Консультация для педагогов на тему: «Стихи, скороговорки в развитии фонематического слуха у детей»
презентация для интерактивной доски по логопедии на тему
Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой для овладения грамотой.
Исследованиями установлено, что дети с недоразвитием фонематического слуха впоследствии испытывают трудности при обучении чтению: читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему: «Стихи, скороговорки в развитии фонематического слуха у детей»
Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой для овладения грамотой.
Исследованиями установлено, что дети с недоразвитием фонематического слуха впоследствии испытывают трудности при обучении чтению: читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова.
Очень часто ошибки детей при письме связаны с неумением дифференцировать звуки «Ш-Ж», «С-3», «Ц-3» и др. Например, они заменяют буквы и пишут «сапка» вместо «шапка», «шук» вместо «жук».
Вот почему развитию фонематического слуха должно быть уделено большое внимание.
Дошкольники очень любят различные игры со словами и звуками, в основе которых лежит ориентировка на звуковую сторону языка. Это игры «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами».
Установлено, что дети в возрасте 4—5 лет наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка. Это возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность, которая будет решать следующие задачи:
Ознакомление с миром слов (слова звучат по-разному и похоже, бывают длинные и короткие).
Умение слышать отдельные звуки в словах, определять первый звук.
Умение различать звуки на слух, твердые и мягкие согласные.
Умение интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
Развитие мелкой моторики и графических навыков.
Ознакомление с простейшим моделированием.
Закрепляются задачи предыдущего этапа обучения:
Формирование умения правильно произносить звуки и слова.
Формирование умения говорить согласно нормам литературного произношения.
Формирование выразительности речи - умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
4. Выработка дикции - отчетливое, внятное произношение каждого звука изолированно, в словах, а также во фразовой речи.
Однако вместе с тем у детей 4-5 лет встречаются нарушения в звукопроизношении (не все дети правильно произносят шипящие, сонорные); некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе и падеже; неправильно употребляют существительные в родительном падеже множественного числа.
С учетом этих недостатков и строится работа в средней группе по развитию фонематического слуха, с тем чтобы эти недостатки устранить, если они имеются, а если их нет, подготовить ребенка к следующему этапу обучения — развитию звуко-буквенного анализа.
Вашему вниманию предлагается методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4—5 лет», которое является второй частью авторской программы «От звука к букве» (из опыта работы по подготовке детей к обучению грамоте). Первая часть этой программы - «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет»; третья часть - «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»; четвертая часть -«Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет».
Это второе издание книги доработано с учетом пожеланий слушателей курсов Московского института открытого образования и педагогов, работавших по предыдущим изданиям.
В данной программе реализуются основные идеи концепции Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова развивающего обучения, целостной педагогической системе, в которой содержание, методы и формы организации обучения соответствуют закономерностям развития ребенка.
На данном этапе обучения продолжается работа, начатая в младшей группе (правильное и четкое произношение звуков изолированно, в словах и во фразовой речи), но вместе с тем появляются и новые задачи.
Дети учатся интонационно произносить свистящие («С-СЬ», «3-ЗЬ», «Ц»), шипящие («Ш», «Ж», «Ч», «Щ»), сонорные звуки («Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Н-НЬ», «Р-РЬ»); к концу года детям предлагаются взрывные, губные звуки («Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ»), что способствует не только развитию фонематического слуха, но и их правильному произношению.
Это задача является основной, так как присутствует практически на каждом занятии.
Работа с изучаемым звуком проходит четыре этапа, которые последовательно сменяют друг друга, позволяя детям успешно усваивать программу.
Ребенок слышит интонационно выделенный звук в словах и может сравнить его со звуками окружающего мира;
Ребенок сам интонационно произносит заданный звук в словах;
Ребенок может произнести заданный звук изолированно;
Ребенок может определить и назвать первый звук в слове.
Дети знакомятся со слоговой структурой слова. Так как они уже научились выделять гласные звуки, для них не представляет особого труда прохлопать или,прошагать ритмико-слоговую структуру слова.
Здесь же дети знакомятся с графическим изображением слова - прямоугольник; учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове, учатся подбирать схему к слову, к которому она подходит.
Это новая задача, которая введена автором с целью подготовки детей к следующему этапу обучения. Многолетний опыт работы показывает, что эта задача не вызывает у детей трудностей, а, наоборот, делает процесс обучения развивающим, так как дети начинают работать с моделями слов.
Одновременно дети учатся различать на слух твердые и мягкие согласные.
На первых занятиях это происходит в игровой ситуации: дети учатся различать на слух «песенку большого мотора»: «Р-р-р» и «песенку маленького мотора»: «Рь-рь-рь»; «песенку большого комара»: «З-з-з» и «песенку маленького комара»: «Зь-зь-зь». Затем предлагаются пары звуков «К-КЬ», «Л-ЛЬ», «Б-БЬ» и др., где дети уже на слух определяют мягкие и твердые согласные, знакомятся с понятием твердых и мягких звуков.
На занятиях широко используется различный словесный материал: стихи, загадки, игры «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Звук потерялся», «Закончи предложение», что делает процесс обучения более интересным.
Речевые игры приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словах.
Много в данной методике стихотворений для разучивания, в которых изучаемый звук встречается чаще, чем другие, что способствует его лучшему произношению. Заучивание стихотворений предлагается с опорой на сюжетный рисунок, который помогает ребенку лучше понять и запомнить его содержание. У детей развивается произвольная память, дикция, темп и выразительность речи.
Задания «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.
Как и в предыдущей книге, широко используются загадки, но тематика их значительно расширяется, и дети уже отгадывают загадки о транспорте, животных, птицах и др.
Отгадывание загадок способствует развитию мышления, внимания, памяти.
Наглядный материал для выполнения заданий каждым ребенком, который представлен в рабочей тетради, имеет особое значение, так как позволяет:
Обеспечить минимальный уровень познавательных средств (фонематических и графических), которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения - звуко-буквенному анализу.
Создать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное ознакомление со словом и звуком.
Развить различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь.
Закрепить имеющиеся представления о фонетической стороне слова.
Способствовать развитию графических навыков.
Формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
7. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
А педагогу поможет:
снять трудности подбора дидактического материала (наглядного, словесного),
контролировать уровень усвоения программы,
наладить отношения с детьми, и, что особенно важно, с малоконтактными.
В то же время использование Рабочей тетради каждым ребенком позволяет начать работу по формированию элементарных навыков самоконтроля и самооценки собственной деятельности: сравнивать конечный результат с образцом, указаниями и объяснениями взрослого; замечать несоответствия и устранять их.
К концу года, как правило, все дети овладевают правильным произношением всех звуков родного языка. Однако у некоторых детей наблюдается нечеткое произношение свистящих, шипящих и сонорных. Этим детям необходима помощь логопеда.
В занятия также включены задания по подготовке ребенка к технике письма, включающие в себя:
а) развитие произвольных движений пальцев рук;
б) формирование элементарных графических навыков.
Здесь за основу взята работа Т. Б. Филичевой «Развитие графических навыков». Но в данном пособии эти задачи решаются в игровой форме, например: «дорисуй иголки ежику, водичку из душа, ручку к зонтику, листочки к ветке»; дети упражняются в написании элементов букв.
Первые задания желательно выполнять фломастерами; письмо ими не требует сильного нажатия, а линии получаются отчетливыми.
Как только дети научатся выполнять задания фломастерами, они могут работать ручкой или карандашом.
С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.
К концу года даются упражнения на заштриховку, которые вызывают у детей определенные трудности, но по мере выполнения заданий они устраняются.
Задания по развитию графических навыков создают основу произвольности движений для последующего овладения навыками письма.
Произвольные движения пальцев рук (мелкой моторики) развиваются во время физкультминуток.
На первых занятиях желательно выполнять задание вместе с детьми, чтобы они могли подражать движениям педагога.
Вначале упражнения выполняются в медленном темпе, а педагог следит за правильностью положения рук и пальцев ребенка и точностью переключения одного движения на другое.
Если у ребенка что-то не получается, будьте терпеливы, обратитесь к родителям, чтобы они помогли ему научиться выполнять то или иное движение.
В сценариях также имеется дополнительный речевой и игровой материал для закрепления программных задач, однако по усмотрению педагога он может быть использован и на занятиях, если дети быстро усваивают материал.
Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребенка: разгадывание загадок развивает мышление, заучивание стихотворений развивает слуховую память, нахождение различий в двух похожих рисунках развивает внимание.
Однако основной задачей на каждом занятии остается развитие фонематического слуха с целью подготовки к обучению грамоте.
Фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет.
К 5-ти годам дети способны определять на слух наличие и отсутствие того или иного в слове на заданный звук.
К 7-ми годам у детей в области обучения грамоте формируются представления о звуке, слоге, словах, предложениях.
Умеют различать звуки, устанавливать их последовательность, различают гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Знакомятся с миром слов (слова звучат по-разному и похоже, бывают длинные и короткие).
Умеют слышать отдельные звуки в словах, определять первый звук.
Умеют различать звуки на слух, твердые и мягкие согласные.
Умеют интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
- Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т.е. способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи. Как известно, многие фонемы русского языка имеют очень тонкие артикуляционные различия, и только хорошо развитый фонематический слух дает возможность ребенку отличать одни звуки от других.
- 8 слайд Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т.е. способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи. Как известно, многие фонемы русского языка имеют очень тонкие артикуляционные различия, и только хорошо развитый фонематический слух дает возможность ребенку отличать одни звуки от других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Дидактические игры на развитие фонематического слуха"
В консультации раскрыта актуальность проблемы развития фонематического слуха у детей, особое значение дидактических игр в этой работе. Произведена подборка конкретных дидактических игр....
Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...
Консультация для педагогов на тему: «Стихи, скороговорки в развитии фонематического слуха у детей»
Фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет.К 5-ти годам дети способны определять на слух наличие и отсутствие того или иного в слове на заданный звук.К 7-ми годам у детей ...
Консультация для родителей «Игровые методы и приемы для развития фонематического слуха у детей с ОВЗ»
Цель – сформировать представления у родителей об игровых методах и приемах развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи....
Консультация для педагогов на тему: «Речевые игры для развития фонематического слуха на занятиях по развитию речи»
У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.Речь – это сложная функция, и её развит...
Консультация для педагогов: "Использование стихов,чистоговорок, скороговорок в развитии фонематического слуха у детей"
Консультация для педагогов: " Использование стихов, чистоговорок, скороговорок в развитии фонематичекого слуха у детей"...
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....