Презентация "Флексагоны как средство развития речи в логопедической практике ДОО"
презентация по логопедии на тему
В процессе логопедической практики с дошкольниками мы заметили, что на фоне современных компьютерных игр классические методы и приемы по коррекции речи не всегда эффективны, а иногда уже и не интересны детям. Поэтому в рамках введения ФГОС ДО, нужны более инновационные средства для поддержания интереса к образовательной деятельности. Подбирая для этой цели различные игры и упражнения, нас заинтересовали флексагоны, которые изначально использовались как головоломки и средство для математического потенциала дошкольников. Мы решили развить тему флексагонов именно в русле речевого развития дошкольников.
Флексагоны как математическое средство достаточно широко применяются в работе со школьниками, чем с детьми дошкольного возраста. Использование флексагонов в настоящее время является актуальным, так как, на наш взгляд, это новое инновационное средство, представляющее широкий развивающий потенциал в логопедической практике ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В процессе логопедической практики с дошкольниками мы заметили, что на фоне современных компьютерных игр классические методы и приемы по коррекции речи не всегда эффективны, а иногда уже и не интересны детям. Поэтому в рамках введения ФГОС ДО, нужны более инновационные средства для поддержания интереса к образовательной деятельности. Подбирая для этой цели различные игры и упражнения, нас заинтересовали флексагоны, которые изначально использовались как головоломки и средство для математического потенциала дошкольников. Мы решили развить тему флексагонов именно в русле речевого развития дошкольников.
Флексагон – одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы. При правильной сборке флексагон содержит скрытые поверхности. Первый флексагон был открыт случайно в 1939 г. английским студентом Артуром Стоуном. Флексагоны как математическое средство достаточно широко применяются в работе со школьниками, чем с детьми дошкольного возраста.
Использование флексагонов в настоящее время является актуальным, так как, на наш взгляд, это новое инновационное средство, представляющее широкий развивающий потенциал в логопедической практике ДОУ. Первые флексагоны были предложены детям в 2011 году в рамках работы логопедического пункта ДОУ. На начальных этапах работа с флексагонами не представляла систему, но по мере их использования мы заметили, что детям интересно, они проявляют желание ими играть.
Работа с флексагонами проводилась в формах индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности, родительских собраний, мастер-классов, выставок. Методика проведения игр с флексагонами аналогична методике проведения дидактических игр: -ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ флексагона, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления);
- объяснение хода и правил игры; - показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, показ манипулирования флексагоном); - определение роли педагога в игре: участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); - подведение итогов игры.
Игры с флексагонами основываются на самостоятельной речевой и практической активности детей, поисковых, наводящих вопросах педагога. Работая в данном направлении мы придерживались принципов ФГОС дошкольного образования: - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддерживание инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество с семьей; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Информационно-практико-ориентированный проект «Удивительный мир флексагонов» Знакомство с флексагонами
Оформление первых флексагонов
Изготовление тритетрафлексагонов
Базой для формирования представляемого педагогического опыта стали дети логопедической группы № 10 в количестве 13 человек с общим недоразвитием речи третьего уровня в сентябре 2014 г. и 15 человек с сентября по декабрь 2015 г.
Для того чтобы отследить результативность данной работы, было проведено два обследования: одно в начале проекта, второе - по его завершению. Состояние речевых и неречевых функций детей диагностировалось по речевым картам, которые разработаны на основе методики обследования детей с ОНР Нищевой Н.В. По итогам обследования и промежуточным результатам диагностики детей, на основании графиков динамики развития речи каждого ребенка, были построены диаграммы состояния развития речи всей группы.
Показа тели Сентябрь 2014 г. (%) Декабрь 2015 г. (%) N Средний уровень Низкий уровень N Средний уровень Низкий уровень Лексико-грамматический строй речи 0 46 54 53 47 0 Звукопроизноше ние 0 38 62 47 40 13 Мелкая мотори ка 0 23 77 40 60 0
Диаграмма развития лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения и мелкой моторики в сентябре 2014 г.
Диаграмма развития лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения и мелкой моторики в декабре 2015 г.
Авторские игры решают следующие задачи: - развивать функции словообразования и словоизменения; - обогащать и активизировать словарь по различным лексическим темам; - учить обобщать и классифицировать предметы; - упражнять составлять и распространять предложения; - учить составлять описательный рассказ, рассказ по сюжетной картинке; - упражнять в звуко-слоговом анализе слов; - автоматизировать поставленные звуки; - развивать мелкую моторику; - развивать зрительное восприятие; - развивать ориентировку в пространстве; - развивать логическое мышление.
Игры на развитие словаря, грамматического строя и связной речи Гексафлексагоны Игры «Назови предметы по лексическим темам», «Посчитай»
Игры «Назови ласково» «Соберем урожай» «Один – много» «Овощ или фрукт?» «Кто где живет» «Какой сок?» «Кто чем питается?» «Назови ласково»
Игры «Что в лесу растет?», «Посчитай» «Раз малинка, два малинка» «Чего много?»
Игра «Чей хвост? Флексагон Чья голова?» «Насекомые»
Игра «Маша, Миша и облачко» Игра «Сколько?»
Игра «Посчитай»
Тритетрафлексагоны на темы «Фрукты», «Деревья», «Осень».
Открытки-флексагоны «Времена года»
Открытка – флексагон «В лесу»
Открытки-флексагоны по познавательному развитию
Игра «Придумай историю»
Флексагоны по автоматизации звуков, развитию фонематического восприятия и звукового анализа
Игры «Мы со звуками играем и слова называем» - Игры «Назови первый звук в слове» (гласные, согласные звуки) - Игра «Определи место звука «К», «К», «Т», «Т’» в слове» - Игры «Назови первый и последний звук в слове», «Назови картинку на звук…», «Подели слова на слоги»,
Игры с тритетрафлексагонами , направленные на развитие высших психических функций: памяти, внимания, логического мышления. Игра «Сравни картинки» Игра «Что сначала, что потом» Игра «Найди одинаковые предметы» Игра «Какой из четырех предметов лишний?»
Флексагоны на развитие зрительного восприятия Игры с тригексафлексагонами «Собери картинку» « Узнай предмет по контуру»
Открытки-флексагоны «Узнай предмет по контуру».
Заучивание стихов по мнемотаблицам
Мастер-класс для педагогов
Мастер-класс для родителей
Флексагоны , изготовленные родителями
Проведя целенаправленную, систематическую и планомерную работу по внедрению флексагонов в логопедическую практику с детьми дошкольного возраста с ОНР, мы убедились, что флексагон – новое дополнительное средство имеющее многоплановый развивающий характер.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе ДОУ.
Проектная деятельность актуальна для детей с ОНР, т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес...
Развитие речи детей логопедической группы средствами УНТ
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, накопления положительного опыта в межличностных отношениях.Поэтому необходимо...
Консультация для педагогов "Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе и детей с ОВЗ в ДОУ"
Количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, качество здоровья падает. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи &ndash...
Мастер-класс Флексагоны как средство развития речи детей в логопедической практике ДОО
Используя флексагон как дидактическую игру, я решаю следующие цели и задачи: Цель - Развитие речи, мышления и воображения воспитанников с помощью флексагона. Задачи - развивать функц...
Использование логопедической ритмики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок до...
Игровая деятельность как средство коррекции речи в логопедической практике
Дошкольный возраст – это возраст игры. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной, трудов...
Информационно – практико – ориентированный, творческий проект «Чистоговорка – как средство развития речи дошкольников»
СодержаниеИнформационная карта проекта……………………………………………...….........3Введе...