План – программа коррекционно-развивающей работы с детьми от 5 до 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Альвухина Татьяна Викторовна

План – программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми от 5 до 6 лет с общим недоразвитием речи   III уровня речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshiy_vozrast_onr.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

План – программа

коррекционно-развивающей работы

с детьми от 5 до 6 лет

с общим недоразвитием речи   III уровня

речевого развития.

Направление работы

1-й период

Сентябрь – ноябрь

2 –й период

Декабрь - февраль

3-й период

Март - май

1

2

3

4

Общие речевые навыки

1.Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

2. Закрепление навыка мягкого голосоведения.

3. Воспитание  умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

4. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

1.Дальнейшее совершенствование  речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.

2. Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.

3. Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи  в игровой и свободной речевой деятельности.

4. Совершенствование  интонационной выразительности.

5. Совершенствование качеств голоса (силы, тембра).

1.Дальнейшее совершенствование  речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале  стихотворных  текстов с отработанными звуками.

2.Развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.

3. Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи  в игровой и свободной речевой деятельности.

4. Совершенствование  интонационной выразительности речи и качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению).

Звукопроиз-

ношение

1. Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих  звуков  в игровой и свободной  речевой деятельности.

2.Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп.

3. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация  поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках.

1.Закреплять навык правильного  произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.

2. Вызвать отсутствующие корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.

3. Закреплять  навык правильного употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

4. Корригировать следующие звуки: [л], [б],[б'],[д],[д'],[г],[г'],[с],

[с'],[з],[з'],[ш],[ж],[р],[л'].

1. Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш],  [с]- з], [р]- [л], [ы]- [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.

2. Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с]-[з]), по твердости-мягкости([л] – [л'],

[т] – [т']), по месту образования ([с] – [ш])

Работа над слоговой структурой слова

1. Совершенствование умения различать длинные  и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с  разными согласными и одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных.

2.Обеспечение усвоения звуковой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом (шишка, бидон), двумя закрытыми слогами (кувшин), трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.

1. Обеспечение  усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов с одним закрытым слогом (котенок, снегопад).

2. Закреплять понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

1. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных (сосулька, кактусы,  тракторы) и формирование навыка практического использования их в предложениях и коротких рассказах.

2. . Закреплять понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

1.Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование  понятия звонкий звук, глухой звук.

2. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а], [у], [о], [и], выделять их из ряда звуков, из слова, подбирать слова на эти звуки.

3.Формирование умения различать на слух согласные звуки раннего онтогенеза по признакам: глухость-звонкость, твердость – мягкость.

4.Закрепление навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова. Формирование умения   определять место звука в слове.

5.Совершенствование навыка анализа  и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков.

1 Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость, твердость – мягкость.

2. Учить выделять звук из  ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда  других слогов.

3. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и в конце слова.

4. Выделять гласный  и согласный  звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

1.Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов  (ас – са), односложных слов (лак – лик – лук).

2.Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, глухой и звонкий согласный звук.

3. Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков  

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Овощи»,  «Фрукты», «Ранняя осень», «Грибы», «Игрушки», «Деревья», «Посуда», «Дикие животные», «Домашние животные», «Перелетные птицы», «Транспорт».

Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимующие  птицы», «Дикие животные зимой», «Новогодняя елка», «Зимние забавы и развлечения», «Комнатные растения», «Одежда», «Обувь», «Человек и здоровье», «Российская Армия», «Строительство».

Расширение и уточнение словаря по темам: «Ранняя весна, первоцветы», «8 Марта», «Дом, семья», «Мебель», «Домашние птицы», «Профессии», «Виды спорта», «Рыбы», «Насекомые», «»День Победы», «Лето».

Грамматичес-

кий строй речи

1. Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа существительных, глаголов  настоящего и прошедшего времени.

2. Совершенствование навыка образования существительных в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами.

3.Совершенствование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Совершенствование навыка образования  и использования  в речи приставочных глаголов.

1. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи – спит, спят, спали, спала).

2. Учить использовать в самостоятельной речи относительные прилагательные.

3. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

4. Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных

1. Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим  значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий.

2. Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, - ин-, -ев-, -ан-, -ян-)

3. Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные (волчий, лисий), прилагательные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов:

-еньк- - -оньк-.

4. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами.

5. Уточнять значения обобщающих слов.

Развитие связной речи

1. Воспитание активного произвольного внимания  к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

2.Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалог.

3. Обучать составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, плану.

4.Совершенствование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога.

5. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

1.Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа).

2.Расширять навык построения разных типов предложений.

3. Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.

4.Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложносочиненных предложений.

5.Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

6. Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи.

1. Учить составлять разные типы предложений:

-простые распространенные из 5-7 слов с предварительной обработкой элементов структуры предложения.

- предложения с противительными союзами «а», «или» в облегченном варианте.

- сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительным придаточным, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы…).

2. Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия  к моменту речи, залога (встретил брата – встретился с братом)

3.Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Развитие мелкой моторики

1.Совершенствование конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками, пазлами, кубиками, в пальчиковой гимнастике.

2. Совершенствование навыков  работы с  бумагой, обучение складыванию листа бумаги вчетверо.

3.Совершенствованеи навыков работы с ножницами. Формирование умения разрезать бумагу на полоски, вырезать из квадрата круг.

1. Дальнейшее совершенствование зрительного гнозиса и конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (8 частей), пазлами, кубиками с картинками.

2.Совершенствовать умение  выполнять движения,   согласовывая их со стихотворным текстом.

3. Совершенствование  графомоторных навыков

1. Дальнейшее совершенствование зрительного гнозиса и конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (8 - 12 частей),  сложными пазлами, кубиками, в пальчиковой гимнастике.

2.Совершенствование навыков сооружения построек по схемам, моделям.

3. Освоение техники симметричного вырезывания.

4. Дальнейшее совершенствование графомоторных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда Ворошиловой Генриетты Владимировны с детьми среднего возраста с общим недоразвитием речи (II-III уровень речевого развития) по теме: «В гостях у яблоньки»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга. Конспект проведениясовместной непосредственноо...

Направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье описываются  направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи

В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....

Перспективный план логопедической работы с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи.

Перспективный план на основе книги  Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.»  (М.: Министерство об...

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову». план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме Опубликовано 10.02.2013 - 17:15 - Коваленко Окса

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову».план-конспект занятия по физкультуре (старшая ...