Методические рекомендации для развития связной монологической речи у дошкольников старшей группы
методическая разработка по логопедии на тему

Стецкевич Ксения Андреевна

В данной разработке представлены виды работ по развитию навыков связной монологической речи для детей с нарушением языкового/ семантического компонента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для развития связной монологической речи у дошкольников старшей группы

Роль речи в становлении ребенка как личности нельзя переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор дошкольника.

В современном мире существует тенденция к росту категории детей с общим недоразвитием речи у которых в структуре речевого дефекта отмечаются недостатки сформированности связной монологической речи. Данные особенности состояния развития связной монологической речи приводят к вторичным нарушениям восприятия и воспроизведения текстовых учебных материалов, умению давать развернутые ответы на вопросы, изложению своих суждений.

В ходе исследования и анализа последних данных можно сделать вывод о том, что процесс развития связных высказываний у дошкольников с ОНР характеризуется общими и специфическими особенностями как внутреннего программирования, так и внешнего оформления связных высказываний. [1]

Проанализировав высказывания детей c ОНР III уровня речевого развития с точки зрения семантического программирования и полноты языкового оформления, можно прийти к выводу, что ошибки носят неоднородный характер. Наблюдаются ошибки смыслового программирования и языкового оформления высказывания. Наличие таких ошибок является основанием для выявления межгрупповых различий и распределения испытуемых на две группы:

  • дети с нарушением смыслового программирования высказывания (преимущественно нарушена цельность и связность высказывания).
  • дети с нарушением языкового оформления высказывания (дети, в речи которых были отмечены многочисленные лексико-грамматические ошибки)

На основании выделения 2 групп детей, коррекционно-развивающая работа по развитию связной монологической речи проводится по следующим  направлениям и этапам  работы.  

Для детей с нарушенным смысловым программированием высказывания в первую очередь необходимо развивать навыки цельного и связного построения высказывания. С целью развития данной стороны связной речи рекомендуется проводить следующие виды коррекционной работы:

  • Дополнение ряда предметных картинок сюжетной картинкой
  • Дополнение ряда сюжетных картинок сюжетной картинкой
  • Выложить сюжетные  картинки по услышанному тексту
  • Разложить сюжетные картинки в верном порядке по представлениям
  • Найди лишнюю картинку среди сюжетных картинок
  • Пересказ с опорой на сюжетные картинки
  • Рассказ по серии сюжетных картинок

Для коррекционной работы по данному направлению предлагаются следующие виды заданий:

«Закончи фразу»

Цель: научить детей строить полное высказывание.

Ход игры: Детям предлагается закончить предложение, начатое логопедом, опираясь на предметную картинку. Логопед начинает фразу, а вместо окончания фразы показывает предметную картинку. Дети повторяют фразу начатую логопедом и добавляют слово с картинки.

Например:

Л .- «Я вижу..(картинка стула)»

Р. – «Я вижу стул»

«Какой? -какая? -какие? »

Цель: научить подбирать к слову слова, обозначающие признак

Ход игры: Логопед называет слово. По очереди детям кидает мяч и просит полным предложение ответить на вопрос «Какой(ая/ие)…?) Игра продолжается до тех пор, пока дети могут придумать качество предмета.

Например.

Л. - Слово «мишка». «Мишка какой?»

Д. - Мишка мягкий. Мишка большой/маленький. Мишка коричневый и т.д.

«Закончи рассказ»

Цель: научить строить связное всказывание.

Ход игры: Логопед начинает фразу, а детям предлагается выбрать окончание фразы из сюжетных картинок и произнести всю фразу целиком.

Например:

Л. – «Маша пошла в лес и …»

Д. – Ребенок выбирает подходящую сюжетную картинку и произносит «Маша пошла в лес и собрала много грибов»

«Нарисуй рассказ»

Цель: научить детей выстраивать логические связи в рассказе и выполнять пересказ с опорой на наглядность.

Ход игры: логопед читает рассказ. Затем детям задаются вопросы по содержанию рассказа. После чего рассказ читается повторно. Логопед просит ребенка составить этот рассказ из картинок. Ребенок выкладывает и опираясь на картинки и вопросы логопеда пересказывает рассказ.

«Что случилось?»

Цель: научить ребенка составлять рассказ по заданному началу.

Ход игры: Логопед предлагает внимательно посмотреть на картинку. Затем ребенку предлагается из картинок придумать продолжение рассказа. После чего просим рассказать, что получилось у ребенка.

«Чего не было?»

Цель: научить ребенка воспринимать текст на слух и выполнят пересказ с опорой на наглядность.

Ход занятия: ребенку предлагается послушать тест. После перед ним выкладывается ряд сюжетных картинок и предлагается проверить, правильный ли рассказ получился? Ребенок находит лишнюю картинку и составляет правильный рассказ.

«Отгадай кто это?/что это?»

Цель: научить ребенка составлять рассказ описание.

Ход игры: Логопед показывает ребенку картинку со всем знакомым предметом. Ребенок не называет предмета описывает его так, чтобы все отгадали что это.

 «Рассказ по плану»

Цель: научить ребенка составлять описательный рассказ по плану(используя мнемоталицы)

Ход игры: Логопед знакомит детей с мнемотаблицей. Затем детям выдаются предметные картинки. по-очереди дети рассказывают по плану о предмете, изображенном на картинке.

Для детей с нарушенным языковым оформления высказывания в первую очередь необходимо развивать грамматический строй речи. С целью развития данной стороны связной речи рекомендуется проводить следующие виды коррекционной работы:

  • Ответы на вопросы взрослого
  • Согласование частей речи с местоимениями
  • Развитие навыков словообразования
  • Развитие навыков словоизменения

Для коррекционной работы по данному направлению предлагаются следующие виды заданий:

«Чей-Чья-Чьё?»

Цель: Сформировать у детей навык словоизменения

Ход игры: Логопед дает каждому ребенку предметную картинку или игрушку. Ребенок называет «Моя ..»

Например. Д. – мой мишка/моя машинка/мои цветы/моё дерево

«Он-она-они-они»

Цель: научить

Ход игры: детям предлагается выбрать среди игрушек/предметных картинок к кому относиться «он»/ «она»/ «оно»/ «они»

 «Один – много»

Цель: научить детей образовывать форму Р.п., мн.ч.

Ход игры: предлагаются картинки, которые надо разделить на 2 группы – «один» и «много»

Дети по очереди выбирают картинку, называют её  и противоположное и кладут в нужную группу.

Например. Ребенок берет картинку – «Много столов»

Л. – как будет наоборот. У тебя много столов, а один…

Р. – «Много столов – один стол»

«1 -3 -5»

Цель: Научить детей образовывать формы множественного числа и согласовывать числительные и существительные

Ход игры: Ребенок берет картинку на которой изображено 1, 3 или 5 предметов. Ребенок называет картинку, и называет остальные формы.

Например: у ребенка на картинке 3 стола.

Р. –«Три стола»

Л. – Назови, как ты скажешь 1../ 5..

Р . – «1 стол, 5 столов»

Литература:

1.Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - изд. 2-е. / В. П. Глухов. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.

2.Лебедева, И.Н. Серия сюжетных картинок в логопедической работе с дошкольниками с системным нарушением речи / И.Н. Лебедева // РГПУ им. Герцена. 2014. – 258 с.

3.Сазонова  С.Н. Развитие    речи    дошкольников    с    общим недоразвитием речи. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников

Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...

Психолого-педагогические проблемы развития связной монологической речи у дошкольников.

Связная монологическая речь - элемент сформированности готовности к школьнму обучению....

Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня (с ОВЗ) с учётом индивидуальных психологических особенностей таких детей.

Рекомендации были разработаны с учетом работ следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селиверстова, Е. И. Тихеевой, Э. П. Коротковой и др.Коррекцией, развитием речевых нарушений детей...

Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи  должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...

«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»

quot;Наглядное моделирование - средство развития связной монологической речи ребёнка дошкольного возраста"...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

В статье описаны методы развития речи детей дошкольного возраста : синквейн, ТРИЗ и другие из опыта работы....