Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Школа»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Методическая копилка представляет материал необходимый для организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной к школе логопедической группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Школа» | 57.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ д\с №414 ЦО г. Новосибирска учитель-логопед О. В. Мельникова
Методическая копилка
учителя-логопеда по лексической теме «Школа»
- Планирование коррекционно-образовательной деятельности по лексической теме «Школа» в подготовительной к школе группе
Лексика | Формирование лексико-грамматических категорий | Формирование связной речи | Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и зв. ан. | Арт., пальчиковая, дых. гимнастика | ПБР |
Лексический материал: учитель, ученик(ца), глобус, пенал, школьные принадлежности, учебник, дневник, школьник (ца), указка. | «5 школе». Логопед: В детском саду вы много играли, рисовали, лепили. Скоро вы пойдете в школу. Чему вы там научитесь? В школе я научусь писать (читать, считать, думать, рассказывать, трудиться, бегать, прыгать, решать, помогать, говорить по-английски и т. д.). «Что положишь в портфель?» (согласование числительных с существительными). Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что вы положите в портфель?» Дети отвечают: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д)». «Измени слово» (образование существительных женского рода): умник — умница, ученик — ученица, учитель — учительница, отличник — отличница, двоечник — двоечница, троечник — троечница, хорошист — хорошистка, скромник — скромница, первоклассник — первоклассница, проказник — проказница, школьник — школьница, озорник — озорница. «Подбери слово» (подбор родственных слов): -писать — письмо, пишу, писатель, списать, записка, переписывать, подпись; -читать — читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, читальня; учить — учитель, учительница, ученик, ученица, учебник, учеба, учащиеся. «Предложение договори и его ты повтори» (образование сравнительной степени прилагательных от наречий). Дети должны сначала закончить предложение, а затем повторить его полностью: В детском саду хорошо, а в школе... лучше. В детском сау интересно, а в школе... интереснее. В детском саду весело, а в школе... веселее. В детском саду приятно, а в школе... приятнее. В детском саду просторно, а в школе... просторнее. В детском саду замечательно, а в школе... замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе... прекраснее. | Беседа: Надо много учиться, чтобы овладеть любимой профессией. Поэтому все дети поступают в школу. В школе трудно, но интересно. Дети много узнают о том, что нас окружает. Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом). Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок». | Закрепление пройденного материала. Звуковой анализ односложных и двусложных слов. Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога. Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение. Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости. | Общая моторика: Речевая подвижная игра «В школу мы с тобой пойдем». Импровизация движений в такт стихотворению. В школу мы с тобой пойдем, И портфель с собой возьмем, В школе будем мы читать, В школе будем мы писать, Физкультурой заниматься, И трудиться, и стараться. Пальчиковая гимнастика. артик. гимн.: на выбор детей. | Д\и: «Четвертый лишний» «Запомни ряд».
|
- Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками подготовительной логопедической группы.
Лексический материал: учитель, ученик(ца), глобус, пенал, школьные принадлежности, учебник, дневник, школьник (ца), указка.
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия |
1. Развитие общей моторики | |
В школу мы с тобой пойдем, И портфель с собой возьмем, В школе будем мы читать, В школе будем мы писать, Физкультурой заниматься, И трудиться, и стараться. | Импровизация движений в такт стихотворению. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Повторять на выбор детей. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Комплекс №1. | |
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия | |
Закрепление пройденного материала. Звуковой анализ односложных и двусложных слов. Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога. Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение. Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости. | |
5. Развитие лексико-грамматического строя речи | |
«В школе». В детском саду вы много играли, рисовали, лепили. Скоро вы пойдете в школу. Чему вы там научитесь? В школе я научусь писать (читать, считать, думать, рассказывать, трудиться, бегать, прыгать, решать, помогать, говорить по-английски и т. д.). «Что положишь в портфель?» (согласование числительных с существительными). Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что вы положите в портфель?» Дети отвечают: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д)». «Измени слово» (образование существительных женского рода): умник — умница, ученик — ученица, учитель — учительница, отличник — отличница, двоечник — двоечница, троечник — троечница, хорошист — хорошистка, скромник — скромница, первоклассник — первоклассница, проказник — проказница, школьник — школьница, озорник — озорница. «Подбери слово» (подбор родственных слов): -писать — письмо, пишу, писатель, списать, записка, переписывать, подпись; -читать — читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, читальня; учить — учитель, учительница, ученик, ученица, учебник, учеба, учащиеся. «Предложение договори и его ты повтори» (образование сравнительной степени прилагательных от наречий). Дети должны сначала закончить предложение, а затем повторить его полностью: В детском саду хорошо, а в школе... лучше. В детском сау интересно, а в школе... интереснее. В детском саду весело, а в школе... веселее. В детском саду приятно, а в школе... приятнее. В детском саду просторно, а в школе... просторнее. В детском саду замечательно, а в школе... замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе... прекраснее. | |
6. Развитие связной речи | |
Беседа: Надо много учиться, чтобы овладеть любимой профессией. Поэтому все дети поступают в школу. В школе трудно, но интересно. Дети много узнают о том, что нас окружает. Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом). Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок». | |
7. Индивидуальная работа | |
Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у воспитанников группы всех поставленных звуков. Настя, Женя П. , Гриша – инд. занятия по автоматизации звуков (см. закладки в тетради). Ежедневная арт. гимн. – Влад, Гриша. Женя. |
- Материал для оформления стенда учителя-логопеда
Родителям рекомендуется закрепить обобщающее понятие «школьные принадлежности».
Продолжаем играть:
«Что положишь в портфель?» (согласование числительных с существительными). Взрослый называет предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что ты положишь в портфель?». Ребёнок: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д)».
«Измени слово» (образование существительных женского рода): умник — умница, ученик — ученица, учитель — учительница, отличник — отличница, двоечник — двоечница, троечник — троечница, хорошист — хорошистка, скромник — скромница, первоклассник — первоклассница, проказник — проказница, школьник — школьница, озорник — озорница.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по лексической теме: «Школа. Школьные принадлежности»
Рекомендации логопеда для родителей по формированию у детей с ОНР лексико-грамматических категорий....
Лексическая тема "Школа" (задания для детей старшей и подготовительной группы с ОНР)
В данной подборке содержаться задания педагогам и родителям для коррекции лексико-грамматического строя речи, для развития общей и мелкой моторики детей старшей и подготовительной группы с ОНР....
учебно-методическое пособие "Ребусы по лексическим темам"
В данном учебно-методическом пособии представлены ребусы по лексическим темам, данное пособие направленно на предупреждение нарушений письменной речи у детей 5-7 лет с речевыми нарушениям...
Конспект интегрированной индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по коррекции и формированию звукопроизношения Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности» Тема: «Незнайка и его друзья в плену».
Конспект индивидуально-подгрупповой НОД учителя-логопеда ДОУ, с детьми с ФФН. Особенность данной разработки является интергация речевой и познавательной областей (развитие математических категор...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»
-Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана». Совершенствование грамматического строя речи....
Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности." для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.
В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности" представлены игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развитие связной речи. усвоение граммат...
Методическая разработка по лексической теме "Школа" с детьми подготовительного возраста.
Методическая разработка по лексической теме "Школа" с детьми подготовительного возраста. Подобран материал по развитию речи дошкольника, обогащению словаря, упражнения в умении понимать пере...