"Звук и буква Ы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Звук и буква Ы.
Цели:
Коррекционно – образовательные:
- познакомить со звуком Ы и буквой Ы;
- научить характеризовать звук Ы.
Коррекционно – развивающие:
- упражнение в делении слов на слоги, предложений на слова;
- развитие фонематических процессов;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно – воспитательная:
- воспитание самоконтроля за поставленными звуками.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания, предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ы, буква Ы, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Выделение из текста слов со звуком Ль.
Ливень, ливень льет везде.
Рады птички в гнезде:
- Мама дома посидит,
Никуда не улетит.
2. Развитие общей моторики.
В пограничников играем, Идут друг за другом,
Землю нашу охраняем. маршируя.
Мы гурьбой садимся в санки, Бегут друг за другом, размахивая
Мчимся вихрем в жаркий бой. над головой воображаемым оружием.
Мы танкисты, Идут друг за другом,
Санки - танки - приложив руку к голове
Враг - сугробы под горой. (козырьку).
3. Развитие мелкой моторики.
Вышли танки на парад, «Шагают» пальчиками по столу.
Стали строем ровно в ряд. Ладони прижаты друг к другу.
Раз, два, три, четыре, пять – Соединяют попарно пальцы
Очень просто их считать. правой и левой рук.
4. Массаж лица.
5. Развитие мимических мышц.
6. Развитие артикуляционной моторики.
- спокойное открывание и закрывание рта;
- поднимание верхней губы (видны верхние зубы), опускание нижней губы (видны нижние зубы);
- «лошадки»;
- «грибок»
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
8. Объявление темы занятия.
Сегодня я в гости пригласила мишку косолапого (логопед выкладывает картинку для звукоподражания на доску). А вот какой звук он любит произносить больше всего: Ы – Ы – Ы. С этим звуком мы будем познакомимся на занятии.
9. Акустико – артикуляционный образ звука.
Произнесение звука Ы логопедом, а затем детьми хором и индивидуально. Характеристика звука Ы. звук Ы - гласный (язык спокойно лежит на дне ротовой полости (домика), воздушная струя выходит свободно, не встречает преграду), обозначаем его фишкой красного цвета.
10. Связь звуков и буквы.
Все на свете рыбаки
Очень любят букву Ы.
Без Ы не будет рыбы,
За это Ы спасибо.
11. Развитие фонематического слуха.
Из четырех произнесенных слов дети должны назвать то, которое по звуковому составу непохоже на остальные три.
Мак – бак – мышка – так.
Том – дом – сынок – ком.
Лимон – вагон – сыр – бутон и т.д.
12. Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов ЫМ и МЫ. Логопед выкладывают схемы слогов на доске, а дети стараются сказать, какая из схем к какому слогу подходит.
13. Закрепление звука в словах.
Определение места звука Ы в словах – названиях картинок. Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы и указанием на схеме заданного слога.
14. Закрепление звука в предложениях.
Логопед чертит на доске схемы предложений из трех, четырех, пяти слов, а дети стараются составить к ним предложения со словами названиями картинок.
15. Закрепление звука в тексте.
Выделение из текста слов со звуком Ы.
Три хозяйки.
Что за сестры – прямо чудо!
Эта вымыла посуду,
Та посуду вытирает,
Ставит все на полки.
Ну а третья подбирает
На полу осколки.
16. Итог занятия.
С каким звуком познакомились?
Какой это звук?
Вспомните слова со звуком Ы в названии. (Предварительно логопед убирает картинки с доски).
17. Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....