Учимся говорить правильно.
консультация по логопедии на тему

Митенкова Татьяна Владимировна
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_govorit_pravilno.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ  ГОВОРИТЬ  ПРАВИЛЬНО

(АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА)

   Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно.  Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.

   Самым подвижным органом является язык, но в образовании звуков большую роль играет и подвижность губ.

   Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объём полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

   Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки  [м], [м’], [н], [н’]. Если мягкое нёбо поднято, а маленький язычок прижимается к задней стенке глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идёт через рот, образуются ротовые звуки (все звуки, кроме м, м’, н, н’).

   Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их – координирована.

Комплекс упражнений  (для свистящих звуков  С , З , Ц ).

-  «Построить забор».

   ЦЕЛЬ. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

   ОПИСАНИЕ. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук  И). Удерживать в таком положении губы под счёт от одного до пяти - десяти.

   МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ. 1.Контролировать, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Между верхними и нижними зубами небольшая щель (1 мм).

-  «Загнать мяч в ворота».

   ЦЕЛЬ. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

   ОПИСАНИЕ. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. 1.Следить, чтобы не надувались щеки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2.Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

-  «Наказать непослушный язык».

   ЦЕЛЬ. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.

   ОПИСАНИЕ. Немного  приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении  при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.

   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.                                            Это упражнение также способствует выработке направленной воздушной струи.

-  «Сделать язык широким».

   ЦЕЛЬ. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

   ОПИСАНИЕ. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2.Контролировать, чтобы не подворачивалась нижняя губа.                   3. Не высовывать язык далеко; он должен только накрывать нижнюю губу.                           4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

                                                                                                                                                                -  «Кто дальше загонит мяч?»

   ЦЕЛЬ. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

   ОПИСАНИЕ. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук  Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Контролировать, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т.е. воздушная струя  была узкой, а не рассеянной.

-  «Почистим зубы».

   ЦЕЛЬ. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

   ОПИСАНИЕ. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить»  нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. 1.Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, контролировать, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся говорить правильно в 6-7 лет

В данном пособии сделана попытка обобщения моего опыта работы  в специализированной группе для детей с речевыми патологиями.Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопеди...

Учимся говорить правильно.

Обучающий материал, который помогает повысить интерес детей к логопедическим занятиям. Представлены разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения....

Учимся говорить правильно

Игры, дидактические упрожнения на формирование грамматически правильной речи у детей старшего возраста....

Проект "Учись говорить правильно"

Цель проекта: стимулирование произносительной стороны речи, снижение количества детей с нарушением звукопроизношения путем профилактических мероприятий на этапе  становления речи в условиях дошко...

Компьютерная игра для развития речи "Учимся говорить правильно "

Методические рекомендациипо использованию пособия «Учимся правильно говорить» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пособие «Учимся  правильно  говорить»  предназначено  для  коррек...

"Учись говорить правильно" проект

Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуж...

Семейный праздник "Учимся говорить правильно"

Данное мероприятие способствует повышению интереса родителей воспитанников к логопедической работе дошкольного учреждения....