Раннее выявление речевых нарушений и методики их коррекции
материал по логопедии на тему
В данной работе раскрыта значимость коррекции речи в раннем возрасте и описаны методики коррекции. Подробно описано обследование детей раннего возраста, коррекционно-воспитательная работа и приемы коррекционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elfimova_e.m.rannee_vyyavlenie_rechevyh_narusheniy_i_metodiki_ih_korrektsii.docx | 59.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Зачетный проект
слушателя курсов повышения квалификации
учителей-логопедов ДОО
по дополнительной профессиональной общеобразовательной программе
«Логопедия в условиях реализации ФГОС ДОО»
16.03.02 – 31.03.2016 г. (108 ч.)
Тема: «Раннее выявление речевых нарушений и методики их коррекции»
Елфимова Елена Михайловна
учитель-логопед МКДОУ
«Новоживотинновский детский сад»_
г. Воронеж 2016
Содержание
Обследование детей раннего возраста 5
I этап (период новорожденности) 6
Обследование речи ребенка преддошкольного возраста (от 12 до 36 месяцев) 12
Коррекционно-воспитательная работа 16
Приемы коррекционного обучения 17
Работа логопеда с детьми раннего возраста в ДОУ 29
Список использованной литературы 32
Введение
Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!
К. Д. Ушинский.
Раннее предупреждение, диагностика, и коррекция психических и речевых нарушений является на сегодняшний день одной из актуальных проблем педагогики. Ранний возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.
По данным Института коррекционной педагогики, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5 – 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют патологию периода беременности и родов. В этих случаях, в первую очередь, страдает нервная система ребенка, и в частности - речь. Таким образом, можно констатировать факт неуклонного роста количества детей раннего возраста, имеющих те или иные отклонения в сфере речевого здоровья, осложняющие процесс их социализации.
Актуальность данной работы заключается в том, что она направлена на решение проблемы своевременного овладения правильной, чистой речью, развития мышления и коммуникативных качеств у ребенка.
Целью данной работы является раскрыть значимость коррекции речи в раннем возрасте и описать методики коррекции.
Задачи:
- Рассмотреть методы обследования детей раннего возраста на разных возрастных периодах.
- Охарактеризовать методики коррекции речи детей раннего возраста.
- Раскрыть основные приемы логопедического воздействия на ребенка раннего возраста.
Обследование детей раннего возраста
Своевременная логопедическая диагностика позволяет снизить социальную депривацию безречевого ребенка, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.
Обследование доречевого развития младенца (от рождения до 12 месяцев)
Логопедическая диагностика и стимуляция речевого развития на начальных этапах становления речевой коммуникации имеет целью раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка. Это предполагает использование специальных приемов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогических наблюдений за ребенком. В логопедическом обследовании детей раннего возраста в зависимости от того, воспитывается ли ребенок с рождения в семье или доме ребенка, используют комбинированно методы анализа анамнестических данных, анкетирования родителей и наблюдения за ребенком младенческого возраста. При проведении ранней диагностики отклонений в речевом развитии целесообразно также ориентироваться на традиционную схему нормального развития доношенных детей до 3 лет (Н.М. Аксарина, 1972; Л.О. Бадалян, 1982, 1988) и методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (Г .В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л.Фрухт, 1996).
I этап (период новорожденности)
Логопедическое обследование
При сборе анамнестических данных о неонатальном периоде логопеду целесообразно ориентироваться на следующее: – характер первого крика новорожденного (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал);
– физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из-за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, длительность нахождения в кувезе); – интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибиотики, заменное переливание крови, подключение к капельнице);
– хирургические мероприятия в неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т.п.);
– первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос);
– причины раннего искусственного вскармливания (стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);
– длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);
– характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное «покусывание» груди во время кормления).
II этап (1 – 3 месяца)
Логопедическое обследование
Оно начинается с наблюдения за ребенком в естественных условиях. При опросе родителей и осмотре ребенка логопед обращает особое внимание на:
– характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик, общая вялость и пассивность);
– появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое – горькое» при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок), их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность);
– начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося предмета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других);
– «оральное внимание» (фиксирует взгляд на лице говорящего взрослого); – наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого;
– характер преобладающих реакций на раздражители (резкий звук, яркие блики, болевые ощущения): крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций;
– характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует;
– проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например, после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т.п.).
Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца: – начальное гуление – «гуканье»;
– истинное гуление (время его появления, длительность и напевность голосовой продукции, наличие голосовой и двигательной аутостимуляции, особенности общего поведения при гулении, наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активного гуления после звуковой или двигательной стимуляции);
– первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас;
– монотонность/выразительность, напевность гуления, модулированный /немодулированный характер первой доречевой продукции.
III этап (3 – 6 месяцев)
Логопедическое обследование
– Характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него (активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство;
- спонтанное или ситуативно обусловленное «гуканье», преобладание коротких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации); – особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации (выразительность, монотонность, скандированность, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к мелодике родного языка ребенка);
– переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности (с акцентом на первом «слоге» серии);
– изменение поведения в ответ на слуховые раздражители (ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает глаза на громкий шум, поворачивает голову по направлению шелеста бумаги, звучания колокольчика, скрипа двери);
– наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре (гримасничанье, первый смех типа «повизгивания», щелканье языком, пришлепывание губами, «жевание» игрушек);
– патологические трудности при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками из поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья): «дисфагия»;
– особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда;
– неполноценность комплекса оживления (отсутствие двигательного, голосового, эмоционального компонента, его безадресность или адресованность неодушевленным предметам, запаздывание реакции на раздражитель).
IV этап (6 – 9 месяцев)
Логопедическое обследование
Особенности формирования лепета:
– отсутствие лепета, смодулированный по громкости и тону лепет, его затухание в этом периоде;
- постепенное обогащение звукового состава, интонационная выразительность речевой продукции;
– близость лепета к интонационным особенностям родной речи (незавершенность интонации, перепады частоты основного тона по высоте и громкости, удлинение ударных гласных и т.д.);
– лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу мать – ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей (ба-ба-ба, ма-ма-ма);
– умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помощью лепета.
Особенности формирования понимания обращенной речи:
– знает свое имя (реакция на имя), начинает различать имена близких людей – как их называют в семье (мама, папа) и поворачивать голову в их сторону в ответ на вопросы: «Где мама?»; «Где папа?».
Развитие паралингвистических форм коммуникации:
– выражение своих просьб жестами и требовательными возгласами, криком;
– формирование направленного взгляда («соединяющего»), использование его, наряду с жестами, чтобы получить необходимую игрушку, пищу;
– умение всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», соблюдать некую последовательность, отдаленно напоминающую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогических» лепетных сериях).
Развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи:
– постепенно ослабевает рвотный рефлекс, сдвигаясь к корню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую картошку и кусочки бисквита;
– развиваются движения языка из стороны в сторону и вверх – вниз, необходимые для разжевывания твердой пищи во рту, и ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед;
– переход от питья кефира (густой жидкости) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь.
Характер взаимодействия матери и ребенка: – сколько времени мать уделяет общению с ребенком, игре с ним;
– пытается ли мать активизировать ответную реакцию малыша.
V этап (9 – 12 месяцев)
Логопедическое обследование
– первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации (младенец смотрит в глаза собеседнику, соблюдает очередность «высказываний», кивает головой – «согласен/не согласен», машет ручкой – «до свидания» и т.п.);
– хорошее понимание обращенной речи (знает свое имя, понимает простые вопросы, следует запретам, выполняет простую инструкцию);
– завершение лепетной стадии (активный лепет, его интонационная окрашенность и его близость к выразительным мелодико-ритмическим особенностям речи взрослых, переход от аутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с мамой, подражанию новым слогам);
– появление первых слов и переход к речевой коммуникации (в лепете различаются первые слова, близкие по своей структуре к лепету, развивается подражание значимым словам взрослых людей в форме нескольких облегченных слов);
– условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка: тактильно-эмоциональное, эмоционально-речевое, предметно-действенное общение ребенка со взрослым или сочетание этих форм;
– сформированность базовых навыков глотания и жевания.
Опрос родителей и анализ результатов наблюдения за ребенком первого года жизни целесообразно проводить, опираясь на общие закономерности развития первых психических реакций младенца в онтогенезе, их зависимость от формирования двигательных функций, соматического здоровья ребенка и других факторов (например, особенностей эмоциональных отношений в семье). Любые выявленные у младенца нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, отоларинголога, сурдолога), а трудности формирования коммуникативной деятельности – консультирования у детского психолога.
Обследование речи ребенка преддошкольного возраста (от 12 до 36 месяцев)
В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы. Последовательность стадий овладения родным языком в онтогенезе определяет специфические особенности его использования в речевом общении у детей раннего возраста:
1) обязательное опережающее развитие понимания обращенной речи (семантический аспект);
2) первоочередное усвоение некоторых прагматических аспектов (диалогическая последовательность высказываний, использование утвердительных и отрицательных кивков головой, умение поприветствовать и попрощаться с собеседником, умение смотреть в глаза взрослому во время разговора и т.д.) при более медленном и постепенном овладении фонологическим, морфологическим и синтаксическим аспектами;
3) использование для выражения коммуникативных намерений значительного количества разнообразных невербальных средств (крики, протягивание рук, направленные взгляды, улыбки, лепетание и вокализации, указательные жесты, подталкивание в нужную сторону);
4) корреляция между накоплением словарного запаса и развитием мышления;
5) выраженная зависимость уровня речевого развития от других важных показателей развития ребенка раннего возраста (развитие общей и тонкой моторики, усвоение социокультурных навыков и т.п.).
Логопеду при осмотре ребенка с отклонениями в речевом развитии следует использовать следующие методы обследования:
– анкетирование (анкета для родителей (матери), опросники); – беседа с родителями;
– наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание – раздевание и т.п.) и в ходе выполнения специальных заданий;
– изучение медицинской документации;
– беседа с воспитателем, музыкальным работником, педагогом по физическому воспитанию, методистом;
– ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли или детский сад;
– собственно логопедическое обследование ребенка: строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес.), дифференцированного слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и сложных речевых инструкций, объем пассивного и активного словарного запаса.
Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста включает задания, которые можно условно разделить на несколько диагностических блоков:
– исследование неречевых процессов: конструктивной деятельности, рисования, слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, общей и тонкой моторики – проводится детским психологом;
– исследование фонетической и фонематической стороны речи, импрессивной речи, экспрессивной речи, состояние фразовой речи проводится логопедом. Необходимо также учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста во многом определяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем
При выполнении заданий логопеду следует обращать особое внимание:
– на умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;
– на то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);
– на ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;
– на эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.
Для объективности фиксации результатов исследования целесообразно записывать ход обследования на магнитофон или диктофон, установленный в непосредственной близости от ребенка, но так, чтобы малыш не обращал на него внимание.
Первые задания («Полоса препятствий», «Собери пирамидки»), относящиеся к блоку неречевых заданий, проводимых психологом, приводятся нами не для использования их логопедом в диагностических целях (определение уровня моторного и интеллектуального развития), а носят предварительный, ориентировочный характер для оценки перцептивных, моторных, когнитивных предпосылок формирования речевой деятельности.
Большинство речевых заданий носят вариативный характер, их можно использовать для обследования как пассивного, так и активного словаря, причем чаще всего маленькие дети на первом обследовании будут преимущественно показывать нужный предмет или его изображение, а не называть его.
Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации (например, «Узнай (найди) звучащую игрушку», «Кто так говорит?»). В дальнейшем игровые задания («Пускаем кораблики», «Прячем игрушку») целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предметном, но и на картинном материале («Что это такое?», «Что делает?» и т.п.). Последнее задание («Слушаем рассказ») обязательно проводится с ребенком, даже если родители утверждают, что их малыш книжками не интересуется и рассказы по картинкам не слушает, т.к. большое значение в данном обследовании имеет индивидуальный эмоциональный и речевой стиль предъявления задания, а также то, читает ли взрослый текст или выразительно пересказывает его.
Коррекционно-воспитательная работа
Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Решающую роль в предупреждении нарушений речевого развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка. В связи с особенностями развития дети в целенаправленном обучении и развитии. Логопедические дети не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии речи, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих игр.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые исследуются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Игровой метод - это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а так же другими видами деятельности. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.
Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем (тактильные, зрительные, слуховые, кинестетические анализаторы), что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы.
Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.
Приемы коррекционного обучения
Наглядные приемы - показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий - способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.
В коррекционной работе следует соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета, и речевого материала в вариациях. Это могут быть игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах. Многообразие материала будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.
В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками»), произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).
Из словесных приемов можно выделить следующие:
- словесный образец;
- одновременное произнесение звука ребенком и логопедом;
- повторение; объяснение;
- указание;
- словесные упражнения;
- вопрос как стимул речевой активности ребенка;
- оценка детской речи.
Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные взрослым или каким-либо персонажем, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.
Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.
В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное - развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Мимические упражнения
Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они мало доступны. Движения сопровождаются речью:
Спи, глазок, спи, другой.
Спите сразу, оба глаза.
Правый глаз, просыпайся!
Левый глаз, просыпайся!
В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. На занятиях следует чаще использовать мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, измученность, бодрость, озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность и др. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.).
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.
Целенаправленные артикуляционные движения в начале логопедической работы детям еще недоступны, поэтому очень важно найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Игровые задания, в которых детям предлагается изобразить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, произнося звукосочетание ихи-хи-хи; как птенчики просят пищу; как сердится бульдог, оскаливая зубы, и другие, помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений.
В начале занятий с ребенком, т. е. в подготовительный период работы над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки того или иного звука, т. е. отрабатываются четкие артикуляционные уклады, затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка).
Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий:
• мимические упражнения;
• упражнения для губ;
• упражнения для языка;
• фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции. коррекция речевой нарушение упражнение
Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев, Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно сформированы у ребенка. Новые артикуляционные упражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их названия, вводятся игровые образы.
Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия. Например, положение острого языка, называемое в логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с морковкой, концами ножниц, верхушкой елки, ракетой, шпагой, острым карандашом и др. В ходе работы над темами «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы» это положение преподносится как клюв петуха, дятла, аиста, журавля, цапли или других птиц. При изучении темы «Животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежика и др.
Произношение звуков (гласных и согласных) и слогов сочетается с развитием общей и тонкой моторики пальцев рук, с формированием умения с помощью интонации и мимики выражать различные эмоции.
Все задания тесно связаны между собой: произнесение звуков и их сочетаний от имени героев знакомых сказок будет способствовать выработке голосовых модуляций, развитию речевого дыхания, а повторение слоговых сочетаний - развитию подвижности органов артикуляции.
Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с определенным игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес, препятствуют утомлению
Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, голоса, дыхания и других нарушенных функций. Все задания объединяются единой темой.
Постановка звука
Работа по постановке звука включает следующие моменты:
- создание слухового образа звука;
- формирование зрительного образа звука (показ и словесное описание положения губ, зубов и языка логопедом);
- формирование ощущения правильного положения органов артикуляции. Уточнение положения органов артикуляции ребенком. (Губы растянуты в улыбку или вытянуты в трубочку? Язык внизу или вверху? Дрожит или не дрожит язычок? «Спит» или«не спит» голосок?);
- формирование кинестетического образа звука с помощью пальцев рук, муляжей, игрушек;
- формирование правильного артикуляционного уклада;
- развитие простых видов фонематического анализа и синтеза;
- развитие переключаемости органов артикуляционного уклада на материале звуковых и слоговых сочетаний с чисто произносимыми звуками с подключением движений и мимики.
Воспроизведение звуковых и слоговых рядов должно вестись с опорой на наглядность и преподноситься в игровой форме. В качестве наглядного материала могут использоваться игрушки или картинки. Например, Дует сильный ветер С-с-с-с, летит пчела (шмель, жук) жжжжжжжжж, маленький комарик з-з-з-з-з.
Произнесение слогов ведется от имени неодушевленных предметов (Ветра и Дерева, Снежинок и Сугроба и т. д.).
Нельзя укорять ребенка при неудачах. Только похвала и поощрение придадут ребенку уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным навыком.
Работа с родителями
В силу психологических особенностей дети до 3 лет ориентированы на близких родственников (в основном — на мать). Отечественная педагогика в последнее время большее внимание уделяет роли матери в обучении ребенка языку. Многочисленные исследования доказали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребенка.
Для изучения знаний родителей о речевом развитии детей были предложены анкеты, анализируя и сравнивая которые, я отметила зачастую неправильную расстановку акцентов и неадекватную оценка детской речи (например: некоторых родителей не волнует незнание детьми элементарных слов, но вызывает большую тревогу отсутствие у двух-трехлетнего ребенка звука -р-).
Проанализировав стиль общения родителей и ребенка, можно выделить следующие варианты ЗРР (при условии отсутствия патологий со стороны ЦНС, слуха, зрения, соматического статуса и т.п.).
1. Задержка на стадии эмоционального общения.
Общение в данном случае сводится к выражению взаимной любви, ласки, объятий. Желания малыша удовлетворяются без каких-либо попыток с его стороны что-то сказать. Слово здесь лишнее. В таких случаях надо донести до родителей, что следующий этап развития речи и общения — предметно-практическая деятельность ребенка и взрослого.
2. Исключительная ориентация на предметный мир.
Окружая ребенка множеством игрушек и надолго оставляя его манипулировать ими, взрослый способствует лишь погружению малыша во внутренний мир. Такое дитя не нуждается во взрослом как в партнере по совместной деятельности. Необходимо объяснить родителям важность обыгрывания каждой игрушки в процессе совместной деятельности со взрослым.
3. Задержка на стадии формального называния предмета.
Слово, появившееся только в номинативной форме, не используется в реальном взаимодействии с людьми. Механически повторяя слова за взрослым, в естественной ситуации общения малыш заменяет речь жестами, а если его не понимают, то он капризен, плаксив или агрессивен. В этом случае также важно рассказать родителям, что речевое общение формируется в предметной деятельности, а не в процессе механического повторения отдельных слов. На этом этапе важны игры по типу «давай вместе», игры-драматизации
Двадцать простых советов логопеда родителям
1.Начнем с Вас
Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
2. Встреча взглядов.
Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается. Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.
3. Говорите четко.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
4. То же, но по-разному.
Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы меняйте порядок слов ("папа пришел, пришел наш папа", "мячик упал, упал мячик, упал"). Это позволяет ребенку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова.
5. Но: не переусердствуйте
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов. Чаще сами говорите то, что хотите услышать: простые фразы из 2-3 слов, с паузой между словами.
6. Очень важно: хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. В таких условиях ребенок лучше обучается и впитывает новую информацию гораздо лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной ситуации.
7. Все чувства - в союзе с речью.
Очень важно, чтобы ребенок, постигая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его - то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко, четко, выразительно.
8. В основе речи - стремление к общению.
Как бы несовершенно Ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!
9. Стремимся к разнообразию.
Если лепет малыша однообразен, стремитесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, мэ-ма-ма, ба-бэ-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторить их.
10. Уважайте его попытки говорить.
В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с Вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.
11. Учите в игре.
Играя, учите подражать (две собачки лают, две кошки мяукают, переклички "ав-ав", "мяу-мяу"). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание - побуждаете не Вы, а - ситуация.
12. Не предупреждайте его желаний.
Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В случае у малыша нет необходимости произносить что-либо - достаточно просто посмотреть, потянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест - тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне. Постепенно формируйте у малыша потребность говорить.
13. Расширяйте словарь малыша.
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимание его - это пассивный словарь, говорит - это активный. Активный словарь может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), названия вещей и существ на картинках в книжках и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, "где ручки, где ножки" (у куклы, у Вас). Часто спрашивайте :"Где стол?", "Где киса?" и т.д.
14. Ведите дневник.
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях - так вы сможете день за днем судить о его успехах.
15. Развивайте фонематический слух.
Учите ребенка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое обозначение: водичка течет: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у и т.д.
16. Не пренебрегайте звукоподражанием.
Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа "бух", "ку-ку", "оп", "ав-ав", "на", "дай" и другие короткие слова: состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.
17. Читайте, читайте, читайте.
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловите его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.
18. Пальцы помогают речи.
Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка, рисование, "пальчиковой театр", игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем - и письму.
19. Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны.
Если Ваш малыш неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда прейдет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим, поэтому не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию.
20. Только Вы!
Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности своего ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
Работа логопеда с детьми раннего возраста в ДОУ
В нашем детском саду работает логопункт. По причине большого количества детей с нарушением речи в старшей и подготовительной группе, у нас нет возможности работать индивидуально с малышами. Поэтому в нашем детском саду был открыт кружок «Говорушка». Целью открытия этого кружка было охватить детей всех возрастов. Занятия проводятся один раз в неделю после обеда.
Во всех группах мы рассказываем артикуляционные сказки. В младшей группе подбираем сказки с более простыми артикуляционными упражнениями. Очень нравятся детям сказки с загадками. Позже загадки будем усложнять.
Выполняем пальчиковую гимнастику в стихах. В старших группах мы пытаемся подобрать пальчиковую гимнастику, соответствующую лексической теме на фронтальных занятиях. В младшей группе начали с элементарного (Птички полетели, крыльями махали, на деревья сели, вместе отдыхали. Или: под высокой сосной прыгал заинька косой, у корней под сосной прыгал заинька второй.). Это методичка Т.А. Ткаченко. Еще пробовали считать обувь по книге Быковой Н.М. (Раз, два, три, четыре, пять будем обувь мы считать: раз – туфли, два – сапожки, три – ботинки, четыре – босоножки. И, конечно, тапки – пять. Ножкам надо отдыхать.) В этом упражнении нами преследовалась еще цель развития словарного запаса.
Разучиваем речь с движением. В старших группах, как и пальчиковую гимнастику, речь с движением подбираем в соответствии с лексической темой. В младшей группе по началу укладывали куколок, тренируя при этом голосоатаку. Сейчас нам очень полюбились шапочки (кстати тоже из книги Н.М. Быковой): В шапочках желтых мы стали цыплята, в шапочках белых мы стали зайчата, в шапочках красных мы стали грибочки, в шапочках черных – черника на кочках. В шапочках синих дождинками стали и по дорожкам легко поскакали. Мы еще нарисовали шапочки этих цветов. И во время выполнения упражнения учим цвета.
В средней группе ко всему мы добавляем игры на развитие речи. Например, назовите по два предмета, которые необходимы повару, парикмахеру, водителю и т.д. Или составную часть какого предмета я называю: руль, дверь, колесо и т.д.
Ну а в старшей и подготовительной группе мы очень любим мнемотаблицы, тоже подбираем в соответствии с лексической темой. Кстати, пробовали их и в средней группе – очень понравилось. В этих группах мы играем в фонетико-фонематические игры с мячом, раскладываем картинки к зеленому и синему шарику, составляем слова из первых звуков данных картинок, и, конечно же, учим чистоговорки.
Пока наш кружок функционирует всего два месяца, поэтому о результатах говорить рано. Но мы уверены, что уже на следующий год процент детей, нуждающихся в коррекции речи сократится.
Вывод
Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».
Список использованной литературы
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990
- Обзор речевых нарушений и основных методов их преодоления Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии, М., Просвещение, 1999 Краткое изложение основ логопедии для студентов педагогических институтов
- Краузе Е.Н. Логопедия, Санкт-Петербург, Корона принт, 2002
- Бурлакова М.К. Советы логопеда, М., В.Секачёв, 2001 Небольшая брошюра для родителей
5.Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008
6. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста М.: АСТ: Астрель, 2007
7. Разенкова Юлия. Игры с детьми младенческого возраста, М., Школьная пресса, 2003
8. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона, М., Изд-во Сфера, 2003
Приложение
Развитие звуковой стороны речи в норме
Развитие детской речи от 1 года до 2 лет
Возраст | Активная речь | Понимание речи |
1год 3 месяца | Словарный запас увеличивается до 6-10 слов | Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показывает предметы на сюжетных картинках |
1год 6 месяцев | Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов | Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса) |
1 год 9 месяцев | Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас около 27 слов. Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает. Ближе к 2 годам использует глаголы типа: писи, ниси, ди, дай. | Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа. Покажи, кто сидит, кто спит; Выполняет двухступенчатую инструкцию пойди в кухню и принеси чашку; Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - На чем ты сидишь? Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит когда ему читают. |
2 года | Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; начинает использовать предложения из 2 -3слов. Появляются прилагательные. Стечение согласных замещаются одним звуком. Пользуется словами: Да, нет, еще Согласует предметы и действия (Машина едет, я хочу) |
Развитие детской речи от 2 до 6 лет
Возраст | Активная речь | Понимание речи |
2года 6 месяцев | Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один"; Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы. | Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее) |
3 года | Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку. Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, форму предметов | Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа. |
3-4 года | Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....» Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. | Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения. |
4-5 лет | Обладает словарным запасом около 3000 слов Знает свой адрес, Пользуется предложениями из 5-6 слов. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Умеет пересказать. Правильно произносит практически все звуки. Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий) Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. | Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей. |
6 лет | Обладает словарем около 4000 слов Все звуки произносит правильно. Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи Использует абстрактные и отвлеченные понятия Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении | Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...
«Раннее выявление речевых нарушений и методы их исправления»
В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропуст...
«Причины речевых нарушений и методы их коррекции»
Причины речевых нарушений “Все мы родом из детства”Сент-ЭкзюпериЭтиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учени...
Раннее выявление речевых отклонений у дошкольников и методы их исправления
Статья была предоставлена на сайт "Молодой ученый" в раздел Международные конференции 2012г....
Возможные модели взаимодействия с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения, в целях оптимизации коррекции речи.
Методическая разработка (электронный образовательный ресурс) на тему : "Возможные модели взаимодействия с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения, в целях оптимизации коррекции речи&q...
Школа профилактики речевых нарушений: консультация «Методика обучения детей пересказу»
Консультация учителя-логопеда поможет воспитателям массовых групп овладеть методикой обучения детей дошкольного возраста пересказу....
Раннее выявление речевых нарушений в младшей группе
Консультация для педагогов...
- Мне нравится (1)