Методические рекомендации для развития связной монологической речи у дошкольников старшей группы
методическая разработка по логопедии на тему
В данной разработке представлены виды работ по развитию навыков связной монологической речи для детей с нарушением языкового/ семантического компонента.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для развития связной монологической речи у дошкольников старшей группы
Роль речи в становлении ребенка как личности нельзя переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор дошкольника.
В современном мире существует тенденция к росту категории детей с общим недоразвитием речи у которых в структуре речевого дефекта отмечаются недостатки сформированности связной монологической речи. Данные особенности состояния развития связной монологической речи приводят к вторичным нарушениям восприятия и воспроизведения текстовых учебных материалов, умению давать развернутые ответы на вопросы, изложению своих суждений.
В ходе исследования и анализа последних данных можно сделать вывод о том, что процесс развития связных высказываний у дошкольников с ОНР характеризуется общими и специфическими особенностями как внутреннего программирования, так и внешнего оформления связных высказываний. [1]
Проанализировав высказывания детей c ОНР III уровня речевого развития с точки зрения семантического программирования и полноты языкового оформления, можно прийти к выводу, что ошибки носят неоднородный характер. Наблюдаются ошибки смыслового программирования и языкового оформления высказывания. Наличие таких ошибок является основанием для выявления межгрупповых различий и распределения испытуемых на две группы:
- дети с нарушением смыслового программирования высказывания (преимущественно нарушена цельность и связность высказывания).
- дети с нарушением языкового оформления высказывания (дети, в речи которых были отмечены многочисленные лексико-грамматические ошибки)
На основании выделения 2 групп детей, коррекционно-развивающая работа по развитию связной монологической речи проводится по следующим направлениям и этапам работы.
Для детей с нарушенным смысловым программированием высказывания в первую очередь необходимо развивать навыки цельного и связного построения высказывания. С целью развития данной стороны связной речи рекомендуется проводить следующие виды коррекционной работы:
- Дополнение ряда предметных картинок сюжетной картинкой
- Дополнение ряда сюжетных картинок сюжетной картинкой
- Выложить сюжетные картинки по услышанному тексту
- Разложить сюжетные картинки в верном порядке по представлениям
- Найди лишнюю картинку среди сюжетных картинок
- Пересказ с опорой на сюжетные картинки
- Рассказ по серии сюжетных картинок
Для коррекционной работы по данному направлению предлагаются следующие виды заданий:
«Закончи фразу»
Цель: научить детей строить полное высказывание.
Ход игры: Детям предлагается закончить предложение, начатое логопедом, опираясь на предметную картинку. Логопед начинает фразу, а вместо окончания фразы показывает предметную картинку. Дети повторяют фразу начатую логопедом и добавляют слово с картинки.
Например:
Л .- «Я вижу..(картинка стула)»
Р. – «Я вижу стул»
«Какой? -какая? -какие? »
Цель: научить подбирать к слову слова, обозначающие признак
Ход игры: Логопед называет слово. По очереди детям кидает мяч и просит полным предложение ответить на вопрос «Какой(ая/ие)…?) Игра продолжается до тех пор, пока дети могут придумать качество предмета.
Например.
Л. - Слово «мишка». «Мишка какой?»
Д. - Мишка мягкий. Мишка большой/маленький. Мишка коричневый и т.д.
«Закончи рассказ»
Цель: научить строить связное всказывание.
Ход игры: Логопед начинает фразу, а детям предлагается выбрать окончание фразы из сюжетных картинок и произнести всю фразу целиком.
Например:
Л. – «Маша пошла в лес и …»
Д. – Ребенок выбирает подходящую сюжетную картинку и произносит «Маша пошла в лес и собрала много грибов»
«Нарисуй рассказ»
Цель: научить детей выстраивать логические связи в рассказе и выполнять пересказ с опорой на наглядность.
Ход игры: логопед читает рассказ. Затем детям задаются вопросы по содержанию рассказа. После чего рассказ читается повторно. Логопед просит ребенка составить этот рассказ из картинок. Ребенок выкладывает и опираясь на картинки и вопросы логопеда пересказывает рассказ.
«Что случилось?»
Цель: научить ребенка составлять рассказ по заданному началу.
Ход игры: Логопед предлагает внимательно посмотреть на картинку. Затем ребенку предлагается из картинок придумать продолжение рассказа. После чего просим рассказать, что получилось у ребенка.
«Чего не было?»
Цель: научить ребенка воспринимать текст на слух и выполнят пересказ с опорой на наглядность.
Ход занятия: ребенку предлагается послушать тест. После перед ним выкладывается ряд сюжетных картинок и предлагается проверить, правильный ли рассказ получился? Ребенок находит лишнюю картинку и составляет правильный рассказ.
«Отгадай кто это?/что это?»
Цель: научить ребенка составлять рассказ описание.
Ход игры: Логопед показывает ребенку картинку со всем знакомым предметом. Ребенок не называет предмета описывает его так, чтобы все отгадали что это.
«Рассказ по плану»
Цель: научить ребенка составлять описательный рассказ по плану(используя мнемоталицы)
Ход игры: Логопед знакомит детей с мнемотаблицей. Затем детям выдаются предметные картинки. по-очереди дети рассказывают по плану о предмете, изображенном на картинке.
Для детей с нарушенным языковым оформления высказывания в первую очередь необходимо развивать грамматический строй речи. С целью развития данной стороны связной речи рекомендуется проводить следующие виды коррекционной работы:
- Ответы на вопросы взрослого
- Согласование частей речи с местоимениями
- Развитие навыков словообразования
- Развитие навыков словоизменения
Для коррекционной работы по данному направлению предлагаются следующие виды заданий:
«Чей-Чья-Чьё?»
Цель: Сформировать у детей навык словоизменения
Ход игры: Логопед дает каждому ребенку предметную картинку или игрушку. Ребенок называет «Моя ..»
Например. Д. – мой мишка/моя машинка/мои цветы/моё дерево
«Он-она-они-они»
Цель: научить
Ход игры: детям предлагается выбрать среди игрушек/предметных картинок к кому относиться «он»/ «она»/ «оно»/ «они»
«Один – много»
Цель: научить детей образовывать форму Р.п., мн.ч.
Ход игры: предлагаются картинки, которые надо разделить на 2 группы – «один» и «много»
Дети по очереди выбирают картинку, называют её и противоположное и кладут в нужную группу.
Например. Ребенок берет картинку – «Много столов»
Л. – как будет наоборот. У тебя много столов, а один…
Р. – «Много столов – один стол»
«1 -3 -5»
Цель: Научить детей образовывать формы множественного числа и согласовывать числительные и существительные
Ход игры: Ребенок берет картинку на которой изображено 1, 3 или 5 предметов. Ребенок называет картинку, и называет остальные формы.
Например: у ребенка на картинке 3 стола.
Р. –«Три стола»
Л. – Назови, как ты скажешь 1../ 5..
Р . – «1 стол, 5 столов»
Литература:
1.Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - изд. 2-е. / В. П. Глухов. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.
2.Лебедева, И.Н. Серия сюжетных картинок в логопедической работе с дошкольниками с системным нарушением речи / И.Н. Лебедева // РГПУ им. Герцена. 2014. – 258 с.
3.Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников
Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...
Психолого-педагогические проблемы развития связной монологической речи у дошкольников.
Связная монологическая речь - элемент сформированности готовности к школьнму обучению....
Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня (с ОВЗ) с учётом индивидуальных психологических особенностей таких детей.
Рекомендации были разработаны с учетом работ следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селиверстова, Е. И. Тихеевой, Э. П. Коротковой и др.Коррекцией, развитием речевых нарушений детей...
Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития
Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...
Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи
Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...
«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»
quot;Наглядное моделирование - средство развития связной монологической речи ребёнка дошкольного возраста"...
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
В статье описаны методы развития речи детей дошкольного возраста : синквейн, ТРИЗ и другие из опыта работы....