Методическая разработка ООД
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
"Даша путешественница" Тема: " Звук [Д]"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood.doc | 43.5 КБ |
kopiya_prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.ppt | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №115»
Конспект ООД по формированию правильного
звукопроизношения в старшей группе
«Даша путешественница».
Тема: «Звук [д]»
Учитель – логопед: Васильева Е.А.
Конспект ООД по формированию правильного
звукопроизношения в старшей группе
«Даша путешественница».
Тема: «Звук [д]»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи
Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина), обучать звуковому анализу слова ДОМ, обучать составлению предложений по опорным картинкам.
Коррекционно-развивающие задачи
Развивать речевое и слуховое внимание, фонематический слух, восприятие, память, мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитывающие задачи
Воспитывать внимание к собственной и чужой речи; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и навыки сотрудничества.
Оборудование: зеркала; карточки с артикуляционными упражнениями; массажные шарики Су-Джок; карточки для звукового анализа; цветовые символы; мяч; презентация к занятию.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Дети входят в зал. Логопед обращается к детям:
- Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
Дети встают в круг и произносят слова:
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо.
Проходят за столы.
2. Упражнения для губ: «Улыбочка – Трубочка», «Заборчик – Бублик», «Бублик – Кролик»
Артикуляционная гимнастика
Чтобы язычок был послушным, необходимо сделать упражнения:
- «Качели»,
– «Лошадка»,
– «Лопата»,
– «Барабанщик». (Карточки с артикуляционными упражнениями)
3. Сообщение темы занятия. Сюрпризный момент.
– Сегодня к нам в гости пришла девочка Даша. (Слайд 2.) Она такая непоседа и большая выдумщица. Даша любит путешествовать. Сегодня она собирается в гости к Дружку (Слайд 3). Только Даша не знает дорогу. С собой она принесла карту, по которой можно добраться к Дружку и, просит вас помочь ей. (Слайд 4)
Работа над развитием дыхания.
- В дороге мы должны правильно дышать. Ребята, Даша не знает, как нужно правильно дышать. Давайте мы с вами её научим.
Игра «Веселые зверушки»
Дети поочередно дуют каждый на свою игрушку.
Молодцы, вы хорошо дули и научили Дашу.
– Ребята, а какой первый звук слышится в имени Даша? (Звук Д.)
Дети повторяют хором, затем по отдельности звук Д.
– Сегодня мы вместе с Дашей будет играть со звуком Д.
4. Анализ артикуляции звука Д
– Возьмите зеркала и произнесите звук: Д-Д-Д!
(Дети произносят звук Д, наблюдая за артикуляцией в зеркале.)
Логопед объясняет:
Когда мы произносим звук Д кончик языка находится за верхними зубами, стучим языком по бугорочкам за верхними зубами как дятел долбит дупло Д-Д-Д. Стучим громко, звонко (дети повторяют). Следит, чтобы дети произносили звук [Д] громко, но не кричали.
Характеристика звука Д:
- при произнесении звука [Д] губы открыты или закрыты?
- при произнесении звука [Д] зубы открыты или закрыты?
- при произнесении звука [Д] воздух встречает преграду?
- какую преграду встречает воздух?
- Значит звук [Д] какой? Гласный или согласный?
- при произнесении звука [Д] горлышко дрожит или нет? положите все руку на горлышко.
- Значит, звук, какой звонкий или глухой?
- А теперь послушайте, как произносится звук Д твердо или мягко? Твердо. Значит, обозначать звук Д мы будем синей фишкой.
Итак звук Д: гласный или согласный?
звонкий или глухой?
твердый или мягкий?
5. Развитие фонематического слуха: выделения звука на слух.
– Начинаем наше путешествие. Нам нужно будет преодолеть много препятствий и правильно выполнить задание, чтобы добраться до дома Дружка. Чтобы пройти через сад, нужно «Поймать звук». (Слайд 4)
Игра: «Поймай звук»
Дети закрывают глаза и слушают звуки. Они хлопают в ладоши, услышав звук Д среди других согласных: д-м-н-к-д-с-т-д-з-н-д-п-д-м-...
Игра: «Колечки»
Дети делают массаж колечками на руках, начинают от большого пальца проговаривают слоги: да – до – ду – ды – дэ.
.
Физкультминутка
Логопед предлагает:
– Для того, чтобы перебраться через мостик, необходимо набраться сил. Даша приглашает нас на зарядку.
Вот Дашина зарядка
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
- А теперь нам нужно обойти шоколадное дерево, я предлагаю вам поиграть в игру «Попугайчики». Я буду вам называть слоговую цепочку, а вы как попугайчики должны будете за мной повторить.
Игра: «Попугайчики»с мячом
Да-да-до
Ду-ды-ды
До-ду-ду
Ды-да-да
Ду-ды-ды
Чистоговорки (пальчиковая гимнастика с использованием массажного шарика Су – Джок)
- Да-да-да –я гуляю у пруда.
- Ду-ду-ду – в гости к другу я иду.
- Ды-ды-ды - не могу найти следы.
6. Звуковой анализ слова ДОМ
- Чтобы перебраться через гору, нужно помочь Даше сделать звуковой анализ слова ДОМ. У каждого ребенка схема (три пустых окошка), которую дети должны заполнить с помощью цветных квадратиков.
- Послушайте сколько звуков в слове ДОМ (произносит утрированно)? Сколько звуков вы услышали (индивидуальные ответы детей)?
- Какой 1-й звук? Правильно звук Д. Даша, назови нам 1-й звук (Д-д-д)
Какой это звук? Согласный, звонкий. Как звучит? (твердо) Каким цветом обозначаем? Правильно, выкладываем.
Аналогично 2-й и 3-й звуки.
Сколько звуков в слове ДОМ?
А сейчас давайте проверим, правильно ли мы выполнили звуковой анализ. (Слайд 5)
(Слайд 4)
7. Составление предложений по опорным картинкам.
Чтобы перепрыгнуть через кустик, нужно договорить слово в предложении.
Игра: «Договори слово»
(Слайд 7)
Логопед предлагает рассмотреть картинки, на экране (подарок, дождь, дуб, звезды).
- Послушайте предложение и добавьте подходящее слово.
Даша любит получать … (подарки). А теперь повтори все предложение полностью.
Ночью на небе светят яркие … (звезды).
На улице льет сильный … (дождь).
Около дома растет могучий… (дуб).
8. Итог занятия.
- Мы со всеми заданиями справились и добрались до домика Дружка.
Но где же он? (Слайд 7)
- Ой, ребята! Кто – то пришел к нам в гости. Это Даша и Дружок.
-Здравствуйте, ребята! Спасибо вам за помощь! Я рада, что нашла друзей.
Дружит с солнцем ветерок
И роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою!
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады.
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Ребята, расскажите Даше:
- С каким звуком познакомились?
- Характеристика звука Д.
- Молодцы, друзья! Я вас угощу конфетами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....