"Игры разные нужны", статья для научно - методического журнала "Дошкольное воспитание" (№6 2012)
статья по теме
В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности детей возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.
Основные задачи физического воспитания в детском саду – сохранение и укрепление здоровья, закаливание организма, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В «Программу воспитания и обучения в детском саду» («Национально – региональный компонент программы», издательство «Магариф», 2009) в раздел физического воспитания внесен перечень подвижных игр с целью приобщения детей к истокам национальной культуры татарского народа.
Велико воспитательное и образовательное значение народных игр. В «руках» опытного педагога, игра – это очень сильное средство, которое помогает укреплять и оздоравливать организм детей, формировать необходимые навыки движения, создавать условия для радостных эмоциональных переживаний, воспитывать у них дружеские взаимоотношения, умение действовать в коллективе сверстников, развивает речь и обогащает словарь.
Игры являются первыми средствами воспитания у всех народов, и поэтому, как пишет известный исследователь русских детских игр Е. А. Покровский, «игры нередко представляют собою, по крайней мере, такое же, если не более важное, образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т.д.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_raznye_nuzhny.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры разные нужны…»
В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности детей возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.
Основные задачи физического воспитания в детском саду – сохранение и укрепление здоровья, закаливание организма, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В «Программу воспитания и обучения в детском саду» («Национально – региональный компонент программы», издательство «Магариф», 2009) в раздел физического воспитания внесен перечень подвижных игр с целью приобщения детей к истокам национальной культуры татарского народа.
Велико воспитательное и образовательное значение народных игр. В «руках» опытного педагога, игра – это очень сильное средство, которое помогает укреплять и оздоравливать организм детей, формировать необходимые навыки движения, создавать условия для радостных эмоциональных переживаний, воспитывать у них дружеские взаимоотношения, умение действовать в коллективе сверстников, развивает речь и обогащает словарь.
Игры являются первыми средствами воспитания у всех народов, и поэтому, как пишет известный исследователь русских детских игр Е. А. Покровский, «игры нередко представляют собою, по крайней мере, такое же, если не более важное, образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т.д.»
Татарские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины. Передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В этих играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой материал.
Татарские народные игры используются на занятиях физкультуры, во время прогулок, без них не обходится ни один праздник. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.
Одни игры имеют сюжет и их правила тесно связаны с сюжетом. Например, « Серый волк» («Аю-бүре»), «Лисичка и курочка» («Төлке һәм тавыклар»), «Лягушата» («Бакалар») и др.
«Лисичка и курочки» (Төлке һәм тавыклар)
На одном конце площадки находится в курятнике (начерченный на полу квадрат) куры и петухи. На противоположной стороне огорожено место для лисички. Дети изображают петушков и курочек, а водящий – лисичку.
Курочки и петушки выходят из курятника, ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зёрна и т.д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: “Ку-ка-ре-ку!” По этому сигналу все бегут в курятник. А лисичка старается поймать - запятнать любого из играющих.
Если водящему не удаётся запятнать кого-либо из игроков, то он водит повторно.
В играх типа «Займи место» («Буш урын»), «Часовой» («Каравылчы»), «Перехватчики» («Куышу» уены) всё внимание детей направлено на движение и правила.
Часовой (Каравылчы)
Выбирают водящего. Остальные участники игры выстраиваются за ним попарно, держась за руки.
Как только водящий скажет: “Последняя пара, вперёд!”, оба играющих, стоящих позади всех, разъединяют руки, бегут один слева, другой справа, чтобы как можно быстрее занять место впереди колонны. Водящий же стремится поймать или “запятнать”одного из них. Если это удаётся, он вместе с “запятнанным” встаёт впереди колонны, образуя новую пару. Оставшийся без партнёра участник игры становится водящим. Игра начинается вновь.
Последняя пара устремляется вперёд только по сигналу водящего.
Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом.
В игре «Маляр и краски» («Буяулар») по сигналу воспитателя к водящему подходит маляр и спрашивает:
- Бабушка, бабушка, я пришёл за краской. Разрешите взять?
- У меня, дружочек, красок много очень. Какую тебе дать?
- Красную.
Особенно любят дети игры с элементами неожиданности, с прятанием и угадыванием – «Жмурки» («Куз бәйләш» уены), «Хлопушки» («Әбәкле”). «Узнай по голосу» («Кем әйтте?») и др.
Хлопушки (Әбәкле)
На противоположных сторонах площадки отмечаются двумя параллельными линиями два “города”. Все дети выстраиваются у одного из “городов” в шеренгу, принимая следующую позу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперёд ладонью вверх.
Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у “города” и неожиданно бьёт кого-нибудь по ладони. Водящий и “запятнанный” бегут к противоположному”городу”: кто быстрее добежит, тот остаётся в новом “городе”, а отставший становится водящим.
Нельзя начинать бег до того, как водящий коснётся чьей-либо ладони.
Правильное, рационально использование сокровищницы народного игрового фольклора содействует физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения, а в конечном итоге – сближению и взаимопониманию национальных культур.
Доступное содержание, близкие образы, повторы слов, звучная рифма, веселый диалог игр русского народа доставляют детям огромное удовольствие, сближают две культуры – русскую и татарскую. Игры такие как «Лапта», «Городки», «Жмурки» и другие, лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Одной из самых любимых игр детей нашей республики и по сей день остается игра «Жмурки».
«Жмурки на местах»
Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается вокруг себя несколько раз. Играющие его спрашивают: «Где стоишь?» - «На мосту». – «Что продаешь?» - «Квас». – «Ищи три года нас!»
После слов играющие расходятся по площадке, жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвертеньки.
Найденный игрок становится жмуркой только в том случае, если водящий его узнает и назовет по имени.
Неизгладимое впечатления дает детям знакомство с играми народов Поволжья. В детских садах нашей республики широко используются эти игры, благодаря которым у детей формируется устойчивая заинтересованность, уважительное отношение к культуре других народов, создаётся эмоционально положительная основа для развития интернациональных чувств.
Когда воспитатель знакомит детей с подвижными играми какого – либо народа, работу начинает с рассказа о традициях, обычаях, условиях жизни этого народа, знакомит с костюмами, с орнаментом.
В наших детских садах воспитатели активно включают в воспитательно – образовательный процесс игры народов Поволжья, такие как башкирская народная игра «Юрта», чувашская игра «Расходитесь», мордовская игра «Круговой», «Катание мяча» и другие.
«Липкие пеньки» (Йәбешкәк бүкәндәр)
Башкирская народная игра
Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
«Водяной» (Ву мурт)
Удмуртская народная игра
Очерчивают круг – это пруд или озеро, река. Выбирается водящий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: “Водяного нет, а людей-то много”. Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Водяной ловит, не выходя за линию круга.
По-разному играет человек от рождения до старости. Но все же само слово «игра» неразрывно связано в нашем восприятии именно с детством. Мир детства невозможно представить себе без игры.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы из памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Закирова Кафия Валиевна – методист МАДОУ № 415,
Сабирзянова Энже Хуснутдиновна – методист МАДОУ № 166 города Казани.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры разные важны,игры разные нужны.
Представлены игры на формирование у детей культуры общения,на развитие эмоционально-нравственной сферы,развитие коммуникативных способностей,на развитие слухового восприятия....
Статья в научно-методический журнал "Образование Югории" "Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...
Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
Статья в научно – методический журнал на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»...
"Игры разные важны, игры разные нужны!"
Проектная деятельность. Проект по физическому развитию "Игры разные важны, игры разные нужны" в старшей группе детского сада....
Статья в научно-методический сборник на тему: «Развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ»
Эту статью опубликовали в научно-методическом сборнике в г. Ейск, я долго работала в группе комбинированной направленности, которую посещали дети с ТНР и ОВЗ и именно игровая деятельность очень помога...
Буклет "Игры разные нужны,игры разные важны"
Буклет для родителей в какие игры можно поиграть с детьми дома....
Игры разные нужны, игры разные важны
Советы родителям...