О дыхании
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье описана важность правильного дыхания - носового и даны рекомендации и упражнения по его формированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_dyhanii.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Давайте, дышать правильно!
Дыхание — это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (углекислый газ, воду и другие). В зависимости от интенсивности обмена веществ человек выделяет через лёгкие в среднем около 5 — 18 литров углекислого газа (СО2), и 50 граммов воды в час. А с ними — около 400 других примесей летучих соединений, в том числе и ацетон. В процессе дыхания богатые химической энергией вещества, принадлежащие организму, окисляются до бедных энергией конечных продуктов (диоксида углерода и воды), используя для этого молекулярный кислород.
Под внешним дыханием понимают газообмен между организмом и окружающей средой, включающий поглощение кислорода и выделение углекислого газа, а также транспорт этих газов внутри организма по системе или в системе кровообращения.
Клеточное дыхание включает биохимические процессы транспортировки белков через клеточные мембраны; а также собственно окисление в митохондриях, приводящее к преобразованию химической энергии пищи.
В настоящее время большое внимание уделяется тому, как дышит ребёнок: носом или ртом. Соответственно выделяют носовой и ротовой тип дыхания. Физиологически правильным для человека является носовой тип дыхания, т.е. ребёнок в состоянии покоя, в том числе и во сне дышит только носом.
Функция дыхания очень важна в формировании зубочелюстно-лицевой системы. Затрудненное прохождение струи воздуха через носовые ходы способствует формированию привычного ротового или смешанного типа дыхания. Ротовое дыхание относится к вредным привычкам по той простой причине, что ребенок отвык дышать носом в силу частых простудных заболеваний, тонзиллитов, гайморитов и т.п. Клинические признаки: рот ребенка постоянно полуоткрыт, при дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. У таких детей узкие плечи, впалая грудь, бледный цвет лица, они постоянно облизывают губы, в результате чего у них часто возникает хейлит (шелушение красной каймы губ). Под воздействием ротового дыхания и избыточного давления щечных мышц видоизменяется и форма верхней челюсти — она сужается в боковых участках. Одновременно с сужением челюсти изменяется и форма носовых ходов, носовая перегородка искривляется, что соответственно ведет к изменению тембра голоса. Эти деформации, в свою очередь, способствуют закреплению ротового типа дыхания. Дыхательная функция нарушается и при аденоидных разрастаниях. Даже после их удаления у многих детей по- прежнему сохраняется привычка дышать ртом. Закрепившийся ротовой тип дыхания приводит к тяжким последствиям: формируется аденоидный тип развития лицевых структур, характерный удлинением нижней трети лица, возникают недоразвитие гайморовых пазух, уплощение подглазничной области, слабость круговой мышцы рта, затрудненное смыкание губ, формируются узкие ноздри и широкая переносица. Лицевой скелет у таких детей начинает формироваться по вертикальному типу, что негативно сказывается на эстетике лица и требует скорейшего совместного лечения ребенка у таких специалистов, как ортодонт и отоларинголог. Нормализация вектора роста наиболее эффективно поддается коррекции до и в периоде раннего сменного 9 прикуса (до 7—8 лет). Из-за низкого положения языка при ротовом дыхании, смещении его назад и вниз ослабляется диафрагма полости рта и, как следствие, нарушается артикуляция. В результате, как правило, развивается ринолалия, и поход к логопеду неизбежен. В процессе коррекции подобных нарушений важно прежде всего уделить внимание нормализации типа дыхания, для чего также необходимо направить ребенка на консультацию к ортодонту и отоларингологу для восстановления носового дыхания с помощью специальных упражнений — так называемой миогимнастики (комплексы упражнений для губ и языка).
Упражнения для формирования носового дыхания
- Контроль носового типа дыхания.
- Контроль за положением губ в период покоя: губы сомкнуты, расслаблены.
- Контроль положения языка в точке покоя – в зоне звука [Н] – в течение 3-х недель.
- В положении стоя перед зеркалом натягивание верхней и нижней губы на зубы, подъём головы вверх, удерживание головы в течение 3-4 секунд, расслабление губ. Через 1-2 секунды привести голову в исходное положение (5 раз в день).
- Формирование физиологического глотания (одиночное глотание). В течение трех недель 2\3 стакана воды в день выпивать стоя перед зеркалом. Контроль за тем, чтобы мышцы лица и мышцы шеи не помогали языку выполнить акт глотания. Губы сомкнуты, язык прижат к нёбу, кончик языка в точке покоя языка.
- Формирование физиологического глотания (непрерывное глотание). В течение трех недель 1\3 стаканы воды в день выпивать стоя перед зеркалом. Контроль за тем, чтоб мышцы лица и мышцы шеи не помогали языку выполнить акт глотания. Зубы сомкнуты, язык прижат к нёбу, кончик языка в точке покоя языка.
- Выполнение упражнения «хлопок губами» для восстановления тонуса круговой мышцы рта 1 минута (20 раз) – утром, 1 минута (20 раз) – вечером. Упражнение выполняется в положении стоя перед зеркалом. Контроль за тем, чтобы мышцы лица, мышцы шеи и корпуса не помогали круговой мышце рта выполнить хлопок.
- Выполнение упражнения «Грибок» 1 минута (20 раз) – утром, 1 минута (20 раз) – вечером. Упражнение выполняется в положении стоя пред зеркалом. Спинка языка плотно прижата к нёбу. При открывании рта резко оторвать язык от неба с формированием щелчка. Контроль за тем, чтобы мышцы лица, мышцы шеи и корпуса не помогали языку выполнить хлопок.
- Выполнение упражнения «Пружина» - язык прижат к небу. Медленно открывать и закрывать рот, не отрывая язык от поверхности неба – 15 раз в день.
- Выведение языка из полости рта вперед и вниз, истончая язык в боковом размере – 15 раз в день.
- Размещение языка между губами и частое произношение слога ПЕ-ПЕ-ПЕ для релаксации мышц языка ежедневно 1 раз в день после выполнения всех упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"
Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Методическая разработка на тему: Игры, обучающие дыханию, задержке дыхания на вдохе.
Игры, обучающие дыханию, задержке дыхания на вдохе....
Рекомендации для родителей детского дошкольного возраста по развитию дыхания, по выбору игрушек, способствующих укреплению дыхательных мышц, а так же по изготовлению приспособлений ,развивающих дыхание.
Рекомендуется родителям для развития дыхания детей дошкольного возраста и логопедам для формирования речевого дыхания....
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....