Программа работы с воспитателями в рамках клуба «Запускаем речь ребёнка».
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему
Система обучения воспитателей приемам коррекционной работы и гармонизация отношений между детьми и педагогами на совместных занятиях по запуску речи детей младшего дошкольного возраста ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_vospitatelyami_po_zapusku_rechi_detey.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69» г. Сыктывкара Принята на педагогическом совете Утверждена: МБДОУ «Детский сад №69» Заведующий МБДОУ «Детский сад №69» «___»_____________2017г. от «___»___________2017г. Председатель_____________А.А.Петрова ____________А.А.Петрова Программа работы с воспитателями по систематизации мероприятий, обеспечивающих своевременное выявление и профилактику речевых нарушений у детей в рамках клуба «Запускаем речь ребёнка». «Особенности развития детей с речевыми расстройствами раннего и младшего дошкольного возраста» |
г. Сыктывкар 2017г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!
К. Д. Ушинский.
По данным Института коррекционной педагогики РАО, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5 – 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют патологию периода беременности и родов. В этих случаях, в первую очередь, страдает нервная система ребенка, и в частности - речь.
Таким образом, можно констатировать факт неуклонного роста количества детей раннего возраста, имеющих те или иные отклонения в сфере речевого здоровья, осложняющие процесс их социализации.
Раннее предупреждение, диагностика, и коррекция психических и речевых нарушений является на сегодняшний день одной из актуальных проблем педагогики. Ранний возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.
Законы РФ «Об образовании» 29.12.2012г. № 273-ФЗ, и ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124- ФЗ от 24.07.1998., предусматривают реализацию альтернативных форм оказания услуг педагогам и родителям, цель которых оказание консультативной помощи детей раннего и младшего дошкольного возраста в вопросах воспитания, развития и обучения детей
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 4,5 – 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: слабого здоровья, дефицита общения с взрослыми, нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой недостатки речевого развития не исправляются. Но при раннем выявлении и своевременной помощи, недостатки речевого развития корректируются.
Специалисты утверждают: только ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяет скомпенсировать уже имеющиеся отклонения в развитии и предупредить появление дальнейших «вторичных» проблем.
Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребенка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга маленького ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.
Вариантом решения обозначенных проблем является разработка и внедрение программы «Ранняя диагностика и профилактика возникновения речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях работы школы», которая обеспечит:
- Систематизацию методик, направленных на раннее выявление и коррекцию речевых нарушений, в том числе методик, которые могут быть использованы воспитателями в условиях группы.
- Использование нетрадиционных форм работы с детьми
- Повысить компетентность родителей по вопросу о профилактике речевых нарушений.
Реализация программы повысит эффективность профилактической работы, направленной на успешную социализацию ребенка раннего возраста, значительно повысит психолого-педагогическую грамотность воспитателей в вопросах речевого развития.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: систематизация мероприятий, обеспечивающих своевременное выявление и профилактику речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в рамках работы по программе в ДОО.
Задачи:
- проводить мероприятия, направленные на раннее выявление и профилактику речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
- внедрить новые эффективные формы работы с неговорящими детьми с использованием нетрадиционных методов;
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
- Увеличение процента охвата неговорящих детей раннего и младшего дошкольного возраста.
- Формирование информационной готовности воспитателей к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
- Повышение качества и эффективности просвещения воспитателей по вопросам речевого развития детей раннего возраста.
- Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
Срок реализации программы февраль 2017г. – май 2017г.
Реализация программы предполагается в два этапа:
1 этап. Вводный. 2017г. (февраль).
- Изучение и подбор специальной литературы по проблеме раннего речевого развития детей.
2 этап. Практический. 2017 (март - май). Разворачивание основных механизмов программы:
- Знакомство с методиками по запуску речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
- Внедрение инновационных форм профилактической работы.
5. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
- Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №69» Буркотенко Л.А.;
- Воспитатели групп младшего и среднего дошкольного возраста;
- Дети от 1,5 до 4 лет, посещающие ДОУ;
- Родители воспитанников;
6. ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69».
- Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №69» Буркотенко Л.А.
- Воспитатели групп младшего и среднего дошкольного возраста, родители воспитанников;
7. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Основанием для разработки программы «Ранняя диагностика и профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях работы клуба «Запускаем речь ребенка» послужили следующие факторы:
- Увеличение процента неговорящих детей раннего возраста.
- Увеличение детей раннего и среднего возраста с речевыми нарушениями.
- Подготовка ребенка к социализации в ДОО.
Большинство родителей убеждены в том, что все трудности и проблемы ребенка со временем сами собой разрешатся, что ребенок еще маленький и необходимости в занятиях нет. Именно поэтому педагогу необходимо донести до каждого из родителей понимание того, насколько важен этот особенный возраст, как многого можно достичь, начав заниматься с собственным ребенком уже сейчас, и каких трудностей в дальнейшем это поможет избежать. Поэтому очень важно именно на раннем этапе провести профилактическую работу по предупреждению нарушений речи у детей. А для этого педагог должен владеть разными методиками и методами по запуску речи неговорящих детей.
Важным средством профилактики нарушений речи служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр – драматизаций и развлечений.
Содержание
Название | Цель | Сроки | Ответственные | Примечание |
1 этап | ||||
- Что такое речь? - Для чего нам нужна речь и как она формируется. (Изучение и подбор специальной литературы по проблеме раннего речевого развития детей). | Создание научно-методической базы по проблеме раннего речевого развития детей | февраль | Учитель-логопед | Пополнят научно-методическую базу |
2 этап | ||||
Методики по «запуску речи» неговорящего ребенка: - Жукова О.(«Как научить говорить молчуна: Практический курс по запуску речи неговорящего ребёнка») - Косинова Е.М. (методика «Слоеный пирог») - Новикова-Иванцова Т.Н. - Лынская М. (Сенсорная интеграция в работе воспитателя) - Большакова С.Е. | Систематизация методик, направленных на выявление и коррекцию у детей раннего возраста речевых нарушений | март | Учитель-логопед | Разработка плана по запуску речи неговорящего ребенка |
Обучающие практикумы «Развиваем ребенка вместе»: - Игровые приемы и методы по активизации речи у неговорящих детей (Использование интерактивных игр по «запуску речи») - «Тра-ля-ля для язычка» - сказкотерапия ( Пожиленко Е.А.) - Развитие фонематического восприятия как основная база для формирования чистого звукопроизношения | Обучение воспитателей основным практическим приемам по активизации речевого аппарата. | апрель | Учитель-логопед | Применение данных приемов в практике. Создание игр, выпуска сборника сказок «Артикуляционная гимнастика» |
Приемы ознакомления родителей с применением интерактивных игр | Помощь родителям в подборе детской литературы с учетом их возраста. Обучение родителей основным практическим приемам по активизации речевого аппарата. | май | Учитель-логопед | Выпуск памяток, буклетов: «Правила общения с неговорящим ребенком», «Инструкция по применению» |
9. Ожидаемые результаты.
Использование комплексного подхода в работе по профилактике речевых нарушений с раннего возраста эффективно способствует:
- повышению компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка;
- стимуляции речевого развития детей раннего возраста в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза,
- своевременному устранению возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей 1,5 - 3 лет.
- сокращению количества детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции.
- обучению родителей основным практическим приемам по активизации речи детей
10. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ
Внедрение работы клуба «Запускаем речь ребенка» для воспитателей в работу ДОУ города, района.
11. ЛИТЕРАТУРА
1. Гревцева Е.В. Логопедический тренинг. СПб СпецЛит., 2002.Тютрина Г.А. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста // логопед. 2008. № 2.
2. Громова О.Е. Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка раннего возраста? // логопед. 2007. № 4.
3. Кабаченко Е.И., Кабаченко Н.А. Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания // 2006. № 4.
4.Млодик И.Ю. Книга для неидеалных родителей. – М,: Гнезис,
5. Рыбкина Л.В. О развитии навыков общения детей раннего возраста // Логопед в детском саду. 2006. № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа работы кружка по физическому воспитанию "клуб Игралочка"
Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, через организацию подвижных игр....
Представление опыта работы старшего воспитателя в рамках освоения и внедрения ФГОС ДО
Наш детский сад является пиллотной площадкой по освоению и внедрению ФГОС ДО в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста. Ежегодно я представляю практический опыт внедрения ФГОС ДО на муни...
Презентация работы с родителями в рамках клуба "Вместе веселей" от 6 до 7 лет.
В данной презентации представлен опыт работы по пропаганде экологических знаний....
Доклад. Итоги совместной работы с родителями в рамках клуба «Юный краевед»
Материал для написания совместной работы с родителями....
Перспективный план работы старшего воспитателя в рамках проекта "Природа – наш дом"
Представлен перспективный план на месяц, включающий все направления работы старшего воспитателя...
План работы с семьёй в рамках клуба «Здоровая семья», за 2023-2024 учебный год
Цель – формировать физическое и психическое здоровье детей, посредством включения различные виды деятельности, формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни,...
«Коррекционная работа с детьми и родителями при запуске речи»
laquo;Коррекционная работа с детьми и родителями при запуске речи»...