развивающая деятельность "Весна - красавица"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Елфимова Елена Михайловна

Целью создания занятия было закрепления знаний детьми по темам "Зима" и "Весна". Дети совершенствовали свои умения в подборе прилагательных к существительным, согласовании в роде, числе и падеже, подборе синонимов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Новоживотинновский детский сад общеразвивающего вида

Рамонского муниципального района Воронежской области


Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Процесс этот протекает бессознательно. Однако, если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребенка задерживается. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится.

Программное содержание.

1.​ Совершенствовать навыки подбора существительного к прилагательным, согласовывая в роде и числе.

2.​ Продолжать работу над произношением предложения с разной интонацией.

3.​ Учить подбирать определения к заданному слову (синонимы, антонимы).

4.​ Формировать знания детей в названии детенышей диких животных в ед.ч. и мн. числе.

Демонстрационный материал:

  1. Презентация (Картина Левитана «Весна. Большая вода»;грамзапись Чайковский «Апрель»; картинки с изображением зимы, весны, снега; картинки с изображением животных; картинки зайцев с различной мимикой).
  2. Логопедический кубик с интонацией.
  3. Река (синий материал) и мостик (лавочка).
  4. Изображение березы, но без листиков. Зеленые листочки с двусторонним скотчем с обратной стороны.
  5. Снежки .

Ход занятия

1. Организационный момент:

Дети усаживаются на ковре.

Логопед: Дети, представьте себе, что мы с вами в лесу встречаем весну. Усаживайтесь поудобнее на нашей полянке, мы будем любоваться красотой весеннего леса.

Включаем презентацию

2. Создание игровой ситуации:

Входит логопед, наряженный весной. Читает стихотворение Токмаковой).

- К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под её ногами,
Черные проталины
На полях видны.
Верно очень теплые
Ноги у весны.

Здравствуйте, ребята, Я-Веснянка, и живу в этом лесу. Я хочу узнать, что вы знаете о весне. Я буду задавать вам вопросы, а за правильные ответы вы будете получать зеленые листочки.

(Работа по картине. За каждый ответ – листочек).

-Посмотрите что изображено на картине.

-Обратите внимание на небо.

-Какое оно?

-Какое время года изобразил художник? (весну).

-Почему вы так думаете.

-Какие слова можно образовать от слова ВЕСНА? (весенний, веснушка).

-Про что можно сказать “Весенний”? (дождь, цветок, ручеек).

-“Весенняя”? (погода, вода, трава).

-“Весеннее”? (небо, облако).

-А какими словами можно описать весну, какая она?

-Придумайте слова – определения к слову весна (теплая, красивая, солнечная).

- Какое солнце весной? (яркое, теплое).

-Какое небо весной? (чистое, голубое).

Стихи и поговорки, пословицы.

Веснянка:

-Ребята, а вы знаете стихи или пословицы о весне? Кто хочет рассказать? За каждую пословицу вы получите зеленый листочек.

Пословицы:

1.​ Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

2.​ Весенний лед толст, да прост.

3.​ Весенний воды царь не уймет, вода путь найдет.

4.​ Весенний день год кормит.

5.​ Апрель со двора, отыгралась половодьем река.

6.​ Была бы апрельская водица, а зелень народиться.

7.​ В апреле земля теплеет, воды разливаются

8.​ Ай, ай, месяц май, тепл, а голоден.

9.Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

10.Апрель обманет, под май подведет.

11.Апрель с водой, а май с травой.

12.Апрель спит да дует — бабе тепло сулит; мужик глядит: что-то еще будет.

13.В апреле земля преет.

14.В апреле ясные ночи кончаются заморозками.

15.В марте день с ночью меряется, равняется.

16.В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

17.В марте-апреле зима спереди и сзади.

18.В поле свез навоз — с поля хлеба воз.

19.Весенний дождь растит, осенний гноит.

20.Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

21.Весна — зажги снега, заиграй овражки.

22.Весна да осень — на дню погод восемь.

23.Весна днем красна.

24.Весна и осень на пегой кобыле ездят.

25.Весна-красна пришла — на все пошла.

26.Весна красна цветами, а осень — пирогами.

27.Весна красная, а лето страдное.

28.Весна отмыкает ключи и воды.

29.Весна пришла — на все пошла.

30.Весной — ведро воды, ложка грязи; осенью — ложка воды, ведро грязи.

31.Весной что рекой прольет — капли не видать осенью ситцем просеет — хоть ведром черпай.

32.Весною день упустишь — годом не вернешь.

33.Весною оглобля за одну ночь обрастает.

34.Весною сверху печет, а снизу морозит.

35.Весною сутки мочит, а час сушит.

36.Грач на горе — весна на дворе.

37.Дождь в мае хлеба поднимает.

38.Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету.

39.Зима весну пугает, да сама тает.

40.И в марте мороз на нос садится.

41.Иногда и март морозом хвалится.

42.Красна весна, да голодна.

43.Кто много спит весной, у того зимой бессонница бывает.

44.Май обманет, в лес уйдет.

45.Май холодный — год хлебородный.

46.Май холодный — не будешь голодный.

47.Майская трава и голодного кормит.

48.Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

49.Март сухой, да мокрый май, будет каша и каравай.

50.Марток — надевай двое порток.

51.Матушка весна всем красна.

52.Пришла весна, так уж не до сна.

53.Ранняя весна — большое половодье.

54.Солнышко с апрельской горки в лето катится.

55.Увидел грача — весну встречай.

56.Черемуха расцвела — холода позвала.

Стихи:

Уходи, мороз косматый
Слышишь, старый, или нет
И над садом, и над хатой
Голубой весенний свет.
Солнце ласково смеется
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Я.Колас.

Подснежник.

Выглянул подснежник
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной.
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга.
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед,
Раз пришел разведчик
И весна придет.
Е.Серова.

Логопед:

-Дети, а какое время года предшествовало весне? (зима).

-Что можно сказать про зиму?

-Какая она (холодная, злая).

-Какое небо зимой (тусклое, холодное).

-Какое солнце зимой? (скучное)

-Какие слова можно образовать от слова ЗИМА? (зимний, зимующие)

-Про что можно сказать зимний? (день, лес).

-Про кого мы скажем зимующие? (птицы)

-Как ласково назвать зиму (зимушка)

- чем отличается зима от любого другого времени года? (снегом)

-Как вы думаете, слово “зима” родственное слову “снег”?

-Нет. Почему?

-Родственные слова – такие слова, у которых есть общая часть слова.

-Подберите родственные слова к слову снег (снеговик, снежинка, снежная).

-Про что можно сказать снежная? (баба, гора).

-Как одним словом можно назвать снежную бабу? (снеговик)

-Как называется первый весенний цветок? (подснежник).

-Как одним словом назвать снежные комочки? (снежки).

Давайте с вами в последний раз поиграем в зимнюю игру.

Физкультминутка. ИГРА В СНЕЖКИ.

Работа над интонацией

Логопед:

-  Мы все рады весне, давайте весело скажем: «Кончилась зима», но кто-то и загрустил, жаль расставаться с зимой. Давайте вместе произнесем «Кончилась зима», но с грустью.

То же самое с предложением “Наступила весна”.

Логопед:

-Ребята, кругом вода залила дорожки, давайте осторожно по мостику перейдем и дойдем до детского сада, но переходить будем, называя какую-нибудь пословицу, при помощи логопедического кубика.

-Вот мы и в детском саду. Ребята, вспомните, когда мы были на нашей поляне, не встретили ни одного животного. Их Дед Мазай вывез в своей лодке подальше от разлива. И мы сейчас с вами узнаем, кого же спас Дед Мазай.

Загадки о животных

1.Хожу в пушистой шубке, 
живу в густом лесу. 
В дупле на старом дубе 
орешки я грызу.
(белка)

Логопед:

-Как зовут детеныша белки? (бельчата)

-А один? (бельчонок)

-А как их ласково назвать? (бельчатки)

2. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(волк)

Логопед:

-Какое домашнее животное похоже на волка? (собака)

-Как зовут детеныша волка? (волчонок)

-А много? (волчата)

-А как их ласково назвать? (волчатки)

3.Хитрая, рыжая, по полю гуляет

Свой след заметает

(лиса)

Логопед:

-Как зовут детеныша лисы? (лисенок)

-А много? (лисята)

-А как их ласково назвать? (лисятки)

4.Какого зверя зовут хозяином леса? (медведь)

Логопед:

-медвежонок

-медвежата

-медвежатки

5. Сердитый недотрога 
живет в глуши лесной,
Иголок очень много, 
а нитки ни одной
(Ёж)

Логопед:

-Ежонок

-ежата

-ежатки

-Вот сколько зверей спас дед Мазай в своей лодке. А два зайца ехать с ним не захотели. Они от него убежали. Погуляли они в лесу и вернулись к маме.

Работа с прилагательными

Логопед:

-Посмотрите на них. Каковы они? - Один стоит веселый. Какое у него настроение?

-а второй какой? – грустный. Какой у нас этот зайчик (первый)? – веселый.

Работа с синонимами

Воспитатель:

Подберите к слову веселый слова, близкие по значению.

-какой заяц? – довольный, счастливый, радостный.

-А если у него хорошее настроение, он радостный, то он не просто  бежал. А что он делал? – несся, мчался, скакал.

-почему второй такой грустный? – он в лесу промочил лапки.

-Скажите про этого зайца, какой он? К слову веселый подберите противоположное по значению.

-так какой второй зайчик? – невеселый, печальный.

-А если заяц был грустный, то он домой не бежал, а что делал? – тащился, брел.

Итог занятия.

Логопед:

-Ребята, посмотрите сколько у вас собралось зеленых листочков за правильные ответы. А вот береза, она еще пока не распустилась. Давайте подарим ей свои листочки.

 - Молодцы, все были внимательными, активными. Приятно было с вами поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Берегите елочку красавицу"

Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе;  расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишк...

Нетрадиционное рисование "Бабочки- красавицы"

Нетрадиционное рисование в технике монотипия - самый простой и быстрый способ изображения бабочек.  Позволяет создавать выразительные по фактуре отпечатки,  затейливые формы узоров. Этот спо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Елочка красавица" для группы раннего возраста

Конспект непосредственно образовательной деятельности.Рисование (отпечатки ладошек) по теме: "Елочка красавица" для группы раннего возраста...

проект "Белоствольная красавица"

Проект расчитан на детей 6-7лет и рассказывает об уникальности этого дерева....

Коррекционно-развивающее занятие в старшей группе "Красавица-осень"

Коррекционно-развивающее занятие в старшей группе " Красавица-осень"...

Модель организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) по познавательному и речевому развитию в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Тема недели: «Красавица весна в гости к нам пришла» Группа:Средняя

Модель организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) по познавательному и речевому развитию в соответствии с комплексно-тематическим планированием.Тема недели: «Красавица весна...