Бкува б и звук б
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Б] и буква Б»
Составила воспитатель
Сабинина Е.В.
Санкт-Петербург
2017
Цель: закрепление правильного произношения звука
Задачи:
- Развивать фонематический слух.
- Познакомить детей со звуком и буквой «Б».
- Научить детей находить в окружающем пространстве слова и предметы в названии которых есть «Б»
- Развивать внимание и память.
Оборудование: предметные картинки, содержащие звуки [Б],[Б’]: (барабан, бегемот, бант, бинокль, брошь, лебедь, юбка, голубь, белка, клубника, банан, брусника, брюки, бинт, азбука, рыба, арбуз, яблоко, обезьяна, бабочка);
- предметные картинки: капуста, помидор, огурец, корова, лошадь, овца;
- карточки для обозначения места звука в слове;
- тетради;
- карандаши;
- наборы для составления схемы предложения;
- индивидуальные зеркала;
- демонстрационная карточка с буквой Б;
- касса букв.
Вид деятельности: коммуникативная деятельность.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Загадка
Воспитатель:
Он тугой и толстокожий.
Стукни палочкой. - Бам, бам!
Загремит. Смолчать не сможет
Этот громкий. .
Дети: БАРАБАН.
Воспитатель:
Какой первый звук в слове Барабан?
Дети: - звук Б.
Воспитатель:
Это кто с большим хвостом
Прячется за тем кустом?
Запасается грибами,
Уж зима не за горами.
Погрызет орешки мелко,
Кто, ребята, это?
Дети: БЕЛКА
Воспитатель:Какой первый звук в слове БьБьБелка?
Дети: - звук Бь.
2. Основная часть
Воспитатель: Правильно. Сегодня на занятии мы будем с вами повторять звуки Б и Бь и выучим букву Б.
2.1 Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика "Печём блины"
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной!
А) левая рука касается стола ладонью, правая тыльной стороной:
Б) смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука ладонью.
Воспитатель: Какие слово со звуком Б встретилось нам в этой игре?
Дети: – БЛИНЫ.
Воспитатель: А где спрятался звук Б в слове БББЛИНЫ?
Дети: – В начале слова.
На доске картинки: Капуста, помидор, банан, огурец.
Воспитатель: Какая картинка лишняя и почему?
Дети: БАНАН
Воспитатель: Почему "банан" лишний?
Дети: Потому что банан - это фрукт, а капуста, помидор, огурец это овощи.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: ББББанан – какой первый звук в этом слове?
Дети: – Звук Б.
Воспитатель: Какой звук Б?
Дети: – Согласный, звонкий, твердый (материал не новый – дети должны сами давать характеристику, при необходимости еще раз обсудить артикуляцию).
Воспитатель: Какой первый звук в слове Бьбьбелка?
Дети:– Бь.
Воспитатель: Какой звук Бь?
Дети: - Согласный, звонкий, мягкий (материал не новый, дети сами характеризуют звук).
Воспитатель: В чем сходство и отличия звуков Б и Бь?
Дети:– Оба согласные, звонкие. Звук Б – твердый, а звук Бь – мягкий.
Попеременное произнесение звуков Б-Бь логопедом, детьми, хором, индивидуально,
.2.2.Игра «Попугай».
Воспитатель: Давайте представим, что все вы превратились в маленьких попугайчиков. Я буду учить вас разговаривать. Кто лучше и правильнее всех повторит за мной, тот самый умный попугай.
АБ-ОБ-УБ-ИБ
БО-БУ-БЫ-БА
БУ-БЫ-БА-БО
ИБ-АБ-ОБ-УБ
БИ-БЕ-БЮ-БЯ
БЕ-БЮ-БЯ-БЕ
БЮ-БЯ-БИ-БЕ
БЯ-БИ-БЕ-БЮ
Воспитатель: А теперь попугаи будут говорить все наоборот – я говорю твердо, а попугайчики – должны говорить мягко.
Воспитатель и Дети:
ба-ба-ба - (бя-бя-бя)
бо-бо-бо - (бё-бё-бё)
бу-бу-бу - (бю-бю-бю)
бы-бы-бы – (би-би-би)
бэ-бэ-бэ - (бе-бе-бе)
2.3.Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо не нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
3.Заключительная часть
Воспитатель: Какое слово со звуком Б встретилось в игре?
Дети: БУРАТИНО.
Воспитатель: Кто такой БУРАТИНО? (ответы детей)
Воспитатель: Поделите слово БУРАТИНО на слоги. Дети хлопками делят слово на слоги.
Воспитатель: Сколько слогов в слове "буратино"?
Дети: 4.
Воспитатель: Как вы узнали, что 4 слога?
Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов. В слове "буратино 4 гласных, значит 4 слога".
Воспитатель: Познакомьтесь, это буква Б.
Показ буквы и её рассматривание; написание буквы пальчиком в воздухе, на ладони, на столе, отыскивание в разрезной азбуке. Печатание буквы Б в тетради по образцу.
Стихотворение про букву Б
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
3.1 Работа с разрезной азбукой.
- найти букву Б;
- выложить слоги с буквой Б;
- выложить слова с буквой Б (сначала делаем звукобуквенный анализ)
БАК БАНТ БИНТ БОК;
- придумать с данными словами предложения и выложить схему этих предложений.
4.Итог занятия
Воспитатель:
- с какой буквой познакомились?
- какие звуки эта буква обозначает?
- дайте характеристику звуку Б, звуку Бь, чем они похожи, чем отличаются?
- какие еще согласные звуки вы помните?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....