Методическое пособие для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ "Учимся говорить - играя"
методическая разработка по логопедии на тему
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности, является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке.
В пособии представлены: пояснительная записка, цели и задачи по каждому направлению коррекционно-развивающей работы, галерея упражнений и игр, оборудование, приложения (таблица, образец индивидуального образовательного маршрута). Пособие предназначено для учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_posobiyu_fevral.docx | 135.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОСНЕЖКА» Г. НАДЫМА»
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОСНЕЖКА» Г. НАДЫМА»
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым,
yл. Набережная им. Оруджева, д.29/1, тел./факс:8(3499)52-20-26,E-mail:belosnezhka-ds@mail.ru
ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649/890301001
Учимся говорить - играя
Методическое пособие
для учителей - логопедов по составлению
индивидуальных образовательных маршрутов
для детей ОВЗ
Надым
2016
Рящина Л.В. учитель – логопед МДОУ «Детский сад «Белоснежка»
Лютая Н.П. учитель – логопед МДОУ «Детский сад «Белоснежка»
Методическое пособие для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ «Учимся говорить – играя» 2016 г.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности, является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке.
В пособии представлены: пояснительная записка, цели и задачи по каждому направлению коррекционно-развивающей работы, галерея упражнений и игр, оборудование, приложения (таблица, образец индивидуального образовательного маршрута).
Пособие предназначено для учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Пояснительная записка
Теоретическое обоснование.
Увеличение количества детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – острая и масштабная проблема современного этапа образования. Одной из выраженных особенностей речи детей с речевым недоразвитием, являются: скудный словарный запас, грубое нарушение грамматического строя речи, отсутствие фонематического восприятия, несформированность импрессивной и экспрессивной речи. Перечисленные нарушения речи служат серьезным препятствием для овладения программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Актуальность.
На протяжении ряда лет, в дошкольных учреждениях, сохраняется высокий процент детей с нарушениями в речевом развитии. По данным психолого-медико-педагогического обследования в МДОУ «Детский сад «Белоснежка» - из 143 воспитанников старших и подготовительных групп, 104 ребёнка с речевыми нарушениями, со статусом ОВЗ – 12 человек.
Вопрос коррекции речи детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является острым, значимым и актуальным на сегодняшний день. Данная проблема определила коррекционно-познавательное направление деятельности дошкольного учреждения, как одно из наиболее значимых, и приоритетных. Организация коррекционной работы учителя-логопеда основывается на индивидуальных особенностях каждого ребенка: речевых нарушениях, состоянии здоровья, интеллектуальном развитии.
Новизна.
В современных условиях, педагоги дошкольных учреждений должны иметь возможность широкого выбора практических методических пособий по работе с детьми. Это позволит более результативно решать воспитательно-образовательные задачи, исходя из потребностей детей с учетом уровня и динамики развития.
Однако, недостаточность методической литературы, разрозненность предлагаемого материала и несомненная значимость проблемы, послужили основанием для определения и разработки данного пособия. В пособии подобран и систематизирован практический материал, предложена авторская разработка индивидуальных образовательных маршрутов по речевому развитию для детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Адресная направленность.
Пособие направлено на реализацию задач речевого развития детей с ОВЗ через систему индивидуальных занятий с учителем-логопедом, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Технология опыта.
Целью данного пособия, является систематизация практического материала, создание индивидуальных образовательных маршрутов по развитию всех компонентов устной речи детей с ОВЗ.
В соответствии с обозначенной целью реализуются следующие задачи:
- Создать единую форму написания индивидуального образовательного маршрута.
- Организовать систему эффективного логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ.
- Модернизировать процесс коррекции речевых нарушений через индивидуализацию.
В данное пособие входят: описание целей и задач по каждому направлению коррекционно-развивающей работы, рекомендации по выбору заданий, оборудования, упражнений и игр по каждому направлению; таблица (приложение №1) с указанием направлений коррекционно-развивающей работы, основные пути решения, содержания, периоды воздействия, промежуточная и конечная диагностика реальных достижений ребенка; образцы индивидуальных образовательных маршрутов с развернутой характеристикой речевых нарушений (приложение №2).
Эффективность.
Материал, содержащийся в методическом пособии, является практическим обеспечением работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
Пособие апробировано с 2015 года в МДОУ «Детский сад «Белоснежка», и показало свою эффективность в процессе развития уровня речевого развития детей с ОВЗ.
Об эффективности применения данного опыта свидетельствуют следующие результаты. Мы увидели положительную динамику по каждому направлению коррекционно – развивающей работы, что видно в диаграмме.
Систематизация материала в соответствии с целями и задачами по всем речевым направлениям.
- Понимание речи.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, игрушки, муляжи овощей и фруктов.
Цель и основные задачи коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Цель: формирование понимания обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы. Задачи: 1.Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь. 2.Учить детей по инструкции педагога узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. 3.Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. 4.Формировать понимание обобщающего значения слов. 5.Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?. 6.Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. 7.Учить отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста. |
«Что делают дети?», «Назови части тела», «Отгадай по описанию», «Что для чего», «Один-много», «Большой-маленький», «Назови части предмета», «Оденем куклу на прогулку», «Накорми куклу обедом». |
- Общая моторика
Оборудование: мячи, кегли, цветные шарики, ленты, скакалки, платочки, мешочки, кубики.
Цель и основные задачи коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Цель: развитие общей моторики. Задачи:
|
«Самолет», «Краски весны», «Покупаем продукты» - (по лексическим темам).
«Пекарь», «Строим дом», «Посуда»(по лексическим темам)
«Сделай наоборот».
«Лавата», «Пузырь», «Наливное яблочко», «Снежки». |
- Произвольная моторика пальцев рук.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук.
Задачи:
- Развивать точность, координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
- Совершенствовать движения пальцев рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь.
- Развивать речевые центры коры головного мозга.
- Готовить руку к письму.
- Способствовать положительному, эмоциональному настрою ребенка.
Оборудование | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Массажные шарики «Су-Джок», аппликатор Кузнецова, волчки, эластичные пружинки, эспандеры, резиновые ежики, круглая щетка для волос, пластмассовый коврик «травка», зубные щетки, орехи. |
Пальчиковая гимнастика по лексическим темам. Самомассаж с использованием перечисленных предметов (оборудования), «Хлоп ладошка, хлоп другая», «Иглбол» -массаж шариком «Су-Джок». |
Мозаики, конструкторы, пазлы, кубики, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки, деревянные рамки-вкладыши, геометрические фигуры. | Выкладывание узоров, конструирование, «Чудесный мешочек», «Умные улитки», «Машинка» (из геометрических фигур), «Собери узор», «Раз матрешка, два матрешка», «Построй крепость», «Собери картинку». |
Пальчиковый театр, театр теней, театр «Бибабо», настольный театр, фланелеграф, ширма. | Театрализация знакомых сказок, стихов, песенок, потешек, |
Набор музыкальных инструментов | «Веселый пианист», «Дудочка», «Веселые ложкари», «Там-там» . |
Сухой бассейн, наборы круп: (манка, рис, гречка, бобовые), пинцеты, цветная соль, наборы камушков, ручек, колпачков, ракушек, (бросовый, природный материал); гайки, шурупы, винтики, плоскогубцы, гаечный ключ. | Выкладывание по контуру (рисунки, лабиринты, дороги), «Приготовь обед», «Посоли салат», «Покорми цыплят», упражнения для релаксации пальцев рук и кистей, «Золушка», «Кто чем питается?» (сортировка круп), «Подбери колеса к автомобилю» (крышки), «Отыщи игрушку» (сухой бассейн) «Автосервис», «Привинти-отвинти». |
Ленточки, шнурки, веревочки, нитки, пуговицы, кнопки, прищепки, молнии, вата, ткань. | «Кто быстрее» (наматывание ленты), «Застегни пуговицы», «Кто быстрее зашнурует ботинок», «Веселые узелки», «Плакучая ива» (наматывание ленты), «Сушка белья», «Ткач» (плетение ковриков из цветных ленточек), «Одень малыша на прогулку», «Жгутики из ваты» |
Трафареты, карандаши, краски, раскраски, пластилин, соленое тесто, стеки, деревянные палочки, коктейльные соломинки, ножницы, бумага, картон, салфетки, зубочистки, шпажки; | «Снежки» (скатывание шариков из салфеток), «Веселая гусеница», «Нарядные бусы» (нанизывание изготовленных бусин, макарон, соломинок…) лепка, рисование, штриховки в разных направлениях. Оригами. Изготовление перфокарт. Перфорирование. «Осенний лист» - обводка трафарета листа, «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых комочков из бумаги; «Дары осени» - обрывание по контуру фруктов, «Зимнее дерев» (из зубочисток) «Пластилиновые жгутики» (выкладывание елки по контуру), |
Миска с водой, сито, удочки, стаканчики, мелкие игрушки | «Рыбалка» (ситом и удочкой ловить мелкие игрушки), «Кораблики», «Переливашки», «Большая стирка», «Я хозяюшка» (мытье игрушек) |
- Моторика речевого аппарата и общих речевых навыков
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, муляжи, вертушки, султанчики, соломинки, дудочки, свистульки, вата, импровизированные ворота, теннисные шарики.
Цель и основные задачи коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Цель: развитие моторики речевого аппарата. Задачи:
|
«Стучит швейная машинка», «Воротник с широкими и узкими краями» (широкий и узкий язык), «Шарики» (поочередно надуваем правую и левую щеки).
«Пришли дети в огород», «Толстячки – худышки», «Щечки-яблочки», «Спрячем сливу за щеку», «Застегивание и расстегивание молнии», «Большие пуговицы и маленькие пуговки», «Клювы разных птиц» (втягивать щеки) «Фырканье лошади», «Кошка лакает молоко», «Паровоз пыхтит», «Гребем веслом» (часики), «Маляр», «Кувшин с узким и широким горлышком».
«Лопата», «По грибы», «Конфетка», «Лошадка», «Горка», «Саночки», «Голодные птенчики» (чашечка), «Очень вкусная пища» (присосать язык к нёбу, произнести А), «Дятел», «Грибы на короткой и длинной ножках», «Белочка цокает», «Мишка слизывает мед», «Гудит пароход», «Улыбка для мамы», «Чашка и блюдце».
«Жуем твердую грушу», «У берлоги», «Бруснички», «Голодные птенчики» (ам-ам-ам), «Бобры пилят дерево», «Корова жует траву», «Котенок зевает» (О), «Цыплята клюют зернышки», «Спускаемся и поднимаемся на эскалаторе в метро» (опускать нижнюю челюсть), «Жуем твердую морковь». |
«Футболисты», «Птички улетают» (дуть на бумажных птичек), «Чей пароход лучше гудит?», «Вертушки», «Шторм в стакане», «Фокус», «Подуй на листочки, снежинки», «Ветерок» (султанчики), «Прокати снежный ком».
«Вдыхаем аромат леса», «Посмотрим, будет ли дождик», «Яблоки и груши», «Укололи пальчик», «Надуй шар», «Вьюга», «Заморозим подбородок», «Погреем ладошки», «Птичьи голоса», «Волк воет», «Колесо спустило», «Машины едут по дороге» (ша-шо) «Гудит поезд», «Мама качает малыша», «Подуем на горячий чай»,
«Тигр и тигренок» (тигр громко рычит, тигренок тихо); «Кто как кричит?», «Эхо», «Карлик и великан», «Громко – тихо», «Шагаем по ступенькам», «Спуск с горы» - изменять силу голоса |
- Фонематический слух и навыки звукового анализа
Оборудование: таблицы, схемы, предметные картинки, карандаши, кубики, раскраски, пособия, разрезная и магнитная азбука, наборы для составления звуко-буквенного анализа слов, мяч, кегли.
Цель и основные задачи коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Цель: развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Задачи:
|
«Поймай правильное слово», «Хлопай, не зевай», «Назови первый звук», «Определи место звука в слове», «Звуковая дорожка», «Составь схему», «Кто в каком домике живет?», «Найди и обведи», «Подскажи словечко», «Ну-ка, буква, отзовись», «Закрась правильно», «Звук потерялся». |
- Устранение дефектного произношения звуков
Оборудование: инструменты для постановки звуков, антисептические средства, одноразовые перчатки, предметные и сюжетные картинки, игрушки, настольные и дидактические игры.
Цель и основные задачи коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Цель: устранение дефектного произношения звуков речи. Задачи:
- изолированно; - в открытых слогах; - в обратных слогах; - в закрытых слогах; - в стечении с согласными; - в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
- по твердости – мягкости; - по глухости – звонкости; а также: - в обратных слогах; -в слогах со стечением двух согласных; -в словах и фразах. |
«Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Пулемет».
С, З, Ш, Ж, Сь, Зь, Ль - вначале в прямых слогах, затем в обратных, со стечением согласных. Ц, Ч, Щ, Л –вначале в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.
С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш. Ж-З, Ж-Ш. Ч-Сь, Ч-Ть,Ч-Щ. Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш. Р-Л, Р-Рь, Рь-Ль, Рь-Й, Ль-Л.
Игра «Наоборот» - ся-ся-ся – ща-ща-ща… «Запомни, повтори» -ся-ся-ща … «Четвертый лишний» - дифференциация звуков. «Закончи слово». «Скажи наоборот». «Эхо», «Отгадай слово». «Звуковые домики». «Рассели картинки по домам». «1-2-5». «Телеграф». |
- Слоговая структура слова
Оборудование: музыкальные инструменты: барабан, металлофон, бубен, дудочка; игрушки, муляжи (овощи, фрукты), мяч, удочка, телефон, предметные картинки, пособия: «Слоговой поезд», «Улитка», «Гусеница», «Рыбалка». Слоговые схемы.
Цель и основные задачи коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Цель: формирование умения произносить слова различной слоговой структуры. Задачи:
2.Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова. 3.Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов с разным ударением, силой голоса, интонацией. 4.Способствовать умению создавать ритмический рисунок слова. |
«Короткий и длинный звук» -дифференциация длительности звучания неречевых звуков. «Сколько раз ударили в барабан». «Паровоз» -интонационная выразительность. «Что растет на грядке» - огур(цы). «Пальчики здороваются» - на каждое соприкосновение пальцев рук произносится слог. «Мяч»- бросить мяч и назвать звук, ребенок возвращает мяч называет слог с этим звуком (о - сто, у – сту...) «Повтори за мной»- слоговые цепочки с заданной интонацией. «Перепутанные слоги» «Телеграф» - произносить слова по слогам. «Слоговой поезд». Рассели животных по домам». «Мой веселый звонкий мяч»-бросить мяч ребенку и назвать слово, ребенок ловит и ударяет об пол мячом столько раз, сколько слогов в названии этого слова. «Доскажи словечко». «Угадай начало слова». «Чем похожи слова»- одинаковый конец слова (цветок, молоток). «Поменяй местами части слова» -чайка (качай), насос(сосна), мышка(камыш)… . «Веселые нотки»-придумать слова заканчивающиеся названием музыкальных нот : …-до,…-ре… . |
- Лексико-грамматический строй речи
Оборудование: предметные картинки, серии сюжетных картинок, муляжи (овощи и фрукты), игрушки, дидактические и настольные игры, разные виды театров, схемы для составления предложений, схемы для составления описательных рассказов.
Цель и основные задачи коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Цель:формирование лексико-грамматического строя речи. Задачи:
|
«Четвертый лишний» - формирование обобщающих понятий; «Что бывает осенью (по временам года)?» - расширение лексического запаса по теме; «К нам пришла осень» - употребление падежных окончаний; «Назови ласково»-навыки словоизменения; «Кто больше назовет блюд» - расширение лексического запаса по теме; «Какие грибы?» - прилагательные; «Посчитай птичек»-согласование числительных с существительными; «Назови много» - согласование слов в предложении; «Скажи наоборот» - обогащение словаря антонимами; «Что сварила мама?» - формировать навыки словообразования; «Про что можно так сказать?» - составление и анализ словосочетаний; «Мой-моя-мои» -согласование притяжательного местоимения с существительным; «Чей, чья, чьё, чьи?»- согласование слов в предложении; «Из чего сделаны игрушки?» - формирование прилагательных признаков предметов; «Узнай по описанию» -обогащение словаря и развитие мышления; «Слово ты договори и все вместе повтори» - активизация словаря, развитие мышления; «Кто как голос подает?» - обогащение и активизация словаря; «Кто как ест?» - согласование существительных с глаголами; «Кто как передвигается?» - образование слов-синонимов; «Скажи по-другому» - образование сложных слов; «Какая мебель» - соотнесение предметов и их признаков; «Назови ласково»- образование новых слов с помощью суффиксов; «Кто что делает?» - образование глагольных форм; «Помоги Незнайке» - правильное употребление предлогов в речи; «Чего много в корзине?» - образование множественного числа; «Придумай слово» - образование родственных слов с помощью суффиксов; «Великан и Гномик» - формировать навык языкового анализа и словоизменения; «Какой дом?» - образование сложных слов. |
- Связная речь
Оборудование: предметные картинки, серии сюжетных картинок, муляжи (овощи и фрукты), игрушки, дидактические и настольные игры, разные виды театров, схемы для составления предложений, схемы для составления описательных рассказов.
Цель и основные задачи коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Цель: развитие связной речи. Задачи: 1.Учить составлению простых предложений из 2-3 слов и распространять их. 2.Совершенствовать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать полным ответом на поставленный вопрос. 3.Совершенствовать умение повторять за взрослым или с небольшой помощью описательный рассказ из 3-4 предложений по изучаемым лексическим темам. 4.Совершенствовать навыки пересказа сказок и небольших рассказов. 5. Совершенствовать навыки составления рассказов по картине и по серии сюжетных картинок. |
«Закончи предложение»- составление предложений и согласование слов в предложении. «Исправь Незнайкину ошибку» - составление предложений, согласование слов в предложениях. «Мама умеет» - составление и анализ предложений по сюжетной картинке. «Пойми меня» - составить рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета. «Сломанное предложение»- работа с деформированной фразой. «Что ты знаешь о профессиях?» -составление предложений. «Почемучки-потомучки» -учить задавать вопрос «почему?» и отвечать на него используя союз «потому что». «Кто лучше расскажет?» -составление рассказа по сюжетной картинке. «Опиши предмет» - составление описательного рассказа об овощах, фруктах, игрушках. «Кто увидит больше всех?» -составление предложений по сюжетной картинке. «Составь загадку». «Приготовим обед» - соблюдать последовательность в рассказе. «Придумай предложение со словом…». Драматизации. Инсценировки. |
Библиография:
1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 1997
2. Курмаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. Волгоград: Изд. «Учитель», 2012
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2001.
4. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Просвещение, 1999.
5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2004.
6. Филичева Т.,В., Туманова Г.Б., Чиркина Г.Б. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». М: Просвещение, 2010
7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение,1981.
8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / Под ред. В.В. Гербовой. М.: Просвещение, 1988.
Интернет-ресурсы:
http://tmndetsady.ru/dlya-vas-roditeli/news7693.html
http://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5900/
http://kladraz.ru/blogs/lilija-grigorevna-dunaeva/igry-dlja-razvitija-melkoi-motoriki.html
Приложение № 1
№ п/п | Направление коррекционно-развивающей работы | Основные пути (задачи) их решения | Содержание коррекционно-развивающей работы | Реальные достижения ребенка (результат) | |
I половина года | II половина года | ||||
1. | Понимание речи | ||||
2. | Общая моторика | ||||
3. | Произвольная моторика пальцев рук | ||||
4. | Моторика речевого аппарата и общих речевых навыков | ||||
5. | Фонематический слух и навыки звукового анализа | ||||
6. | Коррекция звукопроизношения | ||||
7. | Слоговая структура слова | ||||
8. | Лексико-грамматический строй речи | ||||
9. | Связная речь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация работы логопеда. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА с возможностью осуществления мониторинга.
Уважаемые коллеги, предлагаю универсальный план (шаблон) индивидуальной работы для всех возрастных групп дошкольников с функцией дневника наблюдения за процессом коррекционной работы (мониторинг динам...
Методическое пособие для учителей - логопедов на тему: " Формирование фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии"
Представлен опыт работы по формированию фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии....
Формирование коммуникативных компетенций дошкольников с ЗПР предварительный этап для составления индивидуального образовательного маршрута в рамках АООП
В свете последнийх современных изменений в образовании вопрос преемственности между дошкольной и школьной ступенями встаёт более остро. Следует уделять особое внимание детям, получающим образова...
Методическое пособие для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ
Методическое пособие для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ...
«ЛЭПБУК как современное средство в работе учителя-логопеда для реализации индивидуальной образовательной траектории детей с ОВЗ».
Процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому ребенок с ОВЗ не может в полной мере реализовать свои потенциальные возмож...
Методическое пособие по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ
В пособии подобран и систематизирован практический материал, предложена авторская разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ....
Составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ЗПР (из опыта работы)
Раассказ об рпыте составления Индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ЗПР и пример структоры ИОМ...