Семинар-практикум для родителей Тема: «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»
консультация по теме

Сафонова Ирина Эдуардовна

Семинар-практикум для родителей Тема: «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»

Составила: учитель – логопед

          МДОУ д/сад №1

        Сафонова И.Э.

г. Туринск


Цель:  помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком

Задачи:

  • активизировать знания родителей о слогах;
  • уточнить особенности овладения слоговым анализом слова детьми  старшей группы;
  • обучить игровым приемам слогового анализа и синтеза;
  • закреплять навык звуко-слогового анализа слова;
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  • расширять степень  включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я не оговорилась, мы с вами коллеги, так как делаем мы с вами одно дело. Логопед и воспитатели формируют и автоматизируют речевые навыки у ваших детей, а вы в своем повседневном общении и совместной деятельности с детьми, стимулируете их к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков.

Тема нашего семинара  «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»

Детям мы объясняем, что любое слово можно проговорить по частям. (Например: ма-ма, па-па) Затем мы предлагаем сосчитать количество частей в слове. Подставьте руку под подбородок, произнесите слово по частям (ма-ма), сколько раз открылся рот и подбородок коснулся ладони? (Два раза). Сколько частей в слове? (Две части).

Так же мы говорим детям, что слово можно прохлопать в ладоши, прошагать, можно качать головой, или отстукивать по столу. Большим подспорьем в овладении умением делить слова на части может стать обычный мяч.

  • Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, раскрепощают;
  • освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;
  • развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
  • регулируют силу и точность движений;
  • движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому игроку);
  • игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей;
  • развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
  • развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. А теперь вставайте в круг и мы немного поиграем.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Ход игры. Играющие выстраиваются в круг. Логопед называет слово из двух (трех, четырех и т.д) частей. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей передает мяч дальше.

        Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»  

        Ход игры. Логопед говорит игрокам: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог, игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово.

        Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

        Ход игры. Логопед бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший мяч, определяет количество слогов, произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно.

        Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

        Ход игры: Логопед бросает мяч, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол, дом. Игрок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Задача в процессе игры от одного корня образовать максимально длинные слова. Например: дом — домик — домовой — домовитый — домохозяйка.

С овладением умением делить слова на части усложняется и анализ слов. Целое слово мы обозначаем длинной полоской, части слова обозначаем одинаковыми прямоугольниками, а звуки как и раньше красными, синими и зелеными квадратами. Рассмотрим это на примере.

  1. Определите сколько в слове вата частей. (В слове вата 2 части).
  2. Сколько в слове вата всего звуков? (В слове вата всего 4 звука).
  3. Назовите первый звук в слове. (Звук [в] — первый в слове вата. Он согласный, твердый, обозначается синим квадратом).
  4. Назовите второй звук в слове вата (Звук [а] — второй  в слове вата, он гласный, обозначается красным квадратом).
  5. Назовите третий звук в слове (Звук [т] — третий в слове вата, он согласный, твердый, обозначается синим квадратом.)
  6. Назовите последний звук в слове вата. (Звук [а] — последний в слове вата, это гласный звук, обозначается красным квадратом).

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами, которыми вы можете воспользоваться в ваших занятиях с ребенком дома. Хотелось бы напомнить вам о том, что невозможно магическое, «волшебное» разрешение всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

        Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно–логопедического воздействия не сможет привести к достижению необходимого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые, близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова. Тема: "Закрепление чёткого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У"

Цель: учить употреблять предлог "У" в предложении.Задачи:- формировать умение соблюдать ритмический рисунок слов 1-го типа в предложении;- продолжать развитие произносительных умений;- продо...

Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на п...

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...

«Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях» презентация для родителей

Представленная презентация может использоваться в ходе обучающих семинаров для родителей по развитию и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в домашних условиях....

«Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях» памятка для родителей

Вашему вниманию представлена памятка для родителей по развитию слоговой структуры слова у детей в домашних условиях....

Памятка для родителей «Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях»

Памятка для родителей «Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях» может быть использована в качестве раздаточного материала для родителей после консультации, семинара  и т...