Методическая разработка ООД
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
"Даша путешественница" Тема: " Звук [Д]"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood.doc | 43.5 КБ |
kopiya_prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.ppt | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №115»
Конспект ООД по формированию правильного
звукопроизношения в старшей группе
«Даша путешественница».
Тема: «Звук [д]»
Учитель – логопед: Васильева Е.А.
Конспект ООД по формированию правильного
звукопроизношения в старшей группе
«Даша путешественница».
Тема: «Звук [д]»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи
Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина), обучать звуковому анализу слова ДОМ, обучать составлению предложений по опорным картинкам.
Коррекционно-развивающие задачи
Развивать речевое и слуховое внимание, фонематический слух, восприятие, память, мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитывающие задачи
Воспитывать внимание к собственной и чужой речи; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и навыки сотрудничества.
Оборудование: зеркала; карточки с артикуляционными упражнениями; массажные шарики Су-Джок; карточки для звукового анализа; цветовые символы; мяч; презентация к занятию.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Дети входят в зал. Логопед обращается к детям:
- Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
Дети встают в круг и произносят слова:
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо.
Проходят за столы.
2. Упражнения для губ: «Улыбочка – Трубочка», «Заборчик – Бублик», «Бублик – Кролик»
Артикуляционная гимнастика
Чтобы язычок был послушным, необходимо сделать упражнения:
- «Качели»,
– «Лошадка»,
– «Лопата»,
– «Барабанщик». (Карточки с артикуляционными упражнениями)
3. Сообщение темы занятия. Сюрпризный момент.
– Сегодня к нам в гости пришла девочка Даша. (Слайд 2.) Она такая непоседа и большая выдумщица. Даша любит путешествовать. Сегодня она собирается в гости к Дружку (Слайд 3). Только Даша не знает дорогу. С собой она принесла карту, по которой можно добраться к Дружку и, просит вас помочь ей. (Слайд 4)
Работа над развитием дыхания.
- В дороге мы должны правильно дышать. Ребята, Даша не знает, как нужно правильно дышать. Давайте мы с вами её научим.
Игра «Веселые зверушки»
Дети поочередно дуют каждый на свою игрушку.
Молодцы, вы хорошо дули и научили Дашу.
– Ребята, а какой первый звук слышится в имени Даша? (Звук Д.)
Дети повторяют хором, затем по отдельности звук Д.
– Сегодня мы вместе с Дашей будет играть со звуком Д.
4. Анализ артикуляции звука Д
– Возьмите зеркала и произнесите звук: Д-Д-Д!
(Дети произносят звук Д, наблюдая за артикуляцией в зеркале.)
Логопед объясняет:
Когда мы произносим звук Д кончик языка находится за верхними зубами, стучим языком по бугорочкам за верхними зубами как дятел долбит дупло Д-Д-Д. Стучим громко, звонко (дети повторяют). Следит, чтобы дети произносили звук [Д] громко, но не кричали.
Характеристика звука Д:
- при произнесении звука [Д] губы открыты или закрыты?
- при произнесении звука [Д] зубы открыты или закрыты?
- при произнесении звука [Д] воздух встречает преграду?
- какую преграду встречает воздух?
- Значит звук [Д] какой? Гласный или согласный?
- при произнесении звука [Д] горлышко дрожит или нет? положите все руку на горлышко.
- Значит, звук, какой звонкий или глухой?
- А теперь послушайте, как произносится звук Д твердо или мягко? Твердо. Значит, обозначать звук Д мы будем синей фишкой.
Итак звук Д: гласный или согласный?
звонкий или глухой?
твердый или мягкий?
5. Развитие фонематического слуха: выделения звука на слух.
– Начинаем наше путешествие. Нам нужно будет преодолеть много препятствий и правильно выполнить задание, чтобы добраться до дома Дружка. Чтобы пройти через сад, нужно «Поймать звук». (Слайд 4)
Игра: «Поймай звук»
Дети закрывают глаза и слушают звуки. Они хлопают в ладоши, услышав звук Д среди других согласных: д-м-н-к-д-с-т-д-з-н-д-п-д-м-...
Игра: «Колечки»
Дети делают массаж колечками на руках, начинают от большого пальца проговаривают слоги: да – до – ду – ды – дэ.
.
Физкультминутка
Логопед предлагает:
– Для того, чтобы перебраться через мостик, необходимо набраться сил. Даша приглашает нас на зарядку.
Вот Дашина зарядка
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
- А теперь нам нужно обойти шоколадное дерево, я предлагаю вам поиграть в игру «Попугайчики». Я буду вам называть слоговую цепочку, а вы как попугайчики должны будете за мной повторить.
Игра: «Попугайчики»с мячом
Да-да-до
Ду-ды-ды
До-ду-ду
Ды-да-да
Ду-ды-ды
Чистоговорки (пальчиковая гимнастика с использованием массажного шарика Су – Джок)
- Да-да-да –я гуляю у пруда.
- Ду-ду-ду – в гости к другу я иду.
- Ды-ды-ды - не могу найти следы.
6. Звуковой анализ слова ДОМ
- Чтобы перебраться через гору, нужно помочь Даше сделать звуковой анализ слова ДОМ. У каждого ребенка схема (три пустых окошка), которую дети должны заполнить с помощью цветных квадратиков.
- Послушайте сколько звуков в слове ДОМ (произносит утрированно)? Сколько звуков вы услышали (индивидуальные ответы детей)?
- Какой 1-й звук? Правильно звук Д. Даша, назови нам 1-й звук (Д-д-д)
Какой это звук? Согласный, звонкий. Как звучит? (твердо) Каким цветом обозначаем? Правильно, выкладываем.
Аналогично 2-й и 3-й звуки.
Сколько звуков в слове ДОМ?
А сейчас давайте проверим, правильно ли мы выполнили звуковой анализ. (Слайд 5)
(Слайд 4)
7. Составление предложений по опорным картинкам.
Чтобы перепрыгнуть через кустик, нужно договорить слово в предложении.
Игра: «Договори слово»
(Слайд 7)
Логопед предлагает рассмотреть картинки, на экране (подарок, дождь, дуб, звезды).
- Послушайте предложение и добавьте подходящее слово.
Даша любит получать … (подарки). А теперь повтори все предложение полностью.
Ночью на небе светят яркие … (звезды).
На улице льет сильный … (дождь).
Около дома растет могучий… (дуб).
8. Итог занятия.
- Мы со всеми заданиями справились и добрались до домика Дружка.
Но где же он? (Слайд 7)
- Ой, ребята! Кто – то пришел к нам в гости. Это Даша и Дружок.
-Здравствуйте, ребята! Спасибо вам за помощь! Я рада, что нашла друзей.
Дружит с солнцем ветерок
И роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою!
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады.
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Ребята, расскажите Даше:
- С каким звуком познакомились?
- Характеристика звука Д.
- Молодцы, друзья! Я вас угощу конфетами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...