Проект «Литературная гостиная для детей с ОНР - знакомство с творчеством Г.Г. Андрюк
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад
Методическая разработка
Проект «Литературная гостиная для детей с ОНР - знакомство с творчеством Г.Г. Андрюк
Злобина Анастасия Анатольевна
учитель-логопед МДОУ д/с №4
Сретенского района пгт. Кокуй
пгт. Кокуй 2017 г.
Актуальность: В настоящее время, в связи с внедрением ФГОС, традиционные подходы к развитию речи претерпевают серьёзные изменения. Одной из задач речевого развития ФГОС ДО является знакомство с книжной литературой. Мы должны создать для этого все условия.
Ни для кого не секрет, что в каждом детском саду очень много детей с ОНР, а само недоразвитие речи стало тяжелее. Такие дети по другому воспринимают чтение книг. Нужно находить различные подходы, методы, применять новые технологии, чтобы привлечь и заинтересовать ребёнка. Существует ещё одна проблема – книга перестала быть ценностью во многих семьях. По результатам анкетирования среди родителей (53 родителя) «Что для Вас книга?», целью которой было выявление отношения родителей к книге, её значимости, были получены следующие результаты: Очень приятно, что родители читают книги ребёнку, но почему – то книжные полки есть не у всех. Мы ясно видим, что большинство родителей читают тогда, когда есть время. Существуют семьи, в которых читают детям по своей инициативе, а не только, когда просит ребёнок, это радует. Ну и, наконец, печальная статистика, только один человек из 53 ответил, что ходит с ребёнком в библиотеку. Конечно, родители очень заняты, свободного времени нет, но момент нежелания всё-таки остаётся, родители же смотрят телевизор или играют в компьютер. А вследствие падения интереса к книге, страдает развитие ребёнка в целом.
Чтобы вовлечь ребёнка в мир книг, заинтересовать, вызвать интерес как у детей, так и у родителей, мы запустили проект. Метод проектов предполагает самостоятельность детей. Дети предлагают свои идеи, подбирают костюмы, картинки, проявляют инициативу. А если в вашей местности живёт малоизвестный детский писатель, то представьте радость детей, когда они будут знакомиться с автором, разговаривать, читать его стихи на конкурсах, как благотворно повлияет это на развитие речи в целом.
Цели проекта: Углубление представлений о творческой деятельности Г.Г. Андрюк; развитие связной речи, психических функций и творческих способностей детей с ОНР на материале произведений писателя.
Задачи проекта: образовательные: Закрепление знания детей о творчестве Г.Г. Андрюк; прививать любовь к художественной литературе; развитие умения обобщать информацию; учить детей давать развёрнутые ответы; формирование культуры цитирования; коррекционные:развитие связной речи детей; обогащение словаря; коррекция грамматического строя речи; развитие слухового восприятия памяти; развитие мелкой моторики;
развитие словотворчества детей; воспитательные: воспитание читательского интереса; воспитание умения выступать перед зрителями; формирование доброжелательного отношения друг к другу, к окружающим.
Форма итогового мероприятия: Театрализация «Случай с зайцем»
Длительность проекта: «Два месяца»
Совместная деятельность взрослого и детей | Обогащение развивающей среды | Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами |
| ||
Обсуждение проекта с педагогами, анкетирование родителей «Что для Вас книга?» Знакомство с творчеством Г.Г. Андрюк., чтение его произведений, рассматривание картинок; развивать умение слушать, задавать и отвечать на вопросы; учить понимать текст; | Обогащение книжного уголка произведениями Г.Г. Андрюк, раскраски с героями книг писателя, | Предложить родителям почитать детям произведения Андрюк Г.Г. |
Введение загадок по произведениям писателя в НОД (учить отгадывать, придумывать собственные загадки), - развитие памяти, внимания, воображения; лексики, связной речи. | Картинки по теме «Загадки» по произведениям Г.Г. Андрюк», книги писателя, загадки. | Предложить родителям по пути домой, загадать загадки о деревьях, о птицах, рассмотреть красоту природы, побеседовать о тех диких животных, которые живут в пределах посёлка. |
Обобщение и уточнение словаря по теме «Природа Забайкальского края» | Картинки животных, птиц на карте Забайкальского края | Родителям рекомендуется чаще обращать внимание на красоту нашей природы. |
Предложение детям вместе со взрослыми поставить сказку по мотивам стихотворений Г.Г. Андрюк, показать её родителям и другим детям детского сада. | Атрибуты и элементы костюмов и декорации для театрализаций. | Родителям рекомендуется сводить детей в лес. |
2 этап Организационно-практический (3 недели) | ||
Знакомство с произведением Г.Г. Андрюк – чтение «Совиные россказни», «Большая вода»: | Книги Андрюка; бумага для рисования; кисти; краски; цветные карандаши, фломастеры, доска для рисования, маркеры. | Родителям предлагается принести в группу книги «Андрюк», или рисунки, выполненные совместно с детьми по произведениями Андрюк. |
Проговаривание совиных россказни с использованием массажных мячиков Су-Джок. | Алгоритм последовательности приёмов самомассажа. | Родителям рекомендуется поиграть с детьми в различные пальчиковые игры. |
Экскурсия в библиотеку. Совместная с сотрудниками библиотеки организация литературной гостиной, первая встреча с писателем, игры, беседа о творчестве Г.Г. Андрюк, совместная фотосессия;
| Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» (книги, журналы, раскраски, стенды, картотека). | Предложить родителям записать детей и себя в местную библиотеку; прочитать понравившуюся книгу и обсудить её, взять на дом книги, поговорить о бережном отношении. |
По произведениям Г.Г. Андрюк научить детей составлять описательные рассказы (развитие связной речи), используя приготовленные мнемотаблицы с алгоритмом очерёдности описания. | Мнемотаблицы -план-схема, картинки с изображением героев сказки. | Предложить родителям посмотреть различные фильмы о природе, поспрашивать ребёнка, почему людям нравиться смотреть и писать о природе произведения. |
Раздать стихотворения для разучивания | Родителям предлагается выучить с детьми стихотворение, подготовиться к конкурсу чтецов | |
Распределение ролей для театрализации постановки, предложить детям самим выбрать тех или иных героев, придумывание костюмов (развитие коммуникативных навыков; самостоятельности, познавательной инициативы), воспитание коллективизма, сопереживания в работе командой. | Костюмы, маски, атрибуты, музыкальное оформление, пригласительные, объявление, бумага, картон. Цветные карандаши, фломастеры, краски. | Родителям рекомендуется принять активное участие в изготовлении костюмов и декораций. |
3 этап Итоговый (2 недели) | ||
Игра «Что? Где? Когда? по книге «Совиные россказни» Г.Г. Андрюк. | Игровой волчок, костюмы, музыкальное оформление, чёрный ящик, подбор жюри, декорации, карандаши, бумага. | Пригласить родителей в качестве зрителей. |
Театрализованное представление «Случай с зайцем». Конкурс чтецов по произведениям Г.Г. Андрюк | Декорации, музыка, художественные иллюстрации | Пригласить родителей в качестве зрителей, писателя как почётного гостя, певца с воинской части (гимн на произведение Г.Г. Андрюк) |
Вывод: В начале проекта дети изучали рассказы нашего поэта, рассматривали картинки, разучивали стихотворения. Очень хорошо прошла литературная встреча в библиотеке, дети внимательно слушали Геннадия Григорьевича, вели диалог. На викторине «Что? Где? Когда?» дети справились со всеми заданиями, игра получилась интересной и задорной. Кульминацией проекта был конкурс чтецов, на который был приглашен писатель и певец, который спел песню на стихи нашего поэта. Театрализованное представление всем очень понравилось.
Вся организация проекта способствовала развитию творчества у детей, желания знакомиться с творчеством других поэтов, развитие связной и литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса.
Литература: 1. Андрюк Г.Г «Таёжки: Стихи!» Чита: «Экспресс-типография», 2001 г. 2. Г.Г. Андрюк «Совиные россказни» , Чита: «Экспресс-типография», 2004 г. 3. Г.Г. Андрюк «Большая вода» , Чита ОО «Книжное издательство «Поиск», 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.
Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...
Литературная гостиная для детей старшего возраста, по творчеству С.В.Михалкова.
Литературная гостиная для детей старшего возраста, по творчеству С.В.Михалкова. Конспект занятия-развлечения....
Конспект литературно-музыкального развлечения в подготовительной группе "Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.
Предлагаемый сценарий знакомит детей с биографией и поэзией М.Ю. Лермонтова. Развивает интерес к творчеству поэта, прививает любовь к классической литературе....
Проект литературной гостиной "Сундучок сказок"
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст ...
«Зимняя тема в творчестве русских классиков» Музыкально-литературная гостиная для детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание представления о синтезе искусств в изображении окружающей действительности.Задачи: прививать любовь к классической музыке и живописи, к творчеству поэтов-классиков через син...
Знакомство с творчеством С.Я. Маршака (в рамках проекта "Литературная гостиная")
Проект по ознакомлению детей 4 лет с биографией и творчеством Самуила Яковлевича Маршака...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Знакомство с творчеством В. Бианки" (в рамках проекта "Литературная гостиная")
Приобщение детей к литературному творчеству, знакомство с книгами Виталия Бианки, воспитание любви к природе...