Тема. Звуки Г-К. Буквы Г-К.
план-конспект урока по логопедии (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема. Звуки Г-К. Буквы Г-К.
1.Коррекционно – образовательные задачи: Закрепить правильное произношение и различие звуков Г-К. Усвоить понятия звонкий – глухой согласный звук. Упражнять в звуко – слоговом анализе слов, выделение ударного слога. Закрепить употребление предлогов ко из-ко .
Профилактика нарушений письменной речи. Закрепить Буквы Г,К. Учить их печатать, выкладывать, преобразовывать.
Коррекционно – развивающие задачи: Развивать память, внимание, мышление, тактильное восприятие, тактильный самоконтроль, совершенствовать фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику.
Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать инициативность, любознательность, желание познавать новое и мотивацию к обучению.
Оборудование: предметные картинки( гуси, карточки, гусли, картина, кружка, грабли, герань, гамак, гребень, книжки, коты, кинжал, кино), звуковые фишки, карточки звонкий-глухой, сюжетные картинки на предлоги ко, из-ко, наборы для составления схем, карточки-схемы, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
1.Организационный момент. (создание мотивации, развитие фонематических представлений). Игра с мячом «Назови первый звук».
Логопед: Я называю слово, бросаю мяч, а вы называете первый звук в слове, бросаете мяч.
(Слова: кружка, грабли, герань, гамак, гребень)
2.Сообщение темы. (Технология экспериментирование. Закрепление произношения, дифференциации звуков, практическим методом усвоение понятий «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»)
Произнесение, сопоставление, характеристики звуков Г-К.
Логопед: К нам пришли в гости картинки, давайте их назовём.
(Логопед и дети произносят утрированно звуки Г,К, хором и индивидуально.)
Идут гуси:Г-Г-Г. Кино:К-К-К.
Давайте их сравним в произношении.
Игра «Звоночек»
Логопед. Мы проведем эксперимент. А вы будете настоящими исследователями.
Приложите ваши пальцы к гортовой стороне гортани, произнесём звуки К-К-К, потом Г-Г-Г. Вы почувствовали. Давайте сравним, что мы почувствовали.
Расскажите.
Дети: при звуке К, в горлышке был тихий звук. А при Г – более громкий.
Логопед: Молодцы. Давайте сделаем вместе вывод, дадим характеристику звуками.
Если в горлышке тихий звук, значит звук «глухой», если громко звенит в горлышке, значит звук «звонкий». Давай произнесём другие звуки и сравним. (Логопед вместе с детьми произносит, сравнивает звуки, помогает сделать выводы)
При звонких звуках – З,Б,Д,В,Г,Ж- звук в горле сильный, при глухих_ П,С,Ф,К,Т,Ш – звон в горле – слабый, тихий..
Логопед: Дадим характеристику звукам.
Дети: К- согласный, губной, глухой.
Г- согласный, губной, звонкий.
(глухость-звонкость определяется тактильно, на гортани)
Игра «Различай звуки-подними карточку»: Логопед: Повтори звук, подними нужную карточку:звонкий-глухой.
3.Различие звуков Г-К:
А) «Гуси бегают». (развитие мелкой моторики, фонематического восприятия) Воспроизведение слоговых рядов:
ка-га-га га-га-ка
ка-ка-га га-ка-ка
ка-га-ка га-ка-га и.т.д
б) га, го, гу, ко, ка, ги, ку…;
в) гуси, карточки, гусли, картина, кружка, грабли, герань, гамак, гребень…;
г) игра «Наоборот» - преобразование слогов, слов:
га-га-га ка-ка-ка гой-кой кресло - грабли
го-го-го кух- кухня -
гу-гу-гу кас- кредит -
гы-гы-гы кор- карты -
д) отбор картинок на Г,К – 2 команды. Игра «Рассели картинки по домикам»
гуси, кошка, грабли, крот, карты, гири.
4. Игра «Телеграф» (развитие фонематических представлений, навыков звуко- слогового анализа, выделение ударного слога).
Логопед. Мы с вами будем играть в телеграф, мы превратимся в телеграфистов. Я буду говорить слова, а вы будете передавать хлопками слово. На какой слог падает ударение.
Гу-си кош-ка кар-ты
5.Физкультминутка. Игра с мячиками с шипами.
Дети ритмично перебрасывают мяч из одной руки в другоую. На последнее слово-приседают.
Вот какой весёлый мячик
Так и скачет, так и скачет!
Мне б скорей его поймать,
Чтобы снова поиграть.
-Бам!
6.Упражнение «Весёлые буквы». (Выкладывание, сравнение, обведение, печатание.)
Логопед. Достаньте «буквенный конструктор». Мы с вами будем выкладывать буквы Г-К, превращать их в друг друга.
Печатание под диктовку выделенных пар слов.
КОТ-КОТЫ ГУСЬ-ГУСИ КРОТ-КРОТЫ
7.Звуковые фишки. (звуко-слоговой анализ)
Логопед. Подготовьте звуковые фишки. Мы с вами попробуем выложить звуковую схему слова. А вы подберите картинки к схемам.
7.Игра «4 лишний»
Логопед. Кто хочет быть моим помощником. Мы с моим помощником выложим вам четыре картинки. А вы должны найти лишнюю картинку.
Горе кость крылья кот
8.Итог. Молодцы. О каких звуках мы говорили? Какие понятия закрепляли в форме эксперимента
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...
Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."
Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...
Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»
Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.
Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...