Составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ЗПР (из опыта работы)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Андреева Анастасия Александровна

Раассказ об рпыте составления Индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ЗПР и пример структоры ИОМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ЗПР, из опыта работы.

Работая с детьми с ОВЗ нельзя избежать составления индивидуальныхобразовательных маршрутов.

Индивидуальный образовательный маршрут — это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов, особенностей развития и  образовательных потребностей.

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), на развитие (физических способностей и т.д.), и обучение.

Зачем нужен индивидуальный образовательный маршрут?

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• выявить особые образовательные потребности ребенка;

помочь ему освоить образовательную программу;

обеспечить развитие ребенка в тех сферах, которые его интересуют и в которых у него есть талант;

добиться позитивных сдвигов в развитии ребенка относительного его персональных возможностей (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

оказать родителям детей с особыми образовательными потребностями или одаренностью грамотную методическую помощь.

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

Начиная работать в детском саду я столкнулась с трудностями с составлением первых индивидуальных маршрутов и решила использовать структуру, позаимствованную у дефектолога, у которого проходила практику.

Предлагаю вам познакомиться с этой структурой

  1. Сведения о ребёнке (Фио дата рождения), сроки реализации маршрута
  2. Организация образовательной деятельности.

- Познавательное развитие

- Формирование деятельности

- Рекомендации учителя-дефектолога

Познавательное развитие:

- Формирование элементарных математических представлений

- Ознакомление с окружающим

- Развитие речи

- Развитие мышление

- Развитие общей и мелкой моторики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ЗПР (из опыта работы) Выполнила: Учитель-дефектолог МКДОУ «Умка» Андреева Анастасия Александровна

Слайд 2

Что такое индивидуальный образовательный маршрут? Индивидуальный образовательный маршрут — это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов, особенностей развития и образовательных потребностей. Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), на развитие (физических способностей и т.д.), и обучение

Слайд 3

Зачем нужен ИОМ? Основная цель Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития. Задачи • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка; • выявить особые образовательные потребности ребенка; помочь ему освоить образовательную программу; обеспечить развитие ребенка в тех сферах, которые его интересуют и в которых у него есть талант; добиться позитивных сдвигов в развитии ребенка относительного его персональных возможностей (для детей с ограниченными возможностями здоровья); оказать родителям детей с особыми образовательными потребностями или одаренностью грамотную методическую помощь. • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

Слайд 4

Структура Сведения о ребёнке ( Фио дата рождения), сроки реализации маршрута Организация образовательной деятельности. - Познавательное развитие - Формирование деятельности - Рекомендации учителя-дефектолога

Слайд 5

Познавательное развитие: - Формирование элементарных математических представлений - Ознакомление с окружающим - Развитие речи - Развитие мышление - Развитие общей и мелкой моторики



Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Ф.И.О:

Дата рождения:

Планируемые сроки реализации:

Учитель - дефектолог:

Организация образовательной деятельности

  1. Познавательное развитие
  1. Формирование элементарных математических представлений

Месяц

Тема

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

  1. Ознакомление с окружающим

  1.  

Месяц

Тема

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

  1. Развитие речи

Месяц

Тема

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

  1. Развитие мышления

  1. Развитие общей и мелкой моторики

  1. Формирование деятельности
  1. Рисование

  1.  

  1. Конструирование

  1. Игровая деятельность

  1. Рекомендации учителя-дефектолога
  1.  
  2.  
  3.  
  4.  



Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Ф.И.О:

Дата рождения:

Планируемые сроки реализации:

Учитель - дефектолог:

Организация образовательной деятельности

  1. Познавательное развитие
  1. Формирование элементарных математических представлений

  1. Учить называть плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
  2. Учить называть объемные фигуры (шар, куб, треугольная призма, прямоугольная призма)
  3. Учить группировать предметы по форме
  4. Учить соотносить плоские и объемные фигуры
  5. Учить прямому и обратному счету в пределах пяти
  6. Учить выделять цвет как признак предмета и называть его (красный, желтый, синий, зеленый и т. Д.)
  7. Учить объединять предметы по одному и нескольким признакам
  8. Формировать восприятие целостного образа предмета, учить собирать разрезную картинку из трех, четырех и более частей

Месяц

Тема

Сентябрь

Диагностика, плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник), один-много

Октябрь

плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник), объемные фигуры (шор, куб, треугольная призма), счет в пределах пяти, один-много

Ноябрь

Коробка форм, разрезные картинки, счет в пределах пяти, сравнение предметов по количественному признаку

Декабрь

Сличение цветов (красный, желтый, синий, зеленый), больше-меньше

Январь

Представления о величине (большой-маленький, самый большой-самый маленький), выделение двух предметов из группы по подражанию

Февраль

Группировка предметов по заданному признаку, выделение 2 предметов из группы по образцу

Март

Группировка предметов по заданному признаку, целое и части, выделение трех предметов из группы по подражанию

Апрель

Чудесный мешочек, твердые и мягкие предметы, выделение трех предметов из группы по образцу

Май

Обобщение, диагностика

  1. Ознакомление с окружающим

  1. Формировать представления о себе, частях тела, о своей семье, своем доме.
  2. Формировать  представления об овощах.
  3. Формировать  представления о фруктах.
  4. Формировать представление о бытовых приборах.
  5. Формировать  представления о домашних животных.
  6. Знакомить с предметами одежды и обуви
  7. Знакомить с принятыми в России праздниками и их традициями

Месяц

Тема

Сентябрь

Диагностика
Мой детский сад
Урожай
Осень

Октябрь

Байкал
Одежда
Мебель

Ноябрь

Домашние животные
Строение тела
Моя семья
Мой город - Вихоревка

Декабрь

Зима

Зимующие птицы
Новый год

Январь

Новый год
Безопасность
Профессии

Февраль

Профессии моих родителей
Транспорт
День защитника отечества

Март

Мамин праздник
Весна
Животные жарких стран

Апрель

Книга
Космос
Моя родина-Россия

Май

День победы

Народы России

Обобщение, диагностика

  1. Развитие речи

  1. Вызывать речь
  2. Создавать условия для формирования мотивации речевой деятельности
  3. Обогащать словарный запас существительными, прилагательными и глаголами
  4. Учить прислушиваться к речи взрослого
  5. Учить понимать глаголы в повелительном наклонении (встань, сядь, иди и т. д.)
  6. Учить произносить простую просьбу (дай, помоги и т. д.)
  7. Учить понимать и называть действия изображенные на картинке
  8. Учить выделять и называть признаки предметов

Месяц

Тема

Сентябрь

Понимание действий на изображении

Октябрь

Развитие артикуляционной моторики

Ноябрь

Учить понимать предлоги на, под

Декабрь

Развитие фонематического слуха

Январь

Учить проговаривать двусложные и трехсложные слова по слогам по подражанию

Февраль

Учить выражать свои потребности словестно

Март

Учить обращаться к взрослым по имени-отчеству

Апрель

Учить правильно формулировать короткую фразу из двух-трех слов

Май

Обобщение

диагностика

  1. Развитие мышления
  1. Развивать наглядно-образное мышление
  2. Формировать предпосылки словестно-логического мышления

  1. Развитие ручной и мелкой моторики

  1. Учить захватывать предметы щепотью
  2. Учить нанизывать  на шнурок  бусины.
  3. Учить выполнять действия со  шнуровкой.
  4. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого.
  5. Учить правильно удерживать пишущее средство
  6. Учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги.
  1. Формирование деятельности
  1. Рисование

  1. Учить правильно удерживать пишущее средство (карандаш, фломастер, кисточка)
  2. Учить проводить линию, не отрывая пишущего средства от бумаги
  3. Учить рисовать дождик, зернышки для цыплят, лучики для солнышка и т. д.
  4. Учить изображать простые формы (круг, овал, квадрат)
  5. Учить штриховать, раскрашивать рисунок
  6. Учить соотносить рисунок с реальным объектом
  7. Учить создавать простой предметный рисунок

  1. Конструирование

  1. Учить создавать простую постройку (из 3-5 деталей) совместно с педагогом
  2. Учить создавать простую постройку (из 3-5 деталей) по подражанию
  3. Учить создавать простую постройку (из 3-5 деталей) по показу
  4. Учить использовать различный строительный материал для выполнения постройки (кубики, конструктор, счетные палочки)
  5. Учить обыгрывать постройку

  1. Игровая деятельность

  1. Учить соединять несколько процессуальных действий с игрушкой в цепочку
  2. Учить самостоятельно воспроизводить цепочку игровых действий
  3. Учить использовать в игре предметы заменители
  4. Включать сначала в игру рядом со сверстником, а затем и в совместные игры

  1. Рекомендации учителя-дефектолога

  1. Организация щадящего режима (полноценный сон, отдых на воздухе, чередование интеллектуальных нагрузок с активным отдыхом).
  2. Создание предметно-игровой среды (при организации занятия необходимо предоставлять ребенку только те предметы, с которыми будет действовать в данный момент, другие предметы убираются с поля зрения ребенка и даются ребенку после того, как он выполнит первое задание).      
  3. Стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение интереса к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация работы логопеда. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА с возможностью осуществления мониторинга.

Уважаемые коллеги, предлагаю универсальный план (шаблон) индивидуальной работы для всех возрастных групп дошкольников с функцией дневника наблюдения за процессом коррекционной работы (мониторинг динам...

Методическое пособие для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ "Учимся говорить - играя"

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности, является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке.В пособии представлены: пояснительная записка, цели и...

Формирование коммуникативных компетенций дошкольников с ЗПР предварительный этап для составления индивидуального образовательного маршрута в рамках АООП

В свете последнийх современных изменений в образовании вопрос преемственности между дошкольной и школьной ступенями  встаёт более остро. Следует уделять особое внимание детям, получающим образова...

Методическое пособие для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ

Методическое пособие  для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов  для детей ОВЗ...

Модель составления индивидуального образовательного маршрута коррекции речевого развития.

ИОМ взят на просторах интернета и адаптирован.Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспита...

Методическое пособие по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ

В пособии подобран и систематизирован практический материал, предложена авторская разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ....

Рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута педагога

Консультация для педагогических работников детских садов...