Роль дидактической игры в развитии речи.
статья по логопедии на тему

Развиваем речь с помощью игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskoy_igry_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль дидактической игры в развитии речи.

В создании современной системы дидактических игр, способствующих развитию речи, большая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой. Она утверждает, что речь - неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.

Подчеркивая, что игра - основной вид деятельности дошкольника, Е.И. Тихеева отмечает, что значительный опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

Дидактические речевые игры:

  1. побуждают детей к общению друг с другом;
  2. способствуют закреплению навыков пользования инициативной речью;
  3. способствуют совершенствованию разговорной речи;
  4. способствуют обогащению словаря;
  5. оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

В словесных играх, утверждает А.К. Бондаренко, ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы.

Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.

Таким образом, использование дидактических  игр в работе логопеда, способствуют и развитию  речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.  

  1. Игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука.

«Недовольный Саша»

Цель. Развивать навык звукового контроля за качеством произнесения звуков в чужой речи, умение определять правильное и искаженное произнесение звуков.

Оборудование. Картинки с изображением недовольного мальчика по количеству детей.

Описание игры. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков -поднимают картинку с изображением недовольного Саши.

«Будь внимателен»

Цель. Учить определять правильность произношения слов. Оборудование. Картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры. Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры для развития речи неслышащего ребёнка

Значение дидактических игр в создании мотивации усвоения речевого материала....

консультация Роль дидактической игры в развитии речи детей.

Воспитание звуковой культуры  речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Ночевка М.Ю. г.Краснодар, д/сад №161...

Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....

Роль дидактической игры в развитии речи детей.

laquo;Нам необходимо добиваться того,чтобы дидактическая игра былане только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала быобщему развитию ребенка, служилаформированию ег...

«Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников» мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Детский сад №20 «Росинка»...