Взаимодействие учителя-логопеда и семьи при организации досуга
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Бородина Светлана Валентиновна

Логопеды часто привлекают родителей к участию в досуговых мероприятиях. Необычная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе автоматизации звуков у ребенка, развития его речи. Задача логопеда - сделать этот процесс интересным и продуктивным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_zhurnala.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи при организации досуга

детей дошкольного возраста

Бородина С.В учитель-логопед первой квалификационной категории

ГКУСОМО КРЦ «Радуга»

Логопеды часто привлекают родителей к участию в досуговых мероприятиях. Необычная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе автоматизации звуков у ребенка, развития его речи. Задача логопеда – сделать этот процесс интересным и продуктивным.

В логопедической и досуговой деятельности можно выделить несколько форм работы с родителями.

  • Присутствие родителей на досуговых мероприятиях, организованных учителем-логопедом, в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить речевые особенности своего ребенка.
  • Участие родителей в подготовке досуговых мероприятий. Подбирая речевой материал для досугов, учитель-логопед учитывает произносительные возможности детей. Тексты и стихи проговариваются на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов, наглядных материалов. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает их с детьми и способствует речевому развитию дошкольников.
  • Непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях. Это самая продуктивная, веселая и эмоциональная форма работы с родителями. Они могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка. Родители с большим удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, особенно им нравятся предновогодние досуги, принимая участие в которых, они снова «становятся детьми».

Ниже приведем пример одного из таких досуговых предновогодних мероприятий.

«История заснеженного леса»

Задачи:

- Активизировать и расширять словарь по темам «Зима», «Дикие животные»;

- Закреплять навык правильного носового и ротового дыхания;

- Развивать внимание, память, мышление, умение ориентироваться в пространстве;

- Закреплять навык практического употребления в речи притяжательных прилагательных;

- Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в команде.

Действующие лица:

Василиса Премудрая (логопед); Снеговичок; Волк; Лиса; Медведь

Ход досуга:

Дети и родители заходят в зал, располагаются на своих местах.

Посреди зала стоит сундук, закрытый на 3 замка.

Рядом с сундуком сидят Василиса Премудрая (логопед) и Снеговичок, все печальны и встревожены.

Василиса: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что у нас здесь произошло!

Снеговичок: Приготовил Дедушка Мороз полный сундук подарков, хотел порадовать. Да не уберегли мы его.

Василиса: Злая волшебница закpыла сундук на 3 замка. Не хочет она, чтобы дети pадовались подаркам.

Снеговичок: И не будет у нас с вами тепеpь пpаздника, подаpков-то нет! Что за пpаздник без подаpков.

Василиса: Подожди, Снеговичок! Не расстраивай pебят! Надо попробовать открыть этот сундук!

Снеговичок: Ты же Василиса Пpемудpая, так помоги нам сундук pасколдовать.

Василиса: Я думаю, нет таких замков, к котоpым ключ найти нельзя.

Снеговичок: Где же искать эти ключи? Злая волшебница pазбpосала их по всему сказочному лесу.

Василиса: Я думаю, надо отправляться в путь - найти ключи!

Снеговичок: Что ж, Василиса, пожалуй, ты права. А вы, ребята, пойдёте с нами ключи от замков, заколдованных искать?

Дети: Да!

Снеговичок: И обязательно возьмите с собой своих родителей! Нам понадобится их помощь тоже.

Василиса: Вы не испугаетесь трудностей?

Дети и родители: Нет!

Снеговичок: Вот и молодцы! Отправляемся в путь!

В лес зимний мы шагаем (марш)

Ноги выше поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен)

Потопают ноги по прямой дороге (топают всей стопой)

И поскачут ноги прямо по дороге (поскоки)

Скакали, скакали и встали стоп (останавливаются)

По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки (ходьба на носках)

И опять шагаем, ноги поднимаем (марш)

Василиса: Вот мы и пришли (садятся на места).

Появляется логово волка.

Снеговичок: Узнаёте, чей это дом? Правильно, это дом волка, а называется он....

Дети и родители: Логово!

Снеговичок: Давайте постучимся: "Можно ли войти?"

Волк (выходит из логова): Заходи, если ты храбрый.

Василиса: Здравствуй, братец волк.

Волк: Здравствуйте, здравствуйте! Что это вы в лес зимой забрели?

Снеговичок: Ищем мы ключи от заколдованных замков. Не поможешь ли нам?

Волк: Так вы открыть сундук хотите? Ну, не лёгкая это работа.

Василиса: А мы постаpаемся. Как, pебята, постаpаемся?

Дети и родители: Да!

Волк: Ну что ж, хочу я вас испытать. Выполните мое задание-помогу вам, а если нет, то я вас съем! Зимой в лесу много разных следов на снегу. Не могу я разобраться, кто это наследил.

Волк показывает следы и спрашивает: Чей это след? Дети отвечают, родители, в случае затруднений, помогают (заячий, беличий, лисий, волчий, кабаний, рысий)

Василиса: Пока мы с вами следы распутывали, на улице пошел снег, и закружились снежинки. Посмотрите, какие они?

Василиса раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

Волк: Следы вы все отгадали. Вижу, что дети вы сообразительные и внимательные. Не могу я не помочь таким детям. Берите ключ.

Василиса: Спасибо, братец волк. Подскажи, где злая волшебница спрятала остальные ключи.

Волк: Ох, не знаю, не знаю. Сходите к Лисице, может, она вам поможет?

(Волк уходит). До свидания!

Снеговичок: А где же нам лису искать?

Василиса: Мы с ребятами сейчас тебе расскажем и покажем:

Ти- ти- ти – куда же нам пойти? (хлопают в ладоши)

Ать- ать- ать – в лес отправимся гулять (хлопки по коленям)

Ать- ать- ать- будем прыгать и скакать (подпрыгивают и топают ногами)

Та- та – та – в лесу красота (скользящие хлопки)

Снеговичок: Ребята, смотрите, чья-то нора впереди, присядем и посмотрим кто там живет?

Появляется лиса. Она кашляет и чихает.

Василиса: Здравствуй лисичка, что с тобой?

Лиса: Здравствуйте, детки, я захворала, потому что снег лизала.

Василиса: Дайте дети мне ответ, можно кушать снег иль нет?

Дети: Нет.

Василиса: Лисичка, чтобы горло не болело мы делаем самомассаж. Сейчас и тебя научим.

Самомассаж «Чтобы горло не болело»

Чтобы горло не болело

Мы погладим его смело,

Лоб ладошкой разотрем-

Ладошку поставим козырьком,

Вилку пальчиками делай-

Массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем, да, да, да

Нам простуда не нужна!

Лиса: Спасибо ребятки, все запомнила, побегу, свое горло полечу.

Василиса: Подожди, Лисичка! Пришли мы к тебе за помощью. Помоги нам ключ от сундука с подарками найти. Нет ли этого ключика у тебя?

Лиса: Да, есть у меня один ключик. Вы мне помогли, помогу и я вам. Держите ключик.

Снеговичок: Лисонька, а ты не знаешь, у кого последний ключик от нашего сундучка?

Лиса: Еще один ключик есть у медведя. А теперь я побежала лечить свое горлышко!

Василиса и дети: Спасибо, лисичка! Ну вот, 2 ключа мы уже нашли. Надо искать последний, отправляемся в дорогу! Найти дорогу к берлоге медведя нам поможет волшебный снежок. Давайте лепить снежки.

Упражнение «Снежки».

Дети в кругу произносят слова и показывают в движениях:

Мы в снежки играем смело,

Ах, какое это дело!

Любим все морозный день.

Нам в снежки играть не лень!

Хлоп, хлоп, не зевай (лепят, снежки),

Ты от нас не убегай.

Хлоп, хлоп, не зевай,

А теперь в меня бросай (бросают).

Пусть зима морозит нас!

Мы погреемся сейчас.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем.

Хлоп, хлоп, не зевай (лепят, снежки),

Ты от нас не убегай.

Хлоп, хлоп, не зевай,

А теперь в меня бросай (бросают).

Снеговичок: А вот и берлога медведя.

Раздается рев медведя.

Медведь: Кто меня разбудил? Что вам надо?

Василиса: Мишенька, мы пришли попросить у тебя ключ от нашего сундучка.

Медведь: Ах вам мой ключ нужен? Просто так я вам его не отдам. Выполните задания, тогда я подумаю, отдавать вам ключ или нет.

Снеговичок: Мы готовы. Да ребята?

Дети и родители: Да!

Медведь: Всю зиму я сплю в своей берлоге и даже не знаю, какая погода на улице.

Василиса: Ребята, давайте расскажем мишке, какая погода зимой бывает.

Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет….

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится….

Медведь: Теперь я знаю, что происходит с погодой зимой. А сейчас поиграйте со мной в мяч. Я буду кидать мяч и произносить «зимнее» слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег – снежок; сосулька — сосулечка; мороз – морозец; ветер – ветерок;      горка — горочка; лёд – ледок; холод – холодок; зима – зимушка; санки - саночки

Снеговичок: Видишь, мишка, какие наши дети умные, ловкие и сообразительные.

Медведь: Да, молодцы ребята. Пока кидал вам мяч лапы у меня замерзли.

Василиса: Не переживай, мишутка, мы с ребятами знаем пальчиковую гимнастику. Сейчас и тебя научим, лапы быстренько согреются.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,           Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.             Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили,                    «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,           «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,            Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.                Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли.              Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                  «Едят ложкой» суп

Снеговичок: Ну как, согрелись твои лапы?

Медведь: Ой, спасибо! Согрелись мои лапки! Помогли вы мне, помогу и я вам. Держите свой ключ.

Василиса и дети: Спасибо, мишутка!

Снеговичок: Ура! Мы нашли последний ключ от нашего сундучка!

Василиса: Посмотрите, уже начинает темнеть. Пора выходить нам из заснеженного леса. Чтобы не заблудиться, вставайте друг за другом и побежим.

Дети, родители и герои «выходят» из заснеженного леса.

Снеговичок: А вот и наш сундук заколдованный. Давайте откроем замки и посмотрим, какие подарки для нас приготовил Дедушка Мороз.

Василиса и Снеговичок снимают замки и открывают сундук.

Снеговичок раздает подарки Деда Мороза и уходит.

Василиса (логопед): И мне пора уходить. До свидания! (уходит)

Под веселую музыку дети и родители выходят из зала.

Используемая литература:

Н.В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в организации театральной деятельности.

На сегодняшний день федеральные государственные требования являются определяющими содержание образовательной работы. В разделе 3.4 говорится о том, что содержание коррекционной работы должно быть напр...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

Консультация для воспитателей "Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения"...

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно: с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями общего и речевого развития....