Методическая разработка ООД
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Васильева Елена Александровна

"Даша путешественница" Тема: " Звук [Д]"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood.doc43.5 КБ
Office presentation icon kopiya_prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №115»

Конспект ООД по формированию правильного

звукопроизношения в старшей группе
«Даша путешественница».

Тема: «Звук [д]»

Учитель – логопед: Васильева Е.А.

Конспект ООД по формированию правильного

звукопроизношения в старшей группе
«Даша путешественница».

Тема: «Звук [д]»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи

Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина), обучать звуковому анализу слова ДОМ, обучать составлению предложений по опорным картинкам.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать речевое и слуховое внимание, фонематический слух, восприятие, память, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитывающие задачи

Воспитывать внимание к собственной и чужой речи; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и навыки сотрудничества.

Оборудование: зеркала; карточки с артикуляционными упражнениями; массажные шарики Су-Джок; карточки для звукового анализа; цветовые символы; мяч; презентация к занятию.

 

Ход занятия

1. Оргмомент.

Дети входят в зал. Логопед обращается к детям:

- Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

Дети встают в круг и  произносят слова:

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо.

Проходят за столы.

2. Упражнения для губ: «Улыбочка – Трубочка», «Заборчик – Бублик», «Бублик – Кролик»

Артикуляционная гимнастика

Чтобы язычок был послушным, необходимо сделать упражнения:

- «Качели»,

– «Лошадка»,

– «Лопата»,

– «Барабанщик». (Карточки с артикуляционными упражнениями)

3. Сообщение темы занятия. Сюрпризный момент.

– Сегодня к нам в гости пришла девочка Даша. (Слайд 2.) Она такая непоседа и большая выдумщица. Даша любит путешествовать. Сегодня она собирается в гости к Дружку (Слайд 3). Только Даша не знает дорогу. С собой она принесла карту, по которой можно добраться к  Дружку  и, просит вас помочь ей. (Слайд 4)

Работа над развитием дыхания.

-  В дороге мы должны правильно дышать.  Ребята, Даша не знает, как нужно правильно дышать.  Давайте мы с вами её научим.

Игра «Веселые зверушки»

Дети поочередно дуют каждый на свою игрушку.

Молодцы, вы хорошо дули и научили Дашу.  

– Ребята, а какой первый звук слышится в имени Даша? (Звук Д.)

Дети повторяют хором, затем по отдельности звук Д.

– Сегодня мы вместе с Дашей будет играть со звуком Д.

4. Анализ артикуляции звука Д

– Возьмите зеркала и произнесите звук: Д-Д-Д!

(Дети произносят звук Д, наблюдая за артикуляцией в зеркале.)

Логопед объясняет:

Когда мы произносим звук Д кончик языка находится за верхними зубами, стучим языком по бугорочкам за верхними зубами как дятел долбит дупло Д-Д-Д. Стучим громко, звонко (дети повторяют). Следит, чтобы дети произносили звук [Д] громко, но не кричали.

Характеристика звука Д:

- при произнесении звука [Д] губы открыты или закрыты?

- при произнесении звука [Д] зубы открыты или закрыты?

- при произнесении звука [Д] воздух встречает преграду?

- какую преграду встречает воздух?

- Значит звук [Д] какой? Гласный или согласный?

- при произнесении звука [Д] горлышко дрожит или нет? положите все руку на горлышко.

- Значит, звук, какой звонкий или глухой?

- А теперь послушайте, как произносится звук Д твердо или мягко? Твердо. Значит, обозначать звук Д мы будем синей фишкой.

Итак звук Д: гласный или согласный?

                      звонкий или глухой?

                      твердый или мягкий?

5. Развитие фонематического слуха: выделения звука на слух.

– Начинаем наше путешествие. Нам нужно будет преодолеть много препятствий и правильно выполнить задание, чтобы добраться до дома Дружка. Чтобы пройти через сад, нужно «Поймать звук». (Слайд 4)

                                            Игра: «Поймай звук»

Дети закрывают глаза и слушают звуки. Они хлопают в ладоши, услышав звук Д среди других согласных: д-м-н-к-д-с-т-д-з-н-д-п-д-м-...

                                             Игра: «Колечки»

Дети делают массаж колечками на руках, начинают от большого пальца проговаривают слоги: да – до – ду – ды – дэ.

.

Физкультминутка

Логопед предлагает:

– Для того, чтобы перебраться через мостик, необходимо набраться сил. Даша приглашает нас на зарядку.

Вот Дашина зарядка

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели-встали, сели-встали.

Вы, надеюсь, не устали

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

- А теперь нам нужно обойти шоколадное дерево, я предлагаю вам поиграть в игру «Попугайчики». Я буду вам называть слоговую цепочку, а вы как попугайчики должны будете за мной повторить.

Игра: «Попугайчики»с мячом

Да-да-до

Ду-ды-ды

До-ду-ду

Ды-да-да

Ду-ды-ды

Чистоговорки (пальчиковая гимнастика с использованием массажного шарика Су – Джок)

  • Да-да-да –я гуляю у пруда.
  • Ду-ду-ду – в гости к другу я иду.
  • Ды-ды-ды - не могу найти следы.

6. Звуковой анализ слова ДОМ

- Чтобы перебраться через гору, нужно помочь Даше сделать звуковой анализ слова ДОМ.  У каждого ребенка  схема (три пустых окошка), которую дети должны заполнить с помощью цветных квадратиков. 

- Послушайте сколько звуков в слове ДОМ (произносит утрированно)? Сколько звуков вы услышали (индивидуальные ответы детей)?

- Какой 1-й звук? Правильно звук Д. Даша, назови нам 1-й звук (Д-д-д)

Какой это звук? Согласный, звонкий. Как звучит? (твердо) Каким цветом обозначаем? Правильно, выкладываем.

Аналогично 2-й и 3-й звуки.

Сколько звуков в слове ДОМ?

А сейчас давайте проверим, правильно ли мы выполнили звуковой анализ. (Слайд  5)

(Слайд 4)

7. Составление предложений по опорным картинкам.

Чтобы перепрыгнуть через кустик, нужно договорить слово в предложении. 

Игра: «Договори слово»

(Слайд 7)

Логопед предлагает рассмотреть картинки, на экране (подарок, дождь, дуб, звезды).

- Послушайте предложение и добавьте подходящее слово.

 Даша любит получать … (подарки). А теперь повтори все предложение полностью.

Ночью на небе светят яркие … (звезды).

На улице льет сильный … (дождь).

Около дома растет могучий… (дуб).

8. Итог занятия.

- Мы со всеми заданиями справились и добрались до домика Дружка.

Но где же он? (Слайд 7)

- Ой, ребята! Кто – то пришел к нам в гости. Это Даша и Дружок.

-Здравствуйте, ребята! Спасибо вам за помощь! Я рада, что нашла друзей.


Дружит с солнцем ветерок 
И роса с травою. 
Дружит с бабочкой цветок, 
Дружим мы с тобою! 
Всё с друзьями пополам 
Поделить мы рады. 
Только ссориться друзьям 
Никогда не надо!

Ребята, расскажите Даше:

- С каким звуком познакомились?

- Характеристика звука Д.

- Молодцы, друзья!  Я вас угощу конфетами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к занятию по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе «Даша путешественница». Тема: «Звук [д]»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...