Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности." для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности" представлены игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развитие связной речи. усвоение грамматических категорий. Желаю успеха!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школа. Школьные принадлежности. | 108.03 КБ |
Игры, направленные на развитие языкового анализа и синтеза | 127.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОМАШНЯЯ ЛОГОТЕКА
от учителя – логопеда Лисянской С.Ю.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»
(для детей старшего дошкольного и подготовительного
к школе возраста)
ЛЕКСИКО –ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
- Побеседовать о школе и школьных обязанностях:
– В какое время года Вы пойдете первый класс?
- В каком месяце, какого числа?
-Почему 1 сентября называют Днём знаний?
- Кто Вас встретит в классе?
-Что делают ученики в школе? (ответы детей учатся читать писать).
-Какая главная книга первоклассника? (букварь, азбука)
- Ты пойдёшь в первый класс, и у тебя появятся школьные обязанности.
-Какие школьные правила ты знаешь: - прилежно учить, приходить в школу во время не опаздывать, быть опрятным, иметь все необходимые школьные принадлежности; выполнять домашнее задание; нельзя приносить жвачку, употреблять плохие слова и выражения; уважать других учеников и взрослых.
- Игровое упражнение: «Что положишь в портфель?» (согласование числительных с существительными)
Инструкция: «Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что вы положите в портфель?»»
Ребёнок отвечает: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д)».
- Игровое упражнение: «Измени слово» (образование существительных женского рода)
Инструкция: «Я начну, а ты продолжи: умник — умница, ученик -…, учитель — …, отличник — …, двоечник — …, троечник — …, хорошист — …, скромник — …, первоклассник — …, проказник — …, школьник — …, озорник — ….
- Игровое упражнение: - «Школьные принадлежности».
Инструкция: «Назови, какие предметы нужны учителю?»
(ручка, журнал, доска, мел, учебник)
- «Назови, какие предметы нужны ученику?»
-Как, одним словом можно назвать эти предметы?
- Игра «Ответ - вопрос» (усвоение предлогов)
сесть за парту − выйти (откуда?) из-за парты; войти в класс − выйти (откуда?) из класса; положить книгу на стол − взять книгу (откуда?) со стола; ручка упала под парту − подняли ручку (откуда?) из-под парты.
- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА-ЛОГОРИТМИКА
Речевая подвижная игра «В школу мы с тобой пойдем». (Импровизация движений в такт стихотворению).
В школу мы с тобой пойдем,
И портфель с собой возьмем,
В школе будем мы читать,
В школе будем мы писать,
Физкультурой заниматься,
И трудиться, и стараться.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок».
https://nukadeti.ru/skazki/filipok
Вопросы для подготовки к пересказу:
- Как называется рассказ?
- Кто автор рассказа «Филиппок»?
- Куда пошли все ребята?
-Почему Филиппок взял шапку?
-Куда хотел пойти Филиппок?
-Почему мать оставила его дома?
-Куда ушли ребята?
-Куда уехал отец?
-Куда ушла мать?
-С кем остался Филиппок дома?
-Что сделала бабушка?
-Куда пошел Филиппок?
-Что спросил учитель?
-Почему Филиппок заплакал?
-Что сделал учитель, чтобы успокоить мальчика?
-Что ответили ребята учителю?
-О чем учитель обещал попросить маму Филиппка?
-Что показывал учитель Филиппку?
-Что сделал Филиппок с буквами?
-Как похвалил его учитель?
-Куда стал ходить Филиппок?
-Как вы думаете, почему Филиппку хотелось ходить в школу?
- Игровое упражнение: «Предложение договори и его ты повтори».
Инструкция: «Закончи предложение, а затем повтори его полностью».
В детском саду хорошо, а в школе... лучше. В детском саду интересно, а в школе... интереснее. В детском саду весело, а в школе... веселее. В детском саду приятно, а в школе... приятнее. В детском саду просторно, а в школе... просторнее. В детском саду замечательно, а в школе... замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе... прекраснее.
- Объяснить пословицы: Ученье – путь к уменью. Ученье свет, неученье – тьма.
- Отгадай загадки про школьные принадлежности.
В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий И на много-много лет Оставляет черный след. (Ручка) | Ты беседуй чаще с ней, Станешь вчетверо умней (Книга) По черному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей – Чиста страница. (Школьная доска) |
Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это?.. (Карандаш) | Кто я, если прямота Главная моя черта? (Линейка) |
Стоит чудесная скамья, На ней уселись ты да я. Скамья ведет обоих нас Из года в год, Из класса в класс. (Парта) | То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь) |
В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки, Что угодно для души. (Пенал) | Если ей работу дашь – Зря трудился карандаш. (Резинка) |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Если Ваш ребёнок - будущий первоклассник, тогда упражнения на развитие навыков языкового анализа и синтеза для него очень важны! Так как хорошее владение навыками языкового анализа и синтеза определяет успешность усвоения письменной речью.
Различают три формы языкового анализа и синтеза:
- Фонематический (звуковой) анализ и синтез;
- Слоговой анализ и синтез;
- Деление предложений на слова и текста на предложения /отграничение речевых единиц.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1.ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «ГОСТИ».
Инструкция: В гости к слогу -ма- пришел слог -ша-. Что получилось?
В гости к слогу -мис- пришел слог -ка-. Что получилось? и т. д.
2.ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «КАКОЕ СЛОВО ДЛИННЕЕ?»
Инструкция: Я произнесу слова, а ты повтори и назови какое слово длиннее: кошка — лягушка; барабан — пирамида и т. д.
3. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «ДОПИШИ СЛОВО».
У ребенка карточка с недописанным словом: маши.., коле.., кроко.., руч.., боч.., пету.., квакуш... и т. д.
4. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «СОБЕРИ СЛОВО».
Взрослый на игровое поле выкладывает определённые карточки со слогами. Ребёнок должен составить из них слово: например, -ки-, эс-, -мо (эскимо); -паж, -ки-, э- (экипаж); -жи, э-, -та- (этажи); -э-, -ма, по- (поэма); -кад-, -ра, эс- (эскадра).
5. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «ДРУЖНЫЕ ЗВУКИ»
Инструкция: Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки. Что получилось? [С], [а], [ш], [а];[с], [у], [ш], [а]; [с], [у], [ш], [к], [а].
6. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «ОТГАДАЙ СЛОВО»
Инструкция: «Отгадай, какое слово, я говорю?»
Например, кро...ка, кра...ка, ...апка, ...амокат, ...уба, ...умка, ...анки, ка...ка, мо...ка, ...каф, ...тол, ко...ы, ...ары, пе...ок, ме...ок, по...уда, поду...ка, но...ки, ку...ок..
7. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «БУСЫ»
Инструкция: Рассыпались бусы... Мы их соберем, нанижем на нитку и слово найдем.
Участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:
на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...
8. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Инструкция: Составь правильное предложение из слов.
-Ромы, у, ракета;
-суку, сова, на;
-столе, на, книга.
9. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «ПО ПЕРВЫМ БУКВАМ СЛОВ»
Инструкция: Соедини первые буквы данных слов, напиши и прочитай, получившееся слово.
10. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «ПО ВТОРЫМ БУКВАМ СЛОВ»
Инструкция: Соедини вторые буквы данных слов, напиши и прочитай,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Лето. Насекомые." (для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)
В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Лето. Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста, для совместных занятий с ребёнком Вы найдёте разные, увлекательные, речевые, игровые упраж...
Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Огород. Овощи. Труд овощевода" ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)
В домашней ЛОГОтеке по лексической теме "Огород. Овощи. Труд овощевода." представлены занимательные игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развития сязной речи и гра...
Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Сад. Фрукты. Труд садовода." ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)
В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения для обогащения и активизации словаря, развития грамматического строя речи, темпо-ритмической стороны речи, связной речи и мелкой моторики по л...
Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Лес. Грибы. Ягоды." ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)
В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения для обогащения и активизации словаря, развития грамматического строя речи, темпо-ритмической стороны речи, связной речи и мелкой моторики по лексиче...
Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Деревья и кустарники в осенний период" ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)
В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения и задания для активизации речевой деятельности, обогащении словарного запаса, развития грамматического строя и связной речи, а также мелкой мо...
Образовательный терренкур «Остров сокровищ» (старший дошкольный и подготовительный к школе возраст)
Цель образовательного терренкура – повышение уровня двигательной активности воспитанников, создание для них комфортной образовательной среды с учетом состояния физического...
Спортивное мероприятие для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ»
Цели: привлечение учеников к совместной спортивной деятельности с детьми детского сада, развивать интерес детей к спорту посредством эстафет и конкурсов, установить эмоциональный контакт между вс...