«Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях» памятка для родителей
консультация
Вашему вниманию представлена памятка для родителей по развитию слоговой структуры слова у детей в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slogovaya_razdatochnyy.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1935
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях»
Подготовительный этап
I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле
- «Покажи и назови».
Есть на пальцах наших ногти,
На руках - запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь,И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,Но она всего одна.
Есть у нас на головеУха два и мочки две.
Брови, скулы и виски, И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой.
- «Не зевай право-лево называй»
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
- «Кто за кем?» (Игрушки выставляютсяв колонну и ребёнку задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко? Кто посередине?»)
- «Расставь героев» (Поставь кошку к домику.Поставь Машу между дорогой и забором»).
- «Найди клад» (ориентировка по схемам).
- «Где гудит?» (определение местоположения звука).
3. Развитие временно-пространственной ориентировки
- «Что сначала, что потом» (вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
- «Расставь по порядку» (части суток, времена года, дни недели, месяцы)
II. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений
1.Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной
- «Делай как я»
«Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1)Сели — встали, 2) Руки в стороны — на пояс, 3) Нога вперед — назад — в сторону.
- «Умелые ручки»
1) Кулачки — ладошки, …
2) Колечки — ушки — рожки, … и т.д.
- Артикуляционные упражнения
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» 2) «Лопатка» — «Иголочка».
2.Развитие чувства темпа
- «Как двигаются животные?»
- «Кулачки — ладошки»
Дети выполняют движения руками в нужном темпе под стишок:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук — стук, стук — стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук — стук — стук, стук — стук — стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп — хлоп — хлоп, хлоп — хлоп — хлоп.
3.Формирование чувства ритма
- «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо).
- Графические упражнения на переключение: «Бусы» (например, красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
- Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы.
- Воспроизведение заданного ритма на слух: «Постучи на ложках»
Коррекционный этап
I. Работа над гласными
- Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
в сопровождении символов (А, У, О, И, Ы),
без зрительной опоры.
- Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением.
- Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
- Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, радостно, злобно, ласково) голоса.
- Произнести столько гласных, сколько на поляне бабочек.
- Встать, когда прозвучит ряд из двух (1-ого, 3-х) звуков.
II. Работа с разными типами слогов:
- с общим согласным (например, произносить: та – то – ту – ты);
- с общим гласным (ка -та-ма-ва);
- обратные слоги (Скажи «ав – ав» столько, сколько точек видишь);
- закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
- прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости (та – да, ко – го);
- слоги со стечением ста-сты-сту
III. Работа над словомпоследовательно проходимследующие типы слоговой структуры слова:
- Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
- Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
- Односложные (дом, мак).
- Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
- Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
- Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
- Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
- Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
- Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
- Односложные со стечением в конце слова (зонт).
- Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
- Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
- Слоговые дорожки (ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след дорожки).
- Слоговые домики (Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом или нужный этаж).
- «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках).
- «Доскажи слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
- «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются).
- «Телевизор» (На экране появляются гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).
IV. Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
- «Подбери предмет и повтори» (Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж)
- «Снежный ком» (ребёнок рисует круги по количеству слов в предложении. Например: Самолёт. Летит самолёт. Летит быстрый самолёт. Летит быстрый, белый самолёт.
Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.
Помните, вся работа над слоговой структурой слова осуществляется последовательно — переход к более сложной слоговой структуре осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Материал подготовила учитель-логопед:
Куляк Светлана Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей Тема: «Игры для коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий».
Материал для педагогов по коррекции нарушений слоговой структуры слова....
Семинар-практикум для родителей Тема: «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»
Семинар-практикум для родителей Тема: «Основные приемы коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»...
Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»
Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...
Звуко- буквенный анализ слова в домашних условиях. Памятка для родителей.
Звуко- буквенный анализ слова...
«Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях» презентация для родителей
Представленная презентация может использоваться в ходе обучающих семинаров для родителей по развитию и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в домашних условиях....
Памятка для родителей «Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях»
Памятка для родителей «Развитие слоговой структуры слова в домашних условиях» может быть использована в качестве раздаточного материала для родителей после консультации, семинара и т...
Разрезные картинки - 1 тип слоговой структуры слова (для домашнего пользования)
В таблице на линиях расположены картинки слов 1 типа слоговой структуры. Скачать, распечатать лист. Назвать с ребенком картинки, разрезать по линиям. Дать собрать картинки, таблицу. Картинки можно рас...