Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [л] –[р] "Конкурс знатоков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Дифференциация звуков [л] - [р] в пословицах, скороговорках, стихах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация звуков [л]-[р] в пословицах, скороговорках, стихах | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс знатоков
Дифференциации звуков [л] –[р]
Логопедическое занятия для детей старшего дошкольного возраста
(подгрупповое занятие)
Мазитова Т.В.,
учитель-логопед МДОУ д/с КВ№ 20 «Дельфин», г. Южноуральск
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-дифференцировать звуки [л], [р] в пословицах, скороговорках, стихах.
Коррекционно-развивающие:
-развивать интонационную выразительность речи, фонематический слух;
-осмысливать содержание скороговорки, сопоставлять его с изображением на картинке;
-развивать мелкую моторику, память, воображение, образное мышление;
-продолжать учить согласовывать движения с речью.
Коррекционно-воспитательные:
-повышать интерес к малым жанрам фольклора;
-воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.
Оборудование: зеркала, картинки – символы артикуляционных упражнений, кубик с предметными картинками на гранях; картинки к скороговоркам, картинки с изображением героев произведений, иллюстрации к английским песенкам, к произведениям поэтов; портреты детских поэтов, мяч; книжки – малышки.
Подготовка: заучивание скороговорок на индивидуальных занятиях, в группе с воспитателем по заданию логопеда, дома с мамой.
Ход занятия
I.Организационный момент и объявление темы занятия.
Логопед. – Приглашаю вас на конкурс знатоков пословиц, стихов, скороговорок, детских песенок, сказок. Мы с вами будем работать под девизом «Не говори, что не умею, говори, что научусь».
-За правильное выполнение заданий вы будете получать жетоны с буквами. В конце конкурса узнаем лучшего знатока.
-Определите, какие звуки будут главными? Какой звук часто повторяется в скороговорке?
«Шел Егор через двор, нес топор чинить забор». (Звук р)
«Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, не выболтала». (Звук л)
II. Статико – динамические упражнения для развития артикуляционного и моторного праксиса.
-Чтобы звуки [л] - [р] звучали верно, сделаем разминку для губ и языка перед зеркалом /используются опорные картинки-подсказки/.
1. «Улыбка – трубочка» - Тянем губы к ушкам, очень нравится лягушкам. Подражаем мы слону, губы хоботком тяну. /При улыбке пальцы рук, кроме большого сцеплены, локти отведены в стороны; при «трубочке» кисти рук соединяются, образуя «круг»/
2. «Заборчик» - Из зубов заборчик строй, губы широко открой. /Правая рука лежит на левой/.
3. «Лопаточка - иголка» - Язык лопаткой положи и спокойно подержи. А потом – раз, два, три – как иголку заостри. / Ладонь – ребро/
4. «Чашечка» - Язык широкий положи, его в чашку преврати, чашку на губе держи, осторожно в рот неси. Кончик кверху подними. / Локти на столе, ладони принимают форму «чашечек»/
5. «Индюшата» - Рот приоткрываю, язык приподнимаю. На губу положу, по губе им повожу. Потом голос подключу: бл-бл-бл (быстрое поглаживание верхней губы языком с добавлением голоса). / Ладони принимают форму «чашечек», пальцы сгибать – разгибать в быстром темпе/
6. «Маляр» - Красить потолок пора, пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, язык к небу поднимаем, поведем вперед- назад – наш маляр работе рад! /Сгибание кистей рук вперед – назад/
7. «Лошадка» - цокать языком после каждой строчки под хлопки ладоней и стук пяток об пол. Я лошадка Серый бок! Цок-цок-цок-цок. Я копытцем постучу, цок-цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок.
8. Упражнение на дыхание, выработка сильной воздушной струи.
-Кончик языка сейчас поработает у нас.
Приготовились к полету, (встать)
К запуску моторов (руки согнуть у груди)
Глубоко воздух вдыхаем,
С силой ветер выдыхаем…
Кончик языка тотчас
Завибрировал у нас – р-р-р. (Вращение рук перед грудью)
III. Дифференциация звуков л-р
1.Игра с мячом «Мячик лови, мячик бросай, пословицу продолжай»:
Землю красит солнце, а человека … (труд). Не спеши языком, а спеши … (делом). Труд кормит, а лень … (портит). Кончил дело, гуляй …(смело). Человек человеку – друг и …(брат). Не красна изба углами, а красна изба …(пирогами). Без труда не выловишь и … (рыбку из пруда).
2.Задание - К какой картинке подходит скороговорка? (логопед произносит скороговорку, дети внимательно рассматривают предложенные картинки и выбирают соответствующую).
-Кол около стола, стол около кола. Трое трубачей трубили в трубы. Проворонила ворона вороненка. Свекла у Феклы мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблекла. У Кондрата куртка коротковата. Метил в лукошко, попал в окошко.
3.Игра «Кто кого перескороговорит?» (дети встают парами спиной друг к другу и по команде логопеда начинают произносить скороговорку, выбранную в задании №2, на выдохе).
4.Игра с кубиком «Ассоциации»
- Кубик бросай, предмет называй, скороговорку вспоминай»
На грани кубика иголка – дети вспоминают:
« Иголка, иголка, ты остра и колка».
На грани кубика елка - дети вспоминают: «У елки иголки колки».
На грани кубика цифра три - дети вспоминают:
«Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят».
На грани кубика мыло - дети вспоминают:
"Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла».
На грани кубика рыба – дети вспоминают:
«Вечером над озером ходит белый пар,
Это рыбы в озере ставят самовар».
На грани кубика булавка - дети вспоминают:
«Лена икала булавку, а булавка упала под лавку,
Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день».
IV. Динамическая пауза
1.- Вечером над озером ходит белый пар, (руки поднять вверх, плавно покачать)
Это рыбы в озере ставят самовар. (Сомкнутыми ладонями совершать плавные движений от груди)
***
2.- Дружно шагаем – скороговорку повторяем: (шагать)
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. (Руками, согнутыми в локтях, совершать круговые движения)
V. Развитие интонационной выразительности.
-В нашем конкурсе хотели бы поучаствовать герои сказок и произведений К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова. /Выставляются портреты поэтов/
-Вы узнаете героев, если отгадаете загадки и вспомните - из каких произведений эти строчки. /Поочередно выставляются иллюстрации к сказкам после отгадывания их детьми/
Тут и мыло подскочило Бедные, бедные звери!
И вцепилось в волоса, Воют, рыдают, ревут!
И юлило, и мылило, В каждой берлоге и в каждой пещере
И кусало, как оса. /Мойдодыр/ Злого обжору клянут.
/Тараканище/
Сел он утром на кровать, Нам солнышко светило,
Стал рубашку надевать, Нас ветер обвевал;
В пути не скучно было,
В рукава просунул руки – И каждый напевал
Оказалось, это брюки. /Вот какой рассеянный/ - Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,…
/Песенка друзей/
Прибежала мышка – мать «Эй вы, глупые тарелки,
Тетю лошадь в няньки звать: Что вы скачете, как белки?
-Приходи к нам, тетя лошадь, Вам ли бегать за воротами
Нашу детку покачать. /Сказка о глупом мышонке/ С воробьями желторотыми?»
/Федорино горе/
-А теперь, дети, произнесите скороговорку «Метил в лукошко, попал в окошко» от имени этих героев – Мойдодыра (строго), Тараканища (сердито), глупого мышонка (недовольно сонливо), рассеянного человека (быстро), друзей (весело), Федоры (виновато).
VI.Развитие фонематического анализа.
-В фамилии какого поэта не слышатся звуки [л] - [р] ? /Чуковский/
-Сколько раз повторяется звук (р) в скороговорке «Труба трубит, труба поет, трубач по улице идет» /4 раза/.
«Проворонила ворона вороненка» /4 раза/
- Сколько слов со звуком (л) вы услышите?
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня. /4 слова с твердым звуком /
VII. Повторение ранее выученных стихов С.Я.Маршака.
-Вокруг себя перевернитесь и на выставке рисунков очутитесь. / Дети рассматривают рисунки и вспоминают английские песенки, которые перевел С.Я.Маршак/
-Конкурс чтецов. В исполнении детей звучат песенки.
/«Шалтай-Болтай», «Ослик», «Робин-Бобин», «Дуйте, дуйте, ветры», «Чудеса в решете», «Храбрецы», «Маленькая девочка, скажи, где ты была?», «Король с королевой послали слугу»/.
VIII. Итог. – Подошел к концу наш конкурс. Кто помнит, под каким девизом мы проводили конкурс? Какие звуки были главными?
IX. Оценка работы детей. Подсчет количества жетонов у детей и определение лучших знатоков. Лучшим знатокам вручаются книжки-малышки со скороговорками уральской поэтессы Н. Пикулевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия на логопункте "Звуки М и Мь. Путешествие на Северный полюс"
Конспект логопедического занятияцель: дифферинциация звуков М и Мь в слогах, словах и предложениях...
Подгрупповое логопедическое занятие по дифференциации звуков [с] и [з].
Цели: научить дифференцировать звуки [c], [з];усвоить, что такое многозначные слова; закреплять навык звукового анализа и синтеза; развивать пространственное вообр...
Конспект подгруппового коррекционного занятия по дифференциации звуков [р] и [л] с детьми подготовительной группы.
Конспект занятия рассчитан на подгруппу детей из 6 человек. Данное занятие проводится на заключительном этапе работы по коррекции звукопроизношения на базе дошкольного логопункта....
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...
Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков [Ы] - [И]».
Цели:Коррекционно – образовательные цели: Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [Ы] - [И] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах). Совершенствовать...
Конспект подгруппового логопедического занятия «Цветы. Дифференциация [Л] - [Р]»
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения в подготовительной группе детей дошкольного возраста «Цветы. Дифференциация [Л] - [Р]»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] у детей с нарушением речи в слогах, словах, предложениях с использованием метода кейс-технологии. Тема: «Звук и буква [Р]»
Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.Суть кейс-технологии - стимулировать познавательную активность д...