

Медвежонок спрятался в собачьей будке.

- Как вам кажется, получился у нас рассказ? А давайте-ка проверим? (Анализируем по ориентировочной карточке «Есть рассказ, нет рассказа»).

III. Развитие глагольной синонимии.

Закрывайте снова глазки.

Будем искать вторую подсказку.

- И раз, и два, и три,

Ну-ка, Саша, вторую звездочку нам сними:

Не зевайте и не спите,

А к стрелочкам другие слова-действия подберите!

- Давайте с помощью нашей схемы попробуем вспомнить и назвать по порядку только слова-действия (т.е. слова-стрелки).

Дети с помощью логопеда восстанавливают в памяти слова-действия:

Отправились, нашли, принесли, отдали, выпустила, разгуливал, напал, спрятался.

- А теперь посмотрите – я ставлю фишки «запрета» на несколько слов-стрелок (2 - нашли, 7 - напал, 8 - спрятался). Это значит, что данные слова называть нельзя, а следует подобрать другие, новые слова.

  1. Дети выбирают подходящие слова и «примеряют» каждое отобранное слово к данному предложению.
  2. Дети вместе с логопедом приходят к выводу о том, что слово в предложении изменилось, а его смысл остался прежним.
  3. Дети «проверяют» сохранность правил смысловой дружбы предложений в рассказе.

IV.  Закрепление правил языковой и лексико-синтаксической связи предложений в рассказе. Местоимения, производные слов (словообразование) и контекстные синонимы как средства сцепления предложений.

- Закрывайте снова глазки.

Будем искать четвертую подсказку.

- И раз, и два, и три,

Ну-ка, Женя, третью звездочку нам сними:

Еще старанье приложите,

Теперь картинки новыми словами замените!

- Посмотрите – я ставлю фишки «запрета» на некоторые картинки (3 - медвежонок, 5 - хозяйка). Это значит, что данные слова называть нельзя, а следует подобрать другие, новые слова.

Глядя на маркированную графическую схему, дети второе предложение «прочитывают» так, как оно дано в рассказе и обозначено предметными картинками, но к первому слову третьего предложения им уже необходимо подыскать новое слово, так чтобы оно не разрушило смысловой связи. Вместо слова «медвежонок» сказать: «его», «этого детеныша, зверька».

Такую же речевую операцию необходимо проделать для соединения 4-го и 5-го предложений.

Производя подобные лексические подстановки, дети обнаруживают, что содержание рассказа не меняется, а наоборот, способ рассказывания становится более разнообразным и интересным.

V. Физкультминутка. 

Закрывайте снова глазки.

Будем искать четвертую подсказку.

- И раз, и два, и три,

Ну-ка, Паша, четвертую звездочку нам сними:

Не скучайте, не ленитесь,

А в актеров превратитесь!

Вы на месте не сидите,

А героев нашего рассказа поскорей изобразите!

Дети под музыку исполняют роль испуганного медвежонка и злобного петуха.

VI. Распространение предложений однородными прилагательными.

- Закрывайте снова глазки.

Будем искать пятую подсказку.

- И раз, и два, и три,

Ну-ка, Вика, пятую звездочку нам сними:

Успокойтесь, подышите,

Снова силы соберите!

Красотою ваш рассказ не обойдите,

Треугольники словами-признаками замените!

- Хороший у нас получился рассказ. Но посмотрите – я ставлю дополнительные фишки (желтые треугольники - прилагательные) около некоторых картинок. Эти фишки помогут нам сделать наш рассказ еще более интересным для слушателей и читателей. Желтые треугольники около картинок подсказывают, что эти картинки мы должны «украсить» словами-признаками.

- Давайте подумаем, какого медвежонка нашли в лесу охотники? (жалкого, маленького)

- А какой петух разгуливал во дворе? (злой, злобный)

VII. Пересказ.

- Закрывайте снова глазки.

Будем искать шестую подсказку.

- И раз, и два, и три,

Ну-ка, Ника, шестую звездочку нам сними:

Все вниманье соберите,

Рассказ по-новому прочтите!

Глядя на маркированную графическую схему, дети «прочитывают» рассказ по-новому и обнаруживают, что содержание рассказа не изменилось, а наоборот, стало более разнообразным и интересным.

Как-то в зимнюю стужу, охотники отправились в лес.

В лесу они нашли жалкого, маленького медвежонка.

Этого зверька они принесли в деревню.

В деревне его отдали хозяйке.

Она выпустила медвежонка во двор.

А во дворе в это время разгуливал злобный петух.

Неожиданно петух напал на медвежонка.

Медвежонок от испуга спрятался в собачьей будке.


VIII. Итог занятия.

- Осталась последняя звездочка на зонтике.

- И раз, и два, и три,

Ну-ка, Вова, седьмую звездочку нам сними:

Вы сегодня не ленились,

А отлично потрудились.

Рассказ прекрасный сочинили

И награду заслужили!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию связной речи по лексической теме «Космос»

Цель: составить рассказ по образцуЗадачи:коррекционно-развивающие:·        развивать общую моторику;·        развивать мелкую мото...

Конспекты занятий по развитию связной речи путем рассказывания по серии сюжетных картин у старших дошкольников

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка является развитие связной речи.Своевре...

Презентация для педагогов по связной речи "Творческое рассказывание"

Даётся понятие творческое рассказывание, раскрываются приемы рассказывания по возрастным группам....

Конспект НОД по развитию связной речи. Творческое рассказывание в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Сказка для домовёнка Кузи».

Тема: «Сказка для домовёнка Кузи».Цель: создать условия для творческой речевой активности детей с помощью сказочного материала.Задачи:*учить придумывать сказку; последовательно, эмоциональ...

Конспект занятия по развитию связной речи через обучения рассказыванию по картинкам

развивать связную монологическую речь; помочь детям понять замысел сказки; сформулировать мотивированную оценку персонажам, их взаимоотношениям; учить понимать тему и содержание сказки; учить отбирать...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной группы Рассказывание по теме «Золотая осень»

Систематизировать знания детей  об осени  и осенних явлениях;активизировать словарь по данной теме...