Взаимодействие учителя-логопеда и семьи при организации досуга
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Логопеды часто привлекают родителей к участию в досуговых мероприятиях. Необычная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе автоматизации звуков у ребенка, развития его речи. Задача логопеда - сделать этот процесс интересным и продуктивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_zhurnala.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи при организации досуга
детей дошкольного возраста
Бородина С.В учитель-логопед первой квалификационной категории
ГКУСОМО КРЦ «Радуга»
Логопеды часто привлекают родителей к участию в досуговых мероприятиях. Необычная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе автоматизации звуков у ребенка, развития его речи. Задача логопеда – сделать этот процесс интересным и продуктивным.
В логопедической и досуговой деятельности можно выделить несколько форм работы с родителями.
- Присутствие родителей на досуговых мероприятиях, организованных учителем-логопедом, в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить речевые особенности своего ребенка.
- Участие родителей в подготовке досуговых мероприятий. Подбирая речевой материал для досугов, учитель-логопед учитывает произносительные возможности детей. Тексты и стихи проговариваются на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов, наглядных материалов. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает их с детьми и способствует речевому развитию дошкольников.
- Непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях. Это самая продуктивная, веселая и эмоциональная форма работы с родителями. Они могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка. Родители с большим удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, особенно им нравятся предновогодние досуги, принимая участие в которых, они снова «становятся детьми».
Ниже приведем пример одного из таких досуговых предновогодних мероприятий.
«История заснеженного леса»
Задачи:
- Активизировать и расширять словарь по темам «Зима», «Дикие животные»;
- Закреплять навык правильного носового и ротового дыхания;
- Развивать внимание, память, мышление, умение ориентироваться в пространстве;
- Закреплять навык практического употребления в речи притяжательных прилагательных;
- Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в команде.
Действующие лица:
Василиса Премудрая (логопед); Снеговичок; Волк; Лиса; Медведь
Ход досуга:
Дети и родители заходят в зал, располагаются на своих местах.
Посреди зала стоит сундук, закрытый на 3 замка.
Рядом с сундуком сидят Василиса Премудрая (логопед) и Снеговичок, все печальны и встревожены.
Василиса: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что у нас здесь произошло!
Снеговичок: Приготовил Дедушка Мороз полный сундук подарков, хотел порадовать. Да не уберегли мы его.
Василиса: Злая волшебница закpыла сундук на 3 замка. Не хочет она, чтобы дети pадовались подаркам.
Снеговичок: И не будет у нас с вами тепеpь пpаздника, подаpков-то нет! Что за пpаздник без подаpков.
Василиса: Подожди, Снеговичок! Не расстраивай pебят! Надо попробовать открыть этот сундук!
Снеговичок: Ты же Василиса Пpемудpая, так помоги нам сундук pасколдовать.
Василиса: Я думаю, нет таких замков, к котоpым ключ найти нельзя.
Снеговичок: Где же искать эти ключи? Злая волшебница pазбpосала их по всему сказочному лесу.
Василиса: Я думаю, надо отправляться в путь - найти ключи!
Снеговичок: Что ж, Василиса, пожалуй, ты права. А вы, ребята, пойдёте с нами ключи от замков, заколдованных искать?
Дети: Да!
Снеговичок: И обязательно возьмите с собой своих родителей! Нам понадобится их помощь тоже.
Василиса: Вы не испугаетесь трудностей?
Дети и родители: Нет!
Снеговичок: Вот и молодцы! Отправляемся в путь!
В лес зимний мы шагаем (марш)
Ноги выше поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен)
Потопают ноги по прямой дороге (топают всей стопой)
И поскачут ноги прямо по дороге (поскоки)
Скакали, скакали и встали стоп (останавливаются)
По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки (ходьба на носках)
И опять шагаем, ноги поднимаем (марш)
Василиса: Вот мы и пришли (садятся на места).
Появляется логово волка.
Снеговичок: Узнаёте, чей это дом? Правильно, это дом волка, а называется он....
Дети и родители: Логово!
Снеговичок: Давайте постучимся: "Можно ли войти?"
Волк (выходит из логова): Заходи, если ты храбрый.
Василиса: Здравствуй, братец волк.
Волк: Здравствуйте, здравствуйте! Что это вы в лес зимой забрели?
Снеговичок: Ищем мы ключи от заколдованных замков. Не поможешь ли нам?
Волк: Так вы открыть сундук хотите? Ну, не лёгкая это работа.
Василиса: А мы постаpаемся. Как, pебята, постаpаемся?
Дети и родители: Да!
Волк: Ну что ж, хочу я вас испытать. Выполните мое задание-помогу вам, а если нет, то я вас съем! Зимой в лесу много разных следов на снегу. Не могу я разобраться, кто это наследил.
Волк показывает следы и спрашивает: Чей это след? Дети отвечают, родители, в случае затруднений, помогают (заячий, беличий, лисий, волчий, кабаний, рысий)
Василиса: Пока мы с вами следы распутывали, на улице пошел снег, и закружились снежинки. Посмотрите, какие они?
Василиса раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
Волк: Следы вы все отгадали. Вижу, что дети вы сообразительные и внимательные. Не могу я не помочь таким детям. Берите ключ.
Василиса: Спасибо, братец волк. Подскажи, где злая волшебница спрятала остальные ключи.
Волк: Ох, не знаю, не знаю. Сходите к Лисице, может, она вам поможет?
(Волк уходит). До свидания!
Снеговичок: А где же нам лису искать?
Василиса: Мы с ребятами сейчас тебе расскажем и покажем:
Ти- ти- ти – куда же нам пойти? (хлопают в ладоши)
Ать- ать- ать – в лес отправимся гулять (хлопки по коленям)
Ать- ать- ать- будем прыгать и скакать (подпрыгивают и топают ногами)
Та- та – та – в лесу красота (скользящие хлопки)
Снеговичок: Ребята, смотрите, чья-то нора впереди, присядем и посмотрим кто там живет?
Появляется лиса. Она кашляет и чихает.
Василиса: Здравствуй лисичка, что с тобой?
Лиса: Здравствуйте, детки, я захворала, потому что снег лизала.
Василиса: Дайте дети мне ответ, можно кушать снег иль нет?
Дети: Нет.
Василиса: Лисичка, чтобы горло не болело мы делаем самомассаж. Сейчас и тебя научим.
Самомассаж «Чтобы горло не болело»
Чтобы горло не болело
Мы погладим его смело,
Лоб ладошкой разотрем-
Ладошку поставим козырьком,
Вилку пальчиками делай-
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем, да, да, да
Нам простуда не нужна!
Лиса: Спасибо ребятки, все запомнила, побегу, свое горло полечу.
Василиса: Подожди, Лисичка! Пришли мы к тебе за помощью. Помоги нам ключ от сундука с подарками найти. Нет ли этого ключика у тебя?
Лиса: Да, есть у меня один ключик. Вы мне помогли, помогу и я вам. Держите ключик.
Снеговичок: Лисонька, а ты не знаешь, у кого последний ключик от нашего сундучка?
Лиса: Еще один ключик есть у медведя. А теперь я побежала лечить свое горлышко!
Василиса и дети: Спасибо, лисичка! Ну вот, 2 ключа мы уже нашли. Надо искать последний, отправляемся в дорогу! Найти дорогу к берлоге медведя нам поможет волшебный снежок. Давайте лепить снежки.
Упражнение «Снежки».
Дети в кругу произносят слова и показывают в движениях:
Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело!
Любим все морозный день.
Нам в снежки играть не лень!
Хлоп, хлоп, не зевай (лепят, снежки),
Ты от нас не убегай.
Хлоп, хлоп, не зевай,
А теперь в меня бросай (бросают).
Пусть зима морозит нас!
Мы погреемся сейчас.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Хлоп, хлоп, не зевай (лепят, снежки),
Ты от нас не убегай.
Хлоп, хлоп, не зевай,
А теперь в меня бросай (бросают).
Снеговичок: А вот и берлога медведя.
Раздается рев медведя.
Медведь: Кто меня разбудил? Что вам надо?
Василиса: Мишенька, мы пришли попросить у тебя ключ от нашего сундучка.
Медведь: Ах вам мой ключ нужен? Просто так я вам его не отдам. Выполните задания, тогда я подумаю, отдавать вам ключ или нет.
Снеговичок: Мы готовы. Да ребята?
Дети и родители: Да!
Медведь: Всю зиму я сплю в своей берлоге и даже не знаю, какая погода на улице.
Василиса: Ребята, давайте расскажем мишке, какая погода зимой бывает.
Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет….
Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится….
Медведь: Теперь я знаю, что происходит с погодой зимой. А сейчас поиграйте со мной в мяч. Я буду кидать мяч и произносить «зимнее» слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег – снежок; сосулька — сосулечка; мороз – морозец; ветер – ветерок; горка — горочка; лёд – ледок; холод – холодок; зима – зимушка; санки - саночки
Снеговичок: Видишь, мишка, какие наши дети умные, ловкие и сообразительные.
Медведь: Да, молодцы ребята. Пока кидал вам мяч лапы у меня замерзли.
Василиса: Не переживай, мишутка, мы с ребятами знаем пальчиковую гимнастику. Сейчас и тебя научим, лапы быстренько согреются.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стор.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп
Снеговичок: Ну как, согрелись твои лапы?
Медведь: Ой, спасибо! Согрелись мои лапки! Помогли вы мне, помогу и я вам. Держите свой ключ.
Василиса и дети: Спасибо, мишутка!
Снеговичок: Ура! Мы нашли последний ключ от нашего сундучка!
Василиса: Посмотрите, уже начинает темнеть. Пора выходить нам из заснеженного леса. Чтобы не заблудиться, вставайте друг за другом и побежим.
Дети, родители и герои «выходят» из заснеженного леса.
Снеговичок: А вот и наш сундук заколдованный. Давайте откроем замки и посмотрим, какие подарки для нас приготовил Дедушка Мороз.
Василиса и Снеговичок снимают замки и открывают сундук.
Снеговичок раздает подарки Деда Мороза и уходит.
Василиса (логопед): И мне пора уходить. До свидания! (уходит)
Под веселую музыку дети и родители выходят из зала.
Используемая литература:
Н.В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в организации театральной деятельности.
На сегодняшний день федеральные государственные требования являются определяющими содержание образовательной работы. В разделе 3.4 говорится о том, что содержание коррекционной работы должно быть напр...
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
Консультация для воспитателей "Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения"...
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Инновационная работа с родителями....
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно: с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями общего и речевого развития....