Представление опыта работы старшего воспитателя в рамках освоения и внедрения ФГОС ДО
методическая разработка на тему

Ткачева Евгения Владимировна

Наш детский сад является пиллотной площадкой по освоению и внедрению ФГОС ДО в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста. Ежегодно я представляю практический опыт внедрения ФГОС ДО на муниципальных сорвещаниях для руководителей дошкольных образовательных организаций. Предлагаю ознакомиться с предстваленным опытом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра:  «Банк идей»

Цель: развитие умения определять педагогическую проблему по работе с одарёнными детьми и в соответствии с этим точно формулировать идею, тему и формы  работы с педагогами

 Прежде чем приступить к игре я предлагаю вам рассмотреть модель преобразования проблемного поля в результат.

  1.  проблемное поле , где сформулирована направление из которого должна выйти проблема ;
  2. проблема, которую нужно решить, вышедшая из результатов анкетирования, бесед, опросов родителей по вопросам воспитания и образования детей;
  3. идея, в которой отражено как эту проблему можно решить;
  4. формы работы, тематика мероприятий которые можно организовать в дошкольном учреждении для решения проблемы;
  5. целепологание, выработка целей направленных на результат;
  6. результативность, конкретный продукт продуктивной деятельности.

Задача: 1.По результатам опроса, анкетирования или индивидуальных бесед выяснить затруднения, проблемы педагогов в воспитании одарённых детей, сформулировать темы, формы работы с педагогами, родителями и одарёнными детьми.

2. Организация «Банка идей» для практической помощи педагогам.

Ход игры:

Педагоги объединяются в группы,  каждая из которых получает карту «Банк идей». В структуре карты выделены столбцы :

  1. Проблемное поле , где сформулирована направление из которого должна выйти проблема ;
  2. Проблема, которую нужно решить, вышедшая из результатов анкетирования, бесед, опросов родителей по вопросам воспитания и образования детей;
  3. Идея, в которой отражено как эту проблему можно решить;
  4. Формы работы, тематика мероприятий которые можно организовать в дошкольном учреждении для решения проблемы.

(В столбцах 1,2 имеется готовая тематика, столбцы 3,4 заполняются педагогами во время обсуждения. Для регламентирования игры устанавливается время,  за которое надо заполнить необходимые столбцы.

На основании проблемного поля и предложенных  проблем сформулировать  свои новые идей и формы работы с педагогами, по истечении времени каждая группа готовит выступление по результатам выполненного задания. Оценивается содержательность тематики, оригинальность формулировок  избранных форм и методов работы с одарёнными детьми. По итогам игры все разработки складываются в специально оформленный макет «Банк идей».

Проблемное поле

Проблема

Идея

Тема

1

2

3

4

1

Снижение интереса к игровой деятельности

Как повысить интерес к игровой деятельности.

Обновить игровое пространство в группе.

Организовать совместно с родителями «Мастерскую Самоделкина»

2

Снижение познавательного интереса

Как повысить познавательный интерес, как способствовать интеллектуальному развитию ребёнка.

Совместные занятия с родителями

Организация родительского клуба «Всезнайка»

3

Усталость детей от учебной деятельности

Как сохранить самобытность детского возраста

Использование нетрадиционных методик при организации занятий

Внедрение в образовательный процесс «Школы семи гномов»

Таким образом, через проведение  таких игр, мы учим педагогов находить решение на разные вопросы, касающиеся работы с одарёнными детьми



Предварительный просмотр:

Педагогическая конференция

в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе

«Качество образования и воспитания через инновации и современные технологии»

Выступление старшего воспитателя ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка» Е.В. Ткачевой на секции дошкольного образования «Стандарт дошкольного образования – как показатель развития»

Тема: «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС»

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Свое выступление мне хотелось бы начать с цитаты

«Чтобы изменить общество,

нужно воспитать другого человека,

человека,

 умеющего жить в современном мире,

ориентироваться в любой жизненной ситуации». 

Я считаю, что слова немецкого социолога и психолога Эриха Фромма, как нельзя лучше подходят к  главной цели современной политики в сфере дошкольного образования - качественное образование дошкольников. Для достижения этой цели необходимо грамотно выстроить модель организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Методическая служба нашего Центра находится в процессе поиска той самой оптимальной и универсальной модели.

Поделюсь с вами нашими методическими наработками, материалами и результатами, которых мы достигли насегодняшний день.

Для начала мы переработали календарно-тематический план. Перед вами его фрагмент.

Подбирая темы, учитывали не только задачи развития и воспитания детей, но и текущие явления и яркие события, происходящие в окружающем ребенка мире. Поэтому план составлен в соответствии с лексическими и событийными темами на весь учебный год.

Но, так как, мы стараемся не загонять наших педагогов в строго очерченные тематические рамки, напротив приветствуем любое проявление инициативы и креативности, то одну неделю каждого месяца обозначили как «свободная тема». И педагоги, исходя из интересов детей своей группы, значимых для них событий, традиций или ситуаций либо на свое усмотрение  самостоятельно определяют тематику недели.

В последнем столбце обозначены знаменательные события и памятные даты. Ведь кроме общеизвестных традиционных праздников существует масса интересных дат, которые могут стать поводом для познавательных досугов и совместных проектов с детьми, это дни рождения детских писателей и поэтов, художников и композиторов, Всемирный день красоты, спичкин праздник и многие другие.

Когда тема обозначена или выбрана, педагоги  начинают планирование своей деятельности с  модели «Три вопроса».

Я знаю, что многие из вас, уважаемые коллеги, уже применяют на практике эту модель, так что не буду останавливаться на теории, расскажу, как эта модель внедряется и действует у нас в саду.

Познакомив педагогов с методикой данной модели, особого энтузиазма и горящих глаз в ответ мы не встретили. Педагогам с большим педагогическим стажем работы было легче понять теорию данного вопроса, но сложно перестроиться на практике, молодые же педагоги готовы к переменам, но не понимали  суть и смысл.  

Исходя из этого, мы планировали ввести  эту модель в образовательный процесс лишь на нескольких / экспериментальных группах с педагогами-энтузиастами, которые освоив ее, смогли бы в дальнейшем доступно и постепенно обучить остальных. Но потом решили не растягивать этот процесс и, в один прекрасный момент объявили: «Все, перестраиваемся и  работаем по-новому».

 Внедрение дается не просто. Вначале, почти все воспитатели, пытались корректировать и редактировать ответы детей, не понимая ценности каждого высказывания для родителя; не понимали, зачем писать под ответами имя ребенка;  некоторые считали, что выставлять на родительское обозрение текст, написанный от руки не эстетично, и пока они работали над оформлением и наводили красоту, информация до родителей доходилас опозданием в 2-3 дня. В этом случае проигрывали как дети, так и воспитатели.

Конечно, мы усложнили и себе жизнь, ведь пришлось работать с каждым педагогом индивидуально и по несколько раз объяснять, казалось бы элементарные понятия, но это того стоило. Всё постепенно входит в систему и метод трех вопросов у нас «прижился». На сегодняшний день все педагоги, начиная со 2-ой мл группы, работают по этой модели.

Перед вами заполненная модель трех вопросов. Я сама, каждый раз заходя в приемную групп по понедельникам, с удовольствием и интересом читаю детские высказывания, в них скрывается такой простор для творчества воспитателя.

Дальнейший образовательный процесс планируется педагогами исходя уже из потребностей детей.

Внимательно изучив и проработав Стандарт, мы сами пришли в некое замешательство: с одной стороны педагогу необходимо ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка, социальную ситуацию развития, продумать организацию различных видов деятельности, способствующих развитию, а с другой стороны в документе ставится акцент на индивидуализацию, поддержку спонтанной активности ребенка, т.е. педагог должен идти на поводу желаний и интересов ребенка.

Как это возможно совместить и добиться желаемого результата, как решить данное противоречие?! Методом «набивания шишек».

Во-первых, мы обозначили педагогам главную задачу на данном этапе– спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе со своими воспитанниками полноценно прожить каждый день тематической недели, чтобы у детей остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. Но помимо радости и веселья ребенку в своем развитии необходимо движение вперед.

Во-вторых, мы постоянно акцентируем внимание воспитателей на том, что планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели должно осуществляться  сов-мест-но. А не так, как действуют некоторые педагоги - тема недели определена, я планирую свою половину рабочего дня, а мой напарник – свою.

Далее мы выстроили и предложили некий алгоритм планирования тематической недели

  1. Прежде всего, воспитателям необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программным содержанием своей возрастной группы  и темой недели.

  1. Второе. Следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач.

  1. Далее необходимо подготовить оборудование и продумать, какие внести изменения в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов и  игр, и т.д.).

  1. Необходимо тщательно продумать организацию итогового занятия.

  1. Пятый пункт. Анализ результатов освоения детьми образовательных задач.

Следующее на что мы постоянно обращаем внимание педагогов – корректировка рабочих планов.

Я думаю, вы со мной согласитесь, что в нашей практике зачастую происходит следующее: педагогии совместно распланировали разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей, с использованием адекватных возрасту форм работы, все мероприятия связали с единой тематикой в течение всей недели и…успокоились. С чувством выполненного долга работают по строго составленному плану.  

Но ведь деятельность с детьми не происходит по стандартному шаблону и невозможно все предвидеть и предусмотреть. Убеждаем педагогов, разъясняем, что в течение недели планирование предполагает внесение корректив с учетом потребностей, интересов детей, а так же по результатам наблюдений за их деятельностью: как усваивается и реализуется предложенный материал, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности, но обязательно соблюдая принцип взаимообмена.

Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия, которое так же планируется заранее в начале недели.

Далее происходит знакомство детей с темой недели. Если тема недели инициирована воспитателем, то в обязательном порядке педагог получает согласие детей работать над ней.

- Как вы считаете, что необходимо сделать воспитателю, чтобы дети приняли «чужую» тему?

Для того чтобы детей ввести в тему недели и  вызвать их интерес  педагогам необходимо продумать мотивацию. В зависимости от возраста она может быть:

  • практической  (научиться что-то сделать);
  • игровой (просьба персонажа о помощи, преодоление препятствий, сюрпризный момент);
  • познавательной (хотите узнать?)

И второе, что необходимо продумать и подготовить – это оснащение предметно-развивающей среды.

Для этого в каждой группе оборудуются центры активности. Наполняемость  и обновление центров так же планируется педагогами группы заранее на всю неделю. В помощь воспитателям  была предложена модель предметно-развивающей среды.

В первом столбце перечислены образовательные области. Содержание второго – заполняется педагогами в зависимости от того какие в группе оборудованы центры. В остальные клетки педагоги вписывают, в какой день недели, какой центр, каким материалом пополнится.

Мы настаиваем и добиваемся от педагогов, чтобы содержание материала во всех центрах частично обновлялось и пополнялось еже-днев-но, в соответствии с темой недели и было ориентировано на «зону ближайшего развития» детей. Только тогда, выражаясь простым языком: интерес детей не угаснет  и они смогут чему-то научиться, на что нас и нацеливает Стандарт. Именно в соблюдении этого принципа и кроется разрешение того противоречия, о котором я говорила выше. Не все педагоги, к сожалению, это понимают, считают «ну, какая разница, каждый день я буду что-то новое вносить в группу или сразу в понедельник все выставлю, и пусть дети развиваются».

Третьим этапом в организации образовательной деятельности является презентация центров активности, во время которой детям сообщается, какие новые материалы их ожидают. Но при этом, ни в коем случае, деятельность   ребенку не навязывается, а предоставляется возможность принятия самостоятельного решения.

Когда наши педагоги только начали внедрять центры активности и дети еще не привыкли к тому, что в группе постоянно появляются новые игры и предметы. Педагоги одной группы нашли, на мой взгляд, интересный способ привлечения внимания детей: рядом с центрами, в которых происходили какие-то изменения, появлялась красная звездочка. Постепенно дети привыкли, что каждый день их ждут сюрпризы, и необходимость в сигналах отпала, приходя в группу, они уже сами старались найти новинки.

Приступая к практической деятельности, воспитатели предлагают детям подумать и определиться, чем они хотят заняться в данный промежуток времени, как будут планировать свою деятельность, выберут ли себе партнера или помощника.

Во время самостоятельной деятельности детей воспитатель в качестве равноправного партнера выбирает один из центров для себя, но не потому, что ему «заняться не чем», а с определенной целью.

Основанием для выбора какого-то конкретного центра может служить:

  • сложность в организации работы центра (науки, математики, грамоты);
  • необходимость решения учебных задач (научить чему-то конкретному);
  • необходимость ведения коррекционно-развивающей работы с конкретным ребенком.

В случае если работа в центрах не требует обязательного присутствия взрослого- дети успешно справляются с выбранными заданиями - воспитатель, переходя от центра к центру, наблюдает за деятельностью конкретного ребенка или за группы детей, за способами решения возникающих затруднений и конфликтов, распределением обязанностей, оказывает помощь и поддержку, если в этом есть необходимость. И желательно, чтобы эти наблюдения он где-то фиксировались. Во-первых, для того, чтобы поделиться ими со своим напарником по группе, во-вторых, чтобы спланировать индивидуальную работу и в-третьих, чтобы порадовать родителей успехами и достижениями их ребенка. Например, у нас на группе, с того момента как мы набрали малышей до подготовительной группы велся журнал, который так и назывался «Наши наблюдения и достижения», в который и наш помощник (няня) вносила свои записи.

Задача итогового этапа - рассмотреть выполненные работы; проанализировать и отметить достижения каждого ребенка, его роль в общем деле; наметить перспективы дальнейшей деятельности.

На мой взгляд, представленная вашему вниманию модель планирования образовательного процесса  обеспечивает постоянную смену действий и впечатлений каждому ребенку, жизнь в детском саду ему понятна и имеет смысл, т.к. он «проживает» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить ее и прочувствовать. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа.

Несомненно, чтобы добиться таких результатов, необходим педагог новой формации, профессионал высокого уровня, который бы  понимал, что детский сад для ребенка – это не учреждение, а расширенное «личное пространство», наполненное сокровенными жизненными смыслами. Это мы, взрослые «образуем» детей, используя целый арсенал своих педагогических изобретений, а дети просто живут здесь и сейчас.



Предварительный просмотр:

Педагогическая конференция

в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе

Выступление старшего воспитателя ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка» Е.В. Ткачевой

Тема: «Организация совместной партнерской деятельности педагогов с детьми»

 «Правильно организованное обучение 

ведет за собой развитие»

Л.С. Выготский

Свое выступление мне бы хотелось начать со слов Льва Семеновича Выготского: «Правильно организованное ОБУЧЕНИЕ ведет за собой развитие». Слово «обучение» я  выделила специально. Объясню почему: когда мы активно стали осваивать и внедрять ФГОС ДО в практику было огромное недоумение и непонимание, как на практике можно «обучать» детей не обучая, идя на поводу интересов и желаний самого ребенка. Сегодня мы уже этот шок пережили, паника пропала, поделюсь с вами нашим опытом.

Сравнительная характеристика организации образовательного процесса

Прежняя форма планирования и дидактика

Форма планирования и дидактика в соответствии с ФГОС ДО

Учебный блок

(сетка занятий)

Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми с учетом интеграции образовательных областей

Блок совместной деятельности взрослого с детьми

Блок самостоятельной деятельности детей

Организация развивающей среды для свободной самостоятельной деятельности детей

Содержание основной образовательной программы ДО в двух ее частях – обязательной и вариативной – реализуется в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, свободной самостоятельной деятельности самих детей и направлено на достижение целевых ориентиров ФГОС ДО.

  1. Современная дошкольная педагогика не является авторитарной, учебная модель образовательного процесса в прошлом, основными психолого-педагогическими условиями развития ребенка на данный момент являются:
  2. Основные психолого-педагогические условия развития ребенка:
  • поддержка инициативы и творчества;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

В связи с этим у всех нас возник закономерный вопрос: чем отличается совместная партнерская деятельность от спонтанного воспитания?  (При спонтанном воспитании ребенок принадлежит сам себе, траектория его развития хаотична. В совместной партнерской деятельности активность и самостоятельность ребенка сочетается с руководящей ролью педагога).

Вытекает следующий вопрос:  в чем тогда отличие совместной партнерской деятельности от традиционных методов образования, которое также осуществляется при участи педагога?

  1. Главное отличие состоит в том, что в партнерской деятельности исключается психологическое давление на ребенка. Партнерство это всегда мотивация без принуждения, то, что предлагает взрослый, обязательно должно быть нужно и интересно самому ребенку. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта. Но порой мотивация выглядит смешно и абсурдно, не все педагоги это видят и понимают. Вкратце расскажу вам как мы работаем над этой проблемой. 

А) Анализируем с педагогами мотивационные моменты из готовых конспектов, которыми они пользуются, часто бездумно.

Мотивация детей старшего возраста: зайдя в группу, они видят письмо, в котором фотоиллюстрации лесных обитателе. Воспитатель: «Кто же нам прислал это письмо?»

Как вы думаете, что ответят дети?

Как вы считаете, подобные вопросы направлены на развитие каких качеств у детей? (фантазии)

У многих воспитателей наблюдается мания на «развитие фантазии детей». Не задумываясь, что от такого развития фантазия становится уж очень неказистой. Ведь ожидая от детей ответ (например, из леса), по сути дела пропадает чувство здравого смысла. В лесу нет фотоателье, нет типографии, нет киосков, где продавались бы открытки, даже почтовых ящиков и тех нет. Как же тогда из леса может прийти письмо? Еще одно замечание: для современных детей какой-то белый конвертик, который мы называем письмом, лишено смысла – мало кто пишет и посылает письма родным в таком виде.

Мы нацеливаем педагогов, интриговать и можно, и нужно, но современных детей не столь примитивно и банально.

Б) Педагог рассказывает о своей работе с детьми над макетом Планеты: дети нашли Планету (спрятанный заранее окрашенный мяч). Я спрашиваю воспитателя: «Как вы побудили детей к поиску этого мяча и как дети должны были догадаться, что это Планета?»

- Ну, они вспомнили, что вчера к нам приходил динозаврик.

- Сами ни с тог, ни с сего вспомнили и начали друг другу рассказывать?

- Нет.

- Какое ключевое слово вы сказали им, чтоб они захотели вспомнить, расскажите, как все это происходило. Вот дети позавтракали и…

- Ну, они после завтрака дети садятся на стульчики…

- Зачем? Ждать, когда Мария Ивановна придет их мотивировать?

Когда мы разбираем вот так досконально подобные мотивирующие моменты, педагогам становится смешно, со стороны многие узнают себя: «Ой, правда..»

  1. Второе важное отличие совместной партнерской деятельности от традиционных методов обучения состоит в позиции взрослого, его стиля поведения.   Решая эту проблему, мы вводим в практику социо-игровые принципы общения воспитателя с детьми.

Характер совместной деятельности определяется не только наличием совместных действий, но и внешним проявлением активности детей. Важным для нас является, что взаимодействие в ходе совместной деятельности, организованной по типу сотрудничества, не исключает, а, наоборот, предполагает ведущую роль взрослого. Взрослый создает условия для личностного развития дошкольников, проявления ими самостоятельности, элементарной творческой активности, приобретения опыта сотрудничества. Основной функцией взрослого становится не трансляция информации, а организация совместной деятельности по ее освоению, решению различных задач.

При организации занятий в форме совместной партнерской деятельности меняется положение детей.

1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.

2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п.

3. Дети могут работать в разном темпе,  занятие имеет «открытый конец». Если ребенок закончил дело раньше, он может покинуть свое место и отправиться играть, заняться свободной деятельностью. При этом ребенок должен осознавать, что нельзя мешать другим, кричать, шуметь. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни. В этом проявляется его волевая саморегуляция, один из целевых ориентиров ФГОС.

  1. Третье отличие совместной партнерской деятельности состоит в том, что она полностью исключает школьно-урочную форму обучения. Место педагога не около доски, а среди детей. От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», - во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за столами, а взрослого – за письменным столом, как на школьном уроке. Кстати, первый шаг воспитателя к партнерству - освобождение группового помещения от учительского стола.

Итак, мы внедряем совместную партнерскую деятельность педагога и детей, считая ее  перспективной форм развивающего обучения. Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей должны стать ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребёнка в образовательном пространстве детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы для воспитателя ДОУ

Представление опыта работы воспитателя ДОУ для муниципального конкурса "Дошкольный педагог района - 2016"...

Перспективный план работы старшего воспитателя в рамках проекта "Природа – наш дом"

Представлен перспективный план на месяц, включающий все направления работы старшего воспитателя...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении: "Дыхательная гимнастика для детей с ОНР среднего и старшего дошкольного возраста"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека упражнений для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направленн...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении: "Картотека памяток и рекомендаций воспитателям при работе с детьми с ОНР"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Пособие для автоматизации звуков у дошкольников старшего дошкольного возраста"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...