Практический тренинг «Артикуляторная гимнастика для педагогов»
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Познакомить педагогов с основными артикуляционными упражнениями, направленными на выработку полноценных движений органов артикуляции и подготовку к правильному произношению звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artik_v_stih.ppt | 2.27 МБ |
artik_gimn_trening_dlya_pedag.docx | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны уметь быстро менять свое положение. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений. Представляю вашему вниманию упражнения и стихотворения к ним, которые непосредственно использую в своей работе.
Тик – так, тик – так – Ходят часики – вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики – вот так! Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. «ЧАСИКИ»
Рот приоткрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно" «ОКОШЕЧКО»
Язычок наш как лопатка - Очень ровный, очень гладкий. Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «ЛОПАТКА»
Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). «Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у». «ЛОШАДКА»
Ну а это вот заборчик. Язычка мы спрячем кончик. Зубы крепко ты сомкни, Губы плавно разведи. Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. «ЗАБОРЧИК»
Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать. Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. «ГРИБОК»
Словно белки мы без спешки, Ловко щёлкаем орешки. Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки". «ОРЕШЕК»
Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – У неё такой круиз. Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. «ГАРМОШКА»
Улыбаюсь: вот шутник – Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. «ИГОЛОЧКА»
За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд. «БУЛЬДОГ»
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу. Чередовать движения языка от верхней губы к нижней. Вверх – вниз, Выше вверх, Вверх – вниз, И ниже вниз, Ты качаться не ленись, Язычок не торопись! «КАЧЕЛИ»
Описание: Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. «БУБЛИК» (РУПОР)
Мы чаек горячий Будем пить на даче. Чашечку мы держим Крепче, крепче, крепче. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд. Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты. «ЧАШКА»
Описание: открыть рот, улыбнуться. Кончик языка упереть в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть горкой. При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:ка длинная у нас 1. Губы в улыбке, зубы видны. 2. Не выкатывать спинку языка наружу, держать язык в заданной позе в полости рта. «ГОРКА» Горка длинная у нас! Мы прокатимся сейчас. Ты на горке удержись, Плавно медленно катись.
Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, не показывая зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались. «ЛЯГУШКА»
На слоненка погляжу, Губы хоботком сложу, На слоненка погляжу, Губы трубочкой сложу: У-у-у-у-у. Описание: Поставить верхние зубы на нижние, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались. «ХОБОТОК» (ТРУБОЧКА)
Зубки чистить нужно дважды: Каждое утро и вечер каждый. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» верхние зубы, делая языком движения из стороны в сторону или вперед Внимание: губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. «ПОЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ»
«БАРАБАН» В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: «Д — д — д — д!» Описание: Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Язык поднят наверх, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Кончиком языка быстро и многократно ударяться в бугорки (за верхними зубами), произнося звук «Д» (д-д-д). Язык все время находится наверху и работает только кончик.
«МАЛЯР» Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем Описание: Рот открыт. Проглаживание кончиком языка всего небного свода, начиная от верхних зубов назад
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Практический тренинг для педагогов
«Артикуляторная гимнастика для воспитателей»
Цель: Познакомить педагогов с основными артикуляционными упражнениями, направленными на выработку полноценных движений органов артикуляции и подготовку к правильному произношению звуков.
Оборудование: Использование мультимедийного оборудования, индивидуальные зеркала.
Уважаемые педагоги!
У большинства детей нарушено звукопроизношение. Кто - то из детей не умеет произносить свистящие звуки, кто - то испытывает затруднение в произношении шипящих, кто -то - сонорных. У некоторых воспитанников дефекты в произношении многих групп звуков.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Что же такое «артикуляционная гимнастика»? (Выслушиваются ответы)
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Для чего нужна «артикуляционная гимнастика»?
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.
Рекомендации к занятиям
Сначала познакомьте детей с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами). На этом этапе дети должны повторять упражнения 2-3 раза.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. У взрослого артикуляция - автоматизированный навык, а детям, чтобы обрести этот автоматизм, необходимы зрительный контроль и постоянные упражнения. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например, что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
- Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
- К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
- В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений
- Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал.
Чтобы проводить в группе с детьми артикуляционную гимнастику, вы должны знать, как правильно выполняется то или иное упражнение. Давайте сейчас с вами попробуем сделать упражнения для губ, языка, которые впоследствии научат наших детей произносить звуки.
Используйте полученные рекомендации в играх для их лучшего речевого развития. Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений - это трудная работа для ребёнка, сделайте её интересной! Запомните: похвала и поощрение придадут ребенку уверенность в своих силах.
Успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практически Игра "Осенняя корзина" для педагогов Цель:показать понятие «Интеграции», на примере «осенней корзины».
Игра для педагогов на педсовете, для показа интеграции образовательных областей по ФГТ....
Описание практической части мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Практическая часть мастер класса для педагогов....
Практическая часть мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Практическая часть к мастер классу для педагогов....
Проектно-практические рекомендации для совершенствования работы педагогов в дошкольных образовательных учреждениях различных районов Санкт-Петербурга
Статья "Проектно-практические рекомендации для совершенствования работы педагогов в дошкольных образовательных учреждениях различных районов Санкт-Петербурга"...
Консультация для педагогов «Практические советы по личной аттестации педагога»
На сегодня педагогическая аттестация в дошкольном образовательном учреждении является актуальной темой для каждого воспитателя или специалиста в системе дошкольного образования. Необходимо серьезно, п...
Практический материал "Артикуляционная гимнастика для дошколят".
Данное пособие представляет комплекс артикуляционных упражнений, направленных на совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке...
Практический материал "Пальчиковая гимнастика на осеннюю тему"
Автором представлен материал по развитию мелкой моторики рук дошкольников....