Коррекционная работа.
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Коррекционно-логопедическое задание для выполнения с детьми
в условиях семьи
Эффективность работы по устранению дефектов речи у детей во многом зависит от единства требований со стороны логопеда и родителей, а также от того насколько активно родители участвуют в этом процессе.
Родители должны знать, на каком этапе осуществляется работа с их ребенком по устранению речевых нарушений. Опираясь на рекомендации Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, я в конце рабочей недели предлагаю родителям методические рекомендации для занятий с детьми в выходные дни. Каждый ребенок имеет свою папку, в которую еженедельно вклеивается лист с такими рекомендациями. В них я стараюсь включить наиболее важный и актуальный материал, изученный с детьми в течение недели на занятиях.
На втором году пребывания ребенка в логопедической группе важнейшей задачей является подготовка к обучению в школе, в первую очередь овладение навыками чтения и письма.
Выполняя предложенные упражнения, дети закрепляют изученную на занятиях букву, печатают слоги, слова, короткие предложения.
Для совершенствования навыка чтения предлагаю материал, составленный из ранее изученных детьми букв. С целью осмысленного и осознанного освоения навыка чтения, а также для поддержания интереса к самому процессу чтения при составлении заданий использую такие приемы:
- Прочитай слово и покажи картинку.
- Вставь пропущенную в слове букву (слог).
- Замени картинку словом в предложении.
- Соедини линией начало и конец предложения.
Коррекционно-логопедическую работу я строю в соответствии с выбранной лексической темой («Посуда», «Весна», «Транспорт» и т.д.). Родителям для занятий с детьми предлагаю задания, соответствующие этой лексической теме: по расширению словаря, формированию лексико-грамматических категорий и закреплению навыка словообразования. Для заучивания наизусть подобрала стихи, загадки, скороговорки. Чтобы закрепить у детей умение четко и грамматически правильно излагать свои мысли, предлагаю такие задания: составление коротких рассказов по данному началу, по опорным картинкам, пересказ рассказов и деформированных текстов.
Детям очень нравится работать с такими папками, об этом говорят их радостные лица, когда они показывают и рассказывают мне о том, что они сделали дома вместе с родителями. Очень нравится им самостоятельно печатать буквы, слова, рисовать картинки, составлять рассказы.
Для меня как для логопеда, папка с выполненными ребенком дома с родителями заданиями является дополнительным рабочим пособием, так как в процессе последующих занятий я имею возможность вернуться к пройденному материалу – повторить с ребенком стихи, загадки, рассказы, закрепить у ребенка навыки чтения. Такая папка помогает мне обращаться к тем заданиям, которые чаще всего вызывают затруднения у ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей нарушения речи.
Для родителей это еще один повод для совместной деятельности, общения с ребенком, поэтому предлагаемые логопедом коррекционно-логопедические задания получают положительные отзывы родителей.
Предлагаю образцы некоторых рекомендаций родителям детей второго года обучения в группе с ОНР.
Примеры домашних заданий
Буквы И и П
1. Буква И похожа на калитку. А на что похожа буква П? Подумай!
2. Возле каждой буквы наклей или нарисуй предмет, название которого начинается с этой буквы: А У И П
3. Составь и запиши слоги:
4. Предложите ребенку составить рассказ об осени по опорным картинкам. Запишите рассказ, с тем чтобы ребенок мог пересказать его в детском саду с помощью логопеда.
Буквы Т и О
1. Буква Т похожа на антенну. А на что похожа буква О? Подумай!
2. Составь слоги:
3. Закончи предложение картинкой, название которой начинается со звука Т или со звука О.
По небу плывет … (туча).
Бабушка режет в суп … (овощи).
У папы острый … (топор).
Мама открыла … (окна).
4. Подбери слова-действия:
Лист (что делает?) – растет, зеленеет, летит, кружится…
Птица (что делает?) –
Дождь (что делает?) –
Цветы (что делают?) –
5. Выучи стихотворение.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
6. Прочитай слоги:
ОП АТ УТ ИП ОТ ИТ
ПА ТУ ПО ТА ТИ ТО
Буква К и Э
1. На что похожи буквы К и Э? Подумай!
2. Кто как кричит?
Свинья – хрюкает
Корова – …
Лошадь – …
Собака – …
Кошка – …
Коза – …
3. Кто здесь нарисован? Подпиши картинки.
4. Составь рассказ о домашнем животном по вопросам:
- Кто это?
- Где живет?
- Какой имеет внешний вид?
- Чем питается?
- Как передвигается?
- Как называются его детеныши?
- Какую пользу приносит это животное человеку?
5. Прочитай слоги:
АК УК ИК ОК
КО КУ КА КИ
6. Прочитай слова и подбери к ним картинки:
КИТ, КОТ, КАП, ТОП, ТУК, ТОК, УТКА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997
Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....
Программа коррекционной работы с ребёнком, включающая коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие психических процессов, коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы
планирование на год...
Комплексная коррекционная работа в логопедических группах ДОУ коррекционной направленности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Предлагается материал по взаимосвязи специалистов логопедических групп детского сада коррекционной направленности в соответствии с требованиями ФГОС. Главная цель данной работы - учитывать особен...
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ.
Данная статья посвящена организации коррекционно-образовательной работы в коррекционном ДОУ для детей с ОВЗ. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславлив...
Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы
Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...
Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...