Школа профилактики речевых нарушений: консультация «Методика обучения детей пересказу»
учебно-методический материал по логопедии

Варро Светлана Олеговна

Консультация учителя-логопеда поможет воспитателям массовых групп овладеть методикой обучения детей дошкольного возраста пересказу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_profilaktiki_rechevyh_narusheniy.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для воспитателей массовых групп

«Методика обучения детей пересказу»

Цель консультации: повышение компетентности воспитателей в области речевого развития детей дошкольного возраста.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» включает «…Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,… знакомство с книжной культурой, литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы…». Развитие связной речи детей – одна из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания. Именно уровень развития связной речи выступает основным показателем общеречевого развития ребенка. Одно из ведущих мест в системе формирования связной речи у дошкольников занимает пересказ.

Пересказ – это воспроизведение прослушанного художественного произведения.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение.

К сожалению, в методической литературе почти не уделяется внимания пересказу.

Между тем образовательная практика показывает, что даже опытные воспитатели нередко испытывают затруднения в организации занятий по пересказу.

Обучение пересказу – нелегкая задача, которая ставит перед педагогом много вопросов:

- Какие требования существуют к тексту для пересказа?

- Какие литературные жанры целесообразно использовать на занятиях по пересказу?

- Каким по объему должно быть литературное произведение?

- Как должна строиться работа по пересказу?

- Какие приемы обучения пересказу необходимо использовать и в какой возрастной группе?

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе учитываются следующие требования: произведения должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков; иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий. Особое значение имеет динамичность сюжета.

 В методической литературе требования к размеру текста противоречивы. Некоторые считают, что важен не размер, а содержание произведения. Другие предлагают только короткие произведения. Они пересказываются детьми более уверенно, последовательно.

Стихотворение не годится для пересказа. В стихотворении нужно воспитывать внимание к поэтической форме. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Язык произведений, которые читаются и предлагаются для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно, текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как «Косточка», «Лев и собачка». Можно также использовать произведения Л. Воронковой, В Осеевой, В. Бианки, М. Пришвина.

Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Работа по пересказу должна вестись систематично (примерно 1-2 раза в месяц, как часть занятия). Начинать следует с коротких рассказов и сказок.

Существуют разные виды пересказа: подробный, или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В детском саду используется, главным образом,  близкий к тексту. Пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе. При пересказе с творческими дополнениями старшие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения.

Существуют определенные требования к пересказу детей:

- полное понимание текста детьми;

- передача (без пропусков) содержания текста;

- отсутствие длительных пауз;

- культура рассказа (интонационная выразительность, достаточная громкость, отчетливость произношения).

Методика обучения пересказу в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.

Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова (Посадил дед что? – Репку. Выросла репка какая?). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключиться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением ( «Жили были. Кто жили –  были? Дед да баба? – Жили-были дед да баба).

Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе. («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту, постепенно подводя к его воспроизведению. Запоминанию помогает драматизация с помощью игрушек, настольного, кукольного театров, подвижных картинок на магнитной доске.

Как и в предыдущей группе, на первых порах преобладает совместное рассказывание воспитателя и ребенка. При повторном рассказывании дети могут произносить отдельные слова и предложения. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой (Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?). Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты текста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.

Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказе  является занятие со всей группой.

В средней группе учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей.

Для пересказа можно использовать русские народные сказки: «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К.Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л.Н. Толстого «Сел дед пить чай», сказку В. Сутеевой «Цыпленок и утенок» и др.

Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы на осмысление событий и поступков героев. В беседу включаются упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц). Внимание детей привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности (гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили).

В процессе пересказа воспитатель широко пользуется приемом отраженной речи. Если ребенок молчит, педагог начинает рассказ. Ребенок повторяет фразу вслед за ним. Дети в этом возрасте пересказывают текст с существенными пропусками. Поэтому воспитатель использует подсказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему и ко всей группе, исправление лексических и грамматических ошибок.

Каждый пересказ детей оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы.

В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К.Д. Ушинского «Умей обождать», Л.Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», В. Осеевой «Синие листья», Н. Калининой «Про снежный колобок» и др..

Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, используются приемы привлечения внимания детей к языку произведения, к характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям.

Большое место в беседе занимает подготовка детей к выразительному пересказу: определяются общий тон пересказа, интонационная выразительность. Дети могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы.

В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми.

Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, затем план формулируется в виде указаний:

  1. Сначала расскажите, почему бывает трудно спасать детей на пожарах.
  2. Затем расскажите о том, как приучают пожарных собак спасать детей.
  3. Не забудьте рассказать о Бобе: как он спасал девочку и почему сначала вынес из огня куклу (при пересказе рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки»).

Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: воспитатель заранее выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди. Дети вместе с воспитателем, а затем самостоятельно договариваются, в каком месте следует останавливаться. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям. В случаях затруднения детей, как и в предыдущей группе, используются вспомогательные вопросы (преимущественно после пересказа, чтобы не нарушать его целостности и плавности), подсказ нужных слов и фраз, исправление ошибок.

В подготовительной к школе группе значительно усложняется ревой материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. Они пересказывают русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и козел», рассказы К.Д. Ушинского «Четыре желания», Л,Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Просто старушка».

Повышаются требования к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаруживают пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с учетом определенных критериев: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности. Особого внимания воспитателя в этой возрастной группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. Подготовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов.

В этой возрастной группе применяются: выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, намеченные воспитателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанным.

К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, который делает воспитатель, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга.

Типичная структура пересказа:

  1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

- выяснить знания детей по теме произведения;

- обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

- расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

- обеспечить эмоциональный настрой детей перед слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели подготовительной беседы:

- уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий);

- привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы);

- активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа).

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ. Например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью, или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется…», «Я советую Сереже…», «А может быть лучше…».

Данная структура характерна для пересказов несложных, коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа (установлено, что отсроченные во времени пересказы более полны, последовательны и связны) Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое им произведение, проводят беседу по его содержанию, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей.

 

     Требования к тексту для пересказа.

- полноценное и доступное содержание;

- разнообразие жанров;

- четкая композиция;

- простой, но богатый язык;

- небольшой размер.

Кроме того, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие («Лиса и кувшин») и длинные («Гуси-лебеди») – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Стихотворение не годится для пересказа. В стихотворении нужно воспитывать внимание к поэтической форме. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту.  

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее,  а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Язык произведений, которые читаются и предлагаются для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого,  К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно, текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как «Косточка»,  «Лев и собачка». Можно также использовать произведения Л. Воронковой, В Овсеевой, В. Бианки, М. Пришвина.

Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Требования к размеру текста для пересказа противоречивы. Есть мнение о том, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего учитывать их содержание, доступность, динамичность, эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа.  Относительно этого параметра при отборе произведения для пересказа необходимо учитывать следующее:

- если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения, могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести рассказ, или сказку.

- в начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения.

Работа по пересказу должна вестись систематично (примерно 1-2 раза в месяц, как часть занятия). Начинать следует с коротких рассказов и сказок.

Подготовка к пересказу.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Более глубокому осмыслению текста способствует беседа после чтения рассказа, его иллюстрирование перед пересказом, игра-драматизация.

В процессе беседы после чтения художественного произведения, как правило, задают детям вспомогательные вопросы, порой неправильно сформулированные. Чаще всего вопросы направлены главным образом на работу памяти, а не мышления. В этом случае беседа не достигает цели. Лучше задавать такие вопросы, которые помогают анализировать рассказ, осмысливать связь между фактами и делать выводы.

Коллективная беседа позволяет детям совместно пережить произведение, обменяться мнениями, обдумать сказанное сверстниками, иногда поспорить и при умелом руководстве воспитателя прийти к правильным выводам.

Важно, чтобы дошкольники не только осмыслили содержание произведения, сумели хорошо его воспроизвести, но и помнили его идею, основные этапы развития действия.

Воспитатель должен объяснить детям некоторые незнакомые слова, имеющие значение для понимания текста, либо перед чтением, либо после первого чтения.

Пересказ – это воспроизведение прослушанного художественного произведения.

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе учитываются следующие требования: произведения должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков; иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий. Особое значение имеет динамичность сюжета.

 В методической литературе требования к размеру текста противоречивы. Некоторые считают, что важен не размер, а содержание произведения. Другие предлагают только короткие произведения. Они рассказываются детьми более уверенно, последовательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей пересказу

Методика обучения пересказу...

Методика обучения детей пересказам литературных текстов

Пересказ — один из распространенных в практике детского сада методов развития связной речи. Своеобразие этого вида работы над монологом заключается в том, что в нем задается как содержание бу­дущего р...

Методика обучения детей пересказам литературных текстов

Пересказ — один из распространенных в практике детского сада методов развития связной речи. Своеобразие этого вида работы над монологом заключается в том, что в нем задается как содержание бу&sh...

"Методика обучения детей пересказу"

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному виду речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе почти не уделяется вни...

Школа профилактики речевых нарушений: план работы на 2021-2022 учебный год

Школа профилактики речевых нарушений направлена на повышение компетентности воспитателей и родителей в области речевого развития дошкольников....

"Дыхательная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений" (Консультация для педагогов ДОУ)

quot;Дыхательная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений" (Консультация для педагогов ДОУ)...

Консультация «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу»

Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, вниман...