Семинар-практикум для родителей Тема: «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»
консультация по теме
Семинар-практикум для родителей Тема: «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
Тема: «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»
Составила: учитель – логопед
МДОУ д/сад №1
Сафонова И.Э.
г. Туринск
Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком
Задачи:
- активизировать знания родителей о слогах;
- уточнить особенности овладения слоговым анализом слова детьми старшей группы;
- обучить игровым приемам слогового анализа и синтеза;
- закреплять навык звуко-слогового анализа слова;
- формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
- расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я не оговорилась, мы с вами коллеги, так как делаем мы с вами одно дело. Логопед и воспитатели формируют и автоматизируют речевые навыки у ваших детей, а вы в своем повседневном общении и совместной деятельности с детьми, стимулируете их к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков.
Тема нашего семинара «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»
Детям мы объясняем, что любое слово можно проговорить по частям. (Например: ма-ма, па-па) Затем мы предлагаем сосчитать количество частей в слове. Подставьте руку под подбородок, произнесите слово по частям (ма-ма), сколько раз открылся рот и подбородок коснулся ладони? (Два раза). Сколько частей в слове? (Две части).
Так же мы говорим детям, что слово можно прохлопать в ладоши, прошагать, можно качать головой, или отстукивать по столу. Большим подспорьем в овладении умением делить слова на части может стать обычный мяч.
- Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, раскрепощают;
- освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;
- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
- регулируют силу и точность движений;
- движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому игроку);
- игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей;
- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. А теперь вставайте в круг и мы немного поиграем.
Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»
Ход игры. Играющие выстраиваются в круг. Логопед называет слово из двух (трех, четырех и т.д) частей. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей передает мяч дальше.
Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Ход игры. Логопед говорит игрокам: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог, игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово.
Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Ход игры. Логопед бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший мяч, определяет количество слогов, произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно.
Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»
Ход игры: Логопед бросает мяч, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол, дом. Игрок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Задача в процессе игры от одного корня образовать максимально длинные слова. Например: дом — домик — домовой — домовитый — домохозяйка.
С овладением умением делить слова на части усложняется и анализ слов. Целое слово мы обозначаем длинной полоской, части слова обозначаем одинаковыми прямоугольниками, а звуки как и раньше красными, синими и зелеными квадратами. Рассмотрим это на примере.
- Определите сколько в слове вата частей. (В слове вата 2 части).
- Сколько в слове вата всего звуков? (В слове вата всего 4 звука).
- Назовите первый звук в слове. (Звук [в] — первый в слове вата. Он согласный, твердый, обозначается синим квадратом).
- Назовите второй звук в слове вата (Звук [а] — второй в слове вата, он гласный, обозначается красным квадратом).
- Назовите третий звук в слове (Звук [т] — третий в слове вата, он согласный, твердый, обозначается синим квадратом.)
- Назовите последний звук в слове вата. (Звук [а] — последний в слове вата, это гласный звук, обозначается красным квадратом).
Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами, которыми вы можете воспользоваться в ваших занятиях с ребенком дома. Хотелось бы напомнить вам о том, что невозможно магическое, «волшебное» разрешение всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.
Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно–логопедического воздействия не сможет привести к достижению необходимого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые, близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры для коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий».
Материал для педагогов по коррекции нарушений слоговой структуры слова....
Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова. Тема: "Закрепление чёткого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У"
Цель: учить употреблять предлог "У" в предложении.Задачи:- формировать умение соблюдать ритмический рисунок слов 1-го типа в предложении;- продолжать развитие произносительных умений;- продо...
Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на п...
Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»
Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...
«Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях» презентация для родителей
Представленная презентация может использоваться в ходе обучающих семинаров для родителей по развитию и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в домашних условиях....
«Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях» памятка для родителей
Вашему вниманию представлена памятка для родителей по развитию слоговой структуры слова у детей в домашних условиях....
Памятка для родителей «Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях»
Памятка для родителей «Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях» может быть использована в качестве раздаточного материала для родителей после консультации, семинара и т...