Конспект логопедического занятия "Звук и буква Я", 1 класс
план-конспект занятия по логопедии на тему

Закамалдина Наталья Николаевна

Конспект к презентации "Звук и буква Я", 1 класс для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_ya_-_1_a_klass.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ТЕМА ЗВУКИ [Я]. БУКВА «Я»

ЦЕЛИ: продолжать  знакомить детей с буквой «я», знакомство с гласными буквами 2 ряда

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие
  • развивать, навык звукового анализа, слухоречевую память, зрительное восприятие;
  • формировать зрительно-пространственные функции;
  • развивать познавательную деятельность;
  • формировать графомоторные навыки;

Образовательные

  • познакомить детей с гласными буквами 2 ряда;
  • познакомить детей с графическим начертанием гласных букв 2 ряда;

Воспитательные

  • воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;
  • учить соблюдать речевой этикет;
  • формировать усидчивость и выполнять заданную инструкцию

Здоровьесберегающие

  • чередовать статические и динамические упражнения;
  • отбирать материал с учетом возрастных особенностей детей

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие. Инструкция: назови какого цвета цветы, в направлении, указанном стрелкой. (слайд 2)

  1. Введение в тему.

Логопед. Ребята, посмотрите на кассу гласных букв и назовите, какие гласные знаете? (а, у, о, ы, э).

Как мы произносим эти гласные? (твердо, решительно, смело).

В каком ряду стоят эти гласные в кассе? (в первом ряду).

Дети, это гласные первого ряда, они произносятся твердо.

У каждого гласного первого ряда есть «сестренка» — буква, которая «живет» во втором ряду. (слайд 3)

  1. Сообщение цели:

Логопед. Сегодня мы познакомимся с «сестренкой» буквы «а».

Гномик Буквознайкин принес нам эту букву. Это буква «я». (показывает).

Послушайте, как я произношу: я, я, я. Произносится ласково, мягко, нежно и коротко, сидит на кончике нашего языка.

Посмотрите в зеркало, произнесем все вместе: я, я, я. (индивидуальное произношение).

Как зовут «сестренку» буквы «а»?

Как мы произносим «а»? «я»?

Правильно, «а» мы произносим твердо, «я» — мягко, нежно. Буква «я» — гласная мягкая.

(слайд 4)

4. Отраженное произношение слогов: ма-мя, на-ня, та-тя, па-пя и т.д. (слайд 5)

5. Произношение слов (по картинкам): яблоко, яйцо, язык, яичница, ящик, ящерица, якорь, ясень. (слайд 6)

6. Упражнение «Буква одна, а звука два»

 Послушайте сначала сказку. «Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки [А], [О], [У], [Э]» Это гласные, какого ряда? Почему?Слушаем дальше сказку «..был у них друг согласный [Й]. Он часто приходил к гласным звукам и слушал, как они пели. Звук [Й] очень хотел спеть с ними вместе, но он стеснялся. Но однажды он осмелел и попросил гласных спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная [А]. Вот они запели дуэтом «ЙА-ЙА-ЙА». Прислушались звуки и услышали «Я-Я-Я»  (слайд 7)

7.  Игра «На что похожа буква «я»?»

Логопед. Послушайте стихотворение «Буква «я».

Руку вбок, вперед нога,

Вот какая буква «я».

Я-я – песня кончилась моя.

Я-я – есть у каждого друзья.

Повторить стихотворение хором. (слайд 8)

Проведение физкультминутки «Дотянись, рука» (логопед дает команды, дети выполняют).

Ну-ка, левая рука

Дотянись до потолка!

А ты, правая рука,

До левого уха,

Левая рука до правого колена и т. д.

8. Дифференциация А – Я на слух. Показать на блок – сигнале «а» или «я»: мА, пя, на, мя, тя, фа, яблоко, аист, ягоды, автобус, ясень, Алик, ящик, альбом.

9. Анализ и синтез звукосочетания «ауэ». Игра «Живые буквы».

Каждому ребенку на грудь крепится карточка, на которой написаны буквы. Логопед произносит звуки, дети выходят в том порядке, в котором называет логопед.

Сколько звуков? Сколько букв?

10. Пальчиковая гимнастика:

— «Пчелка» (указательным пальцем вращать вокруг);

— «Пчелки» (то же двумя руками);

— «Лодочка» (концы пальцев соединить под углом, покачивать);

— «Солнечные лучики» (соединить ладони, широко развести пальцы).

11.Д/игра  «Найди букву» (раздаются листики с разными наложенными буквами). Посмотрите как пишется прописная и печатные буквы Я. (слайд № 9)

12. Написать букву «я» на доске.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Спор букв из шкатулки. Буква А. »

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе«Спор букв из шкатулки. Буква А. » Учитель – логопед частного дошкольного...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «К - Кь». БУКВА «К»."

ЗВУКИ   «К - Кь».    БУКВА    «К». ЦЕЛЬ: Закрепить   навыки   четкого    различения   ...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «П – Пь», «Т – Ть», «К –Кь». БУКВЫ «П, Т, К».

ЗВУКИ   «П – Пь»,  «Т – Ть»,  «К –Кь». БУКВЫ  «П,  Т,   К».ЦЕЛЬ:  Закрепить   н...