Роль дидактической игры для развития речи неслышащего ребёнка
статья по развитию речи на тему

Поваляева Людмила Николаевна

Значение дидактических игр в создании мотивации усвоения речевого материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактической игры в создании игровой мотивации овладения речевым материалом

Поваляева Людмила Николаевна

Учитель-дефектолог ГООУ «Острогожский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья»

  В жизни ребенка с нарушением слуха роль игры не менее важна, чем для слышащего ребенка, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

      При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей.

     Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития не слышащего, которые страдают из-за сниженного слуха.

      Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах деятельности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. В этом велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и обучения.

      Игра - как ведущая линия развития в дошкольном возрасте, обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности. В ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение, в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функции слова.

     У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда показывает выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушенным слухом овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых.

     В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организованно их общение. Именно игра, как ни один другой вид деятельности стимулирует усвоение ребенком названий тех игрушек и предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт. Это игры: «Поезд», «Карусель», «Нарисуй дорожку», «Семья», «Мишкин дом», «Поле чудес», «Лото», «Шкаф с вещами», «Нарисуй картинку», «Магазин», «Огород», «Почтальон», «Кукла едет отдыхать», «Помоги животным найти свой дом», «Кроссворды» и др.

      Представленные игры по развитию речи направлены на решение следующих основных задач:

  • Формирования словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;
  • Формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;
  • Развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.

        В большей степени представлены игры для работы с детьми первых лет обучения, так как на этом этапе особенно важно создать игровую мотивацию овладения речевым материалом.

  При проведении данных игр следует учитывать некоторые общие требования и рекомендации:

  • При выборе игр необходимо руководствоваться требованиями программ по развитию речи для глухих и слабослышащих дошкольников определенного возраста, в частности учитывать задачи работы по развитию речи, тематику и содержание занятий;
  • При проведении игр выбор форм речи определяется требованиями программ по развитию речи. При предъявлении речевого материала слабослышащим дошкольникам используются устная и письменная формы речи. .в соответствии с требованиями программы по развитию речи при проведении игр с глухими детьми средней-подготовительной групп наряду с устной и письменной используется и устно-дактильная речь;
  • При проведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать   в виде поручений, вопросов, сообщений;
  • В процессе проведения игр фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью;
  • В процессе проведения игр на индивидуальных занятиях в детском саду или в семье необходимо ориентироваться на уровень речевого развития ребенка и его индивидуальные особенности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация Роль дидактической игры в развитии речи детей.

Воспитание звуковой культуры  речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Ночевка М.Ю. г.Краснодар, д/сад №161...

Роль дидактической игры в развитии речи.

Развиваем речь с помощью игр....

Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....

Роль дидактической игры в развитии речи детей.

laquo;Нам необходимо добиваться того,чтобы дидактическая игра былане только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала быобщему развитию ребенка, служилаформированию ег...

Роль дидактической игры в развитии речи ребёнка

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....