Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Школа»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мельникова Оксана Викторовна

Методическая копилка представляет материал необходимый для организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной к школе логопедической группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д\с №414 ЦО г. Новосибирска                            учитель-логопед О. В. Мельникова    

Методическая копилка

учителя-логопеда по лексической теме «Школа»

  1. Планирование коррекционно-образовательной деятельности по лексической теме «Школа» в подготовительной к школе группе

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и зв. ан.

Арт., пальчиковая, дых. гимнастика

ПБР

Лексический материал:  учитель, ученик(ца), глобус, пенал, школьные принадлежности, учебник, дневник, школьник (ца), указка.

       «5 школе». Логопед: В детском саду вы много играли, рисовали, лепили. Скоро вы пойдете в школу. Чему вы там научитесь? В школе я научусь писать (читать, считать, думать, рассказывать, трудиться, бегать, прыгать, решать, помогать, говорить по-английски и т. д.).

      «Что положишь в портфель?» (согласование числительных с существительными). Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что вы положите в портфель?» Дети отвечают: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д)».

      «Измени слово» (образование существительных женского рода): умник — умница, ученик — ученица, учитель — учительница, отличник — отличница, двоечник — двоечница, троечник — троечница, хорошист — хорошистка, скромник — скромница, первоклассник — первоклассница, проказник — проказница, школьник — школьница, озорник — озорница.

        «Подбери слово»  (подбор родственных слов):

-писать — письмо, пишу, писатель, списать, записка, переписывать, подпись;

-читать — читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, читальня; учить — учитель, учительница, ученик, ученица, учебник, учеба, учащиеся.

        «Предложение договори и его ты повтори»  (образование сравнительной степени прилагательных от наречий). Дети должны сначала закончить предложение, а затем повторить его полностью: В детском саду хорошо, а в школе... лучше. В детском сау интересно, а в школе... интереснее. В детском саду весело, а в школе... веселее. В детском саду приятно, а в школе... приятнее. В детском саду просторно, а в школе... просторнее. В детском саду замечательно, а в школе... замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе... прекраснее.

Беседа: Надо много учиться, чтобы овладеть любимой профессией. Поэтому все дети поступают в школу. В школе трудно, но интересно. Дети много узнают о том, что нас окружает.

Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом).

Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок».

Закрепление пройденного материала.

Звуковой анализ односложных и двусложных слов.

Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога.

Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение.

Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости.

Общая моторика:

Речевая подвижная игра «В школу мы с тобой пойдем».

Импровизация движений в такт стихотворению.

В школу мы с тобой пойдем,

И портфель с собой возьмем,

В школе будем мы читать,

В школе будем мы писать,

Физкультурой заниматься,

И трудиться, и стараться.

Пальчиковая гимнастика.

артик. гимн.: на выбор детей.

 Д\и: «Четвертый лишний»

«Запомни ряд».

 

  1. Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками подготовительной логопедической группы.

Лексический материал: учитель, ученик(ца), глобус, пенал, школьные принадлежности, учебник, дневник, школьник (ца), указка.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

В школу мы с тобой пойдем,

И портфель с собой возьмем,

В школе будем мы читать,

В школе будем мы писать,

Физкультурой заниматься,

И трудиться, и стараться.

Импровизация движений в такт стихотворению.

2. Развитие мелкой моторики

Повторять на выбор детей.

3. Развитие артикуляционной моторики

Комплекс №1.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

Закрепление пройденного материала.

Звуковой анализ односложных и двусложных слов.

Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога.

Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение.

Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости.

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

       «В школе». В детском саду вы много играли, рисовали, лепили. Скоро вы пойдете в школу. Чему вы там научитесь? В школе я научусь писать (читать, считать, думать, рассказывать, трудиться, бегать, прыгать, решать, помогать, говорить по-английски и т. д.).

      «Что положишь в портфель?» (согласование числительных с существительными). Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что вы положите в портфель?» Дети отвечают: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д)».

«Измени слово» (образование существительных женского рода): умник — умница, ученик — ученица, учитель — учительница, отличник — отличница, двоечник — двоечница, троечник — троечница, хорошист — хорошистка, скромник — скромница, первоклассник — первоклассница, проказник — проказница, школьник — школьница, озорник — озорница.

        «Подбери слово»  (подбор родственных слов):

-писать — письмо, пишу, писатель, списать, записка, переписывать, подпись;

-читать — читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, читальня; учить — учитель, учительница, ученик, ученица, учебник, учеба, учащиеся.

        «Предложение договори и его ты повтори»  (образование сравнительной степени прилагательных от наречий). Дети должны сначала закончить предложение, а затем повторить его полностью: В детском саду хорошо, а в школе... лучше. В детском сау интересно, а в школе... интереснее. В детском саду весело, а в школе... веселее. В детском саду приятно, а в школе... приятнее. В детском саду просторно, а в школе... просторнее. В детском саду замечательно, а в школе... замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе... прекраснее.

6. Развитие связной речи

Беседа: Надо много учиться, чтобы овладеть любимой профессией. Поэтому все дети поступают в школу. В школе трудно, но интересно. Дети много узнают о том, что нас окружает.

Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом).

Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок».

7. Индивидуальная работа

Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у воспитанников группы всех поставленных звуков. Настя, Женя П. , Гриша – инд. занятия по автоматизации звуков  (см. закладки в тетради). Ежедневная арт. гимн. – Влад, Гриша. Женя.

  1. Материал для оформления стенда учителя-логопеда

Родителям рекомендуется закрепить обобщающее понятие «школьные принадлежности».

  Продолжаем играть:        

         «Что положишь в портфель?» (согласование числительных с существительными). Взрослый называет предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что ты положишь в портфель?».  Ребёнок: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д)».

        «Измени слово» (образование существительных женского рода): умник — умница, ученик — ученица, учитель — учительница, отличник — отличница, двоечник — двоечница, троечник — троечница, хорошист — хорошистка, скромник — скромница, первоклассник — первоклассница, проказник — проказница, школьник — школьница, озорник — озорница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по лексической теме: «Школа. Школьные принадлежности»

Рекомендации логопеда для родителей по формированию у детей с ОНР лексико-грамматических категорий....

Лексическая тема "Школа" (задания для детей старшей и подготовительной группы с ОНР)

В данной подборке содержаться задания педагогам и родителям  для коррекции лексико-грамматического строя речи, для развития общей и мелкой моторики детей старшей и подготовительной группы с ОНР....

учебно-методическое пособие "Ребусы по лексическим темам"

В данном   учебно-методическом пособии представлены ребусы по лексическим темам,  данное пособие направленно на предупреждение нарушений письменной речи у детей 5-7 лет с речевыми нарушениям...

Конспект интегрированной индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по коррекции и формированию звукопроизношения Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности» Тема: «Незнайка и его друзья в плену».

Конспект индивидуально-подгрупповой НОД учителя-логопеда ДОУ, с детьми с ФФН. Особенность данной разработки является интергация речевой и познавательной  областей (развитие математических категор...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»

-Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана». Совершенствование грамматического строя речи....

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности." для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности" представлены игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развитие связной речи. усвоение граммат...

Методическая разработка по лексической теме "Школа" с детьми подготовительного возраста.

Методическая разработка по лексической теме "Школа" с детьми подготовительного возраста. Подобран материал по развитию речи дошкольника, обогащению словаря, упражнения в умении понимать пере...