Консультация для педагогов на тему: «Стихи, скороговорки в развитии фонематического слуха у детей»
проект по логопедии на тему

Терентьева Ольга Фёдоровна

Фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет.

К 5-ти годам дети способны определять на слух наличие и отсутствие того или иного  в слове на заданный звук.

К 7-ми годам у детей в области обучения грамоте формируются представления о звуке, слоге, словах, предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработала учитель-логопед Терентьева Ольга Фёдоровна Стихи, скороговорки в развитии фонематического слуха у детей

Слайд 2

Фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет. К 5-ти годам дети способны определять на слух наличие и отсутствие того или иного в слове на заданный звук. К 7-ми годам у детей в области обучения грамоте формируются представления о звуке, слоге, словах, предложениях. Умеют различать звуки, устанавливать их последовательность, различают гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Знакомятся с миром слов (слова звучат по-разному и похоже, бывают длинные и короткие). Умеют слышать отдельные звуки в словах, определять первый звук. Умеют различать звуки на слух, твердые и мягкие согласные. Умеют интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

Слайд 3

Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т.е. способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи. Как известно, многие фонемы русского языка имеют очень тонкие артикуляционные различия, и только хорошо развитый фонематический слух дает возможность ребенку отличать одни звуки от других.

Слайд 4

Фонематический слух- это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы(звуки) родного языка.

Слайд 6

Фонематический слух включает в себя: Способность слышать есть данный звук в слове или нет. Способность различать слова ,в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Слайд 7

Фонематическое восприятие- это различение на слух всех звуковых единиц языка . Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение , т .к. прежде ,чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.

Слайд 8

Этапы формирования фонематического восприятия: 1 . Узнавание неречевых звуков. 2. Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте , силе и тембру. 3. Различение слов ,близких по звуковому составу. 4. Воспроизведение и дифференциация слогов. 5. Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения. 6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Слайд 9

Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные образцы речи. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо использовать все виды русского фольклора (прибаутки, потешки , пословицы, поговорки, скороговорки и т. п.).

Слайд 10

Материалом для фонематических упражнений могут служить разные скороговорки, чистоговорки , стихи, считалочки, потешки , в которых часто повторяются какие-то определенные звуки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха, но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают слуховую память, знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый, развлекательный вид работы, стимулирующей интерес детей и предупреждающий усталость.

Слайд 11

Для того чтобы разучить скороговорку необходимо: 1. Прохлопать ритм скороговорки. 2. Произнести скороговорку вместе с ребенком и индивидуально. 3. Послушать, какие звуки, четко выделил взрослый. 4. Повторить эти звуки, четко артикулируя их. 5. Произнести скороговорку громко и тихо, весело и грустно, высоким и низким голосом.

Слайд 12

Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки , которые можно проводить на занятиях по развитию речи практически во всех группах детского сада.

Слайд 13

При проведении фонематических пятиминуток можно использовать и такую форму работы, как диалог двух команд. Например, очень подходят для этого такие скороговорки: - Расскажи мне про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Слайд 14

Особенно эффективным будут диалог при заучивании чистоговорок , направленных на дифференциацию похожих звуков. Так, при работе над твердыми и мягкими согласными дети делятся на две команды, из которых одна произносит твердые согласные, а другая - мягкие. Например: Та, та, та - нет у нас кота. Тя , тя , тя - вот мое дитя. На, на, на - стою у окна. Ня , ня , ня - я веду коня. Некоторые из стихотворений рекомендуется заучивать по ролям, разыгрывать сценки. Так, при работе в старшей группе над произношением звука «ж», используя стихотворение «Жук и жаба», можно разыгрывать небольшую сценку, действующие лица которой жук и жаба, слова автора хором повторяют за воспитателем дети.

Слайд 15

Дети: Жаба толстая сидит И по сторонам глядит. Ведь на ужин жук ей нужен, Очень нужен жабе жук. Жаба: Вот жука бы увидать; И скорей его поймать, Ведь на ужин жук мне нужен, Очень нужен жук на ужин. Дети: Вот жук летит, Жужжит, жужжит. Жук : Я летаю и жужжу: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу !» Надоело мне летать, Надоело мне жужжать, Жу-жу-жу, жу-жу-жу ! Под ромашкой посижу». Дети: Жаба жука увидала, Прыг, прыг - и поймала. Затем роли могут меняться.

Слайд 16

Считалочки и ритмостихи Можно также использовать считалочки и ритмостихи. Но они, развивая фонематический слух, выполняют и дополнительную функцию, вырабатывая ощущения ритма слова, фразы. При этом особенно важна роль жестикуляции, совпадающей с ритмом речи. Фонетические упражнения рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю на занятиях по развитию речи, на прогулке, как в групповом, так и в индивидуальном общении.

Слайд 17

Глупый гном глядел, глядел, Громкий горн гудел, гудел, Громче горна грохнул гром, Громче грома гаркнул гном.

Слайд 18

При организации фонетических пятиминуток, должны помнить следующее: До начала заучивания стихотворения, считалки и т.д. звуки должны быть хорошо отработаны в медленном произношении. Чаще всего стихи читаются хором, особенно это важно при работе с детьми, которые из-за плохого произношения тех или иных звуков стесняются говорить. Но иногда можно предлагать читать их отдельным детям. Воспитатель при проведении фонетических упражнений, сам должен уметь читать скороговорки в быстром темпе, а стихи - правильно и выразительно. Материал время от времени можно повторять, так как он быстро забывается.

Слайд 19

Игровая форма пятиминуток оживит занятие по развитию речи и сделает более результативным ознакомление детей со звуками и нормами произношения. Благодаря таким фонетическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи. Фонетические пятиминутки способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников, развивают их память, мышление, воображение.

Слайд 20

Литература: Стрельцова Л., Тамарченко Р. Мастерская слова//Дошкольное воспитание. -1994.- № 9. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. - М. :Просвещение, 1972.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Дидактические игры на развитие фонематического слуха"

В консультации раскрыта актуальность проблемы развития фонематического слуха у детей, особое значение дидактических игр в этой работе. Произведена подборка конкретных дидактических игр....

Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...

Консультация для педагогов на тему: «Стихи, скороговорки в развитии фонематического слуха у детей»

Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой для овладения грамотой.Исследованиями установлено, что дети с недоразвитием фонематического слуха впоследствии испы­тывают трудности при ...

Консультация для родителей «Игровые методы и приемы для развития фонематического слуха у детей с ОВЗ»

Цель – сформировать представления у родителей об игровых методах и приемах развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи....

Консультация для педагогов на тему: «Речевые игры для развития фонематического слуха на занятиях по развитию речи»

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.Речь – это сложная функция, и её развит...

Консультация для педагогов: "Использование стихов,чистоговорок, скороговорок в развитии фонематического слуха у детей"

Консультация для педагогов: " Использование стихов, чистоговорок, скороговорок в развитии фонематичекого слуха у детей"...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....