«Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях» памятка для родителей
консультация

Куляк Светлана Сергеевна

Вашему вниманию представлена памятка для родителей по развитию слоговой структуры слова у детей в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_razdatochnyy.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1935

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях»

Подготовительный этап

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Покажи и назови».

Есть на пальцах наших ногти,

На руках - запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь,И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,Но она всего одна.

Есть у нас на головеУха два и мочки две.

Брови, скулы и виски, И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы - посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой.

  • «Не зевай право-лево называй»

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Кто за кем?» (Игрушки выставляютсяв колонну и ребёнку задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко? Кто посередине?»)
  • «Расставь героев» (Поставь кошку к домику.Поставь Машу между дорогой и забором»). 
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам). 
  • «Где гудит?» (определение местоположения звука).

3. Развитие временно-пространственной ориентировки

  • «Что сначала, что потом» (вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
  • «Расставь по порядку» (части суток, времена года, дни недели, месяцы)

II. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

1.Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

  • «Делай как я»

 «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1)Сели — встали, 2) Руки в стороны — на пояс, 3) Нога вперед — назад — в сторону.

  • «Умелые ручки»

1) Кулачки — ладошки, …

2) Колечки — ушки — рожки, … и т.д.

  • Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» 2) «Лопатка» — «Иголочка».

2.Развитие чувства темпа

  • «Как двигаются животные?»
  • «Кулачки —  ладошки»

Дети выполняют движения руками в нужном темпе под стишок:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук 
 стук, стук  стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп 
 хлоп, хлоп  хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук 
 стук  стук, стук  стук  стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп 
 хлоп  хлоп, хлоп  хлоп  хлоп.

3.Формирование чувства ритма

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо). 
  • Графические упражнения на переключение: «Бусы» (например, красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы. 
  • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Постучи на  ложках»

Коррекционный этап

I. Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:

в сопровождении символов (А, У, О, И, Ы),

без зрительной опоры.

  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением. 
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, радостно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне бабочек.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (1-ого, 3-х) звуков.

II. Работа с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, произносить: та – то – ту – ты);
  • с общим гласным (ка -та-ма-ва);
  • обратные слоги (Скажи «ав – ав» столько, сколько точек видишь);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости (та – да, ко – го);
  • слоги со стечением ста-сты-сту

III. Работа над словомпоследовательно проходимследующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след дорожки).
  • Слоговые домики (Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом или нужный этаж).
  •  «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках). 
  • «Доскажи слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ ) 
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются).
  • «Телевизор» (На экране появляются гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

IV. Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Подбери предмет и повтори» (Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж)
  • «Снежный ком» (ребёнок рисует круги по количеству слов в предложении. Например: Самолёт. Летит самолёт. Летит быстрый самолёт. Летит быстрый, белый самолёт.

Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Помните, вся работа над слоговой структурой слова осуществляется последовательно — переход к более сложной слоговой структуре осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Материал подготовила учитель-логопед:

Куляк Светлана Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей Тема: «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»

Семинар-практикум для родителей Тема: «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»...

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...

«Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях» презентация для родителей

Представленная презентация может использоваться в ходе обучающих семинаров для родителей по развитию и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в домашних условиях....

Памятка для родителей «Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях»

Памятка для родителей «Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях» может быть использована в качестве раздаточного материала для родителей после консультации, семинара  и т...

Разрезные картинки - 1 тип слоговой структуры слова (для домашнего пользования)

В таблице на линиях расположены картинки слов 1 типа слоговой структуры. Скачать, распечатать лист. Назвать с ребенком картинки, разрезать по линиям. Дать собрать картинки, таблицу. Картинки можно рас...