"Дифференциация звуков Р - Л"
методическая разработка по логопедии на тему

Макарова Татьяна Леонидовна

Методическая разработка на тему "Дифференциация звуков Р - Л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_l_-_r.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [Л] - [Р]

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Упражнять в различии и правильном произношении звуков [Л] - [Р] в слогах, в словах, во фразе.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие координации мелкой  и общей моторики рук.
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционных упражнений.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие целенаправленной воздушной струи.
  • Развитие слоговой структуры слов.
  • Развитие навыков звукового анализа слов.
  • Развитие умения словообразования путем замены звуков.
  • Развитие пространственной ориентации.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать  самоконтроль.
  • Воспитывать культуру поведения на занятии.

Оборудование:

  • Конверт, карточки с заданиями, артикуляционные профили звуков, тазик с водой, бумажная лодка, изображения главных героев, контейнер с фасолью.

Ход занятия

Орг. момент

- Здравствуй! Я рада тебя видеть. У меня для тебя важное сообщение. Ко мне пришло письмо, и вот что там написано: «Волк похитил Колобка и Чебурашку. Для их спасения необходимо пройти 6 уровней с заданиями. Задание для первого уровня находится в синей коробке».

- Ну что, будем спасать друзей?

1 уровень: артикуляционная гимнастика

Отгадай загадки и изобрази ответ:

Лопата

Вместе с дворником шагаю,
Расчищаю снег кругом. 
А детишкам помогаю 
Делать гору, строить дом.

Парус

Я от ветра раздуваюсь,

Но совсем не обижаюсь,

Пусть меня он раздувает,

Судну скорость прибавляет.

Маляр

Кого зовем мы красить дом

С длинной кисточкой, с ведром?

Мастер этот всем знаком

Он зовется …

Индюк

По двору он важно ходит,

Хвостик веером всегда.

Резкий голос: «Клюк, да клюк»

Недовольный всем …

Лошадь

Скачет она быстрее ветра

И копытами стучит.

Очень уж добра

И хозяину нужна.

Дятел

Стучит по дереву с утра,
Слетают щепочки, кора.
Он леса старого приятель,
Жуков изловит умный ...(В. Лактионов).

        - Молодец, задание для второго уровня находится под столом.

2 уровень: Сравнение [Л] - [Р] по артикуляции. Слоговая структура

- Скажи, пожалуйста, какой звук находится на третьем месте в слове «колобок».

При произнесении «Л» губы у нас в полуулыбке, зубы слегка раздвинуты, кончик языка упирается в верхние зубы, боковые края опущены и воздух выходит по краям, горлышко дрожит. Звук «Л» у колобка самый любимый.

        - А какой пятый звук в слове «чебурашка»?

При произнесениии «Р» губы также в полуулыбке, зубы слегка раздвинуты, передний край языка поднят вверх в форме ложечки к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам, кончик языка дрожит. Догадался, какой любимый звук у Чебурашки?

        - Прошагай слово «колобок» и «чебурашка», сделав один шаг на каждый слог. Сколько слогов получилось?

        - Задание для третьего уровня находится за шкафом.

3 уровень. Дыхательная гимнастика

- Чтобы добраться до Колобка и Чебурашки нам необходимо переплыть реку. Без сильного ветра наша лодка не поплывет. Давай подуем на лодку и доберемся до другого берега реки. (Берем тазик с водой и бумажную лодку).

        - Задание для четвертого уровня находится на подоконнике.

4 уровень. Дифференциация [Л] - [Р] в слогах

- Дальше на нашем пути болото. Мы должны перейти болото по слоговым кочкам: ра-ла-ла, лы-ры-лы, ру-ру-лу, ло-ло-ро,

ар-ал-ар, ыл-ыл-ыр, ур-ул-ур, ол-ор-ор,

ала-ара-ара, ылы-ылы-ыры, уру-уру-улу, оло-оро-оло.

(Шагаем указательными и средними пальцами обеих рук одновременно).

Физминутка

К нам ночь заглянула (опустить голову),

Солнышко глаза закрыло (ладони положить под щеку и закрыть глаза).

Солнышко просыпается (поднять руки вверх)

Всем детям улыбается (улыбаться).

        - Ну что ж, продолжим наше спасение? Задание для пятого уровня найдешь около принтера.

5 уровень. Дифференциация [Л] - [Р] в словах. Фонематический слух

- Нам необходимо сыграть в любимую игру Колобка и Чебурашки. Я буду называть слова, а ты в этом слове звук «л» поменяешь на звук «р». Интересно, что из этого получится…:

лак (рак), лама (рама), ложки (рожки), ложь (рожь), дал (дар), мир (мил), жил (жир), пил (пир), игла (игра), жалкий (жаркий), колобок (коробок), город (голод).

        - Задание для шестого уровня ты найдешь, если сделаешь три шага  направо, а затем два шага налево.

Уровень 6. Дифференциация [Л] - [Р] во фразе

- Это задание называется «путаница». Послушай внимательно предложения и исправь ошибки:

Кукла купила Веру.

Рыба поймала рыболова.

Зеркало протирало Лару.

Картинки в журнале рассматривали Клару.

Потолок красной краской красил маляра.

Кролик кормил Руслана крупной морковью.

- Какой ты молодец! Ты прошел все уровни! Пришло время освобождать наших друзей. Ты их найдешь в контейнере с фасолью.

Итог занятия

- Тебе понравилось это приключение?

- Какое задание тебе понравилось больше всего?  
- Ты сегодня настоящий герой!14

Домашнее задание

Необходимо  на картине раскрасить красным цветом те предметы, в названиях которых есть звук «р», предметы, в которых есть звук «л» - желтым цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...