Коррекционная работа с детьми с ОНР при дизартрии.
статья по логопедии на тему

Представлены основные этапы логопедической работы с детьми с ОНР при дизартрии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_met._ob.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми с ОНР при дизартрии

 Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматических категорий и связного высказывания. Используется принцип индивидуального подхода. Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов:

- поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;

- системного подхода к анализу речевого дефекта;

- регуляции психической деятельности детей через развитие коммуникативной и обобщающей функции речи. В процессе систематических и в большинстве случаев длительных занятий осуществляется постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к осознанному переключения подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодоление монотонности и нарушений темпа речи, полноценное развитие фонематического восприятия. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки к овладению навыками устной и письменной речи.Логопедическую работу необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте, создавая тем самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности и оптимальной социальной адаптации. Большое значение имеет также сочетание логопедических мероприятий с лечебным.

Этапы логопедической работы при дизартрии:

1. Подготовительный этап. Цель: освобождение речи ребёнка от вторичных и менее стойких явлений, которые мешают начать работу над речью. Это преодоление насильственных движений, слюнотечения, гиперактивности, пассивности. На первом этапе необходимо установить контакт с ребёнком, научить его во время занятий контролировать своё состояние.

2. Основной этап. Цель: преодоление фонематической неполноценности речи, формирование интонационно-выразительных средств, совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Этот период состоит из цикла логопедических занятий (индивидуальных, фронтальных, подгрупповых), которые планируются с учётом возраста группы, характера речевых нарушений с опорой на индивидуальные типологические особенности детей группы. Итогом является автоматизация и дифференциация навыков звукопроизношения, постановка речевого дыхания и навыков голосоведения, наличие определённого уровня представлений об окружающей действительности, наличие развёрнутой правильной речи.

3. Завершающий этап. Цель: введение сформированных речевых умений и навыков в коммуникативную речь.

То, что являлось итогом на втором этапе, отрабатывается в различных видах и формах речи. 

Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова разработали методику логопедической работы в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. Они предлагают вести коррекционную работу по следующим направлениям:

работа на фонематическом уровне

·        развитие моторной функции, предусматривающее одновременное воздействие на кинетическую и кинестетическую основу движения, на статическую и динамическую координацию движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение;

·        работа по формированию интонационной выразительности речи, которой предшествуют ритмические упражнения. Они создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фраз;

·        формирование восприятия устной речи, которое начинается со слогов различной структуры, далее детей учат различать правильно и искажённо произнесённые звуки, выделять заданный звук из слов и т.д.

работа на лексико-грамматическом уровне

·        развитие лексики и словообразования. Т.к. у детей со стёртой формой дизартрии не сформирована дифференциация фонем, то это вызывает трудности различения грамматических форм слов из-за нечёткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. Следовательно преимущественно страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу. Основное внимание в данной методике уделяется формированию ориентировки на семантическую структуру слова, на организацию лексико-семантических полей, на развитие синтаксических связей слова и актуализацию словаря;

·        развитие словоизменения. Развитие словоизменения осуществляется с учётом онтогенетической последовательности появления форм слова у детей (дифференциация Им. п. ед. и мн. числа, закрепление форм В.п., Р.п., Д.п., Т.п. сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами).

 Работа по коррекции звукопроизношения проводится индивидуально с использованием различных техник массажа и специальной логопедической гимнастики. В работе используются традиционные приёмы постановки звуков, основное внимание уделяется автоматизации и дифференциации фонем. Существует несколько специальных приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод фонетической локализации, когда логопед языку и губам ребёнка пассивно придаёт необходимую позицию для того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи логопеда и без неё.

   При работе над звукопроизношением опираются на знание артикуляционных укладов родного языка, анализ структуры нарушения звукопроизношения у каждого ребёнка (кинестетический анализ) и на специфические приёмы постановки звуков.

   Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический. В процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Для автоматизации используется приём одновременного проговаривания звука и изображение его символа—писание и говорение. Эти упражнения способствуют усилению звука, обогащению его моторным действием. При работе над звукопроизношением важно выявить сохранные компенсаторные возможности ребёнка (сохранные звуки, артикуляционные движения, специальные звукосочетания и слова, в которых дефектные звуки произносятся правильно). Работа строится с опорой на эти сохранные звенья.

   Одним из противоречивых средств коррекции дизартрии является массаж. Он состоит не только из прямого механического воздействия на массируемую ткань, но и вызывает некоторые нервно-рефлекторные и гуморальные изменения в ткани. В логопедической работе при дизартрии применяются расслабляющие и тонизирующие приёмы массажа. Расслабляющие направлены на снятие спастичности в группах мышц, тонизирующие на активизацию нервно-мышечного аппарата. При тонизирующем массаже рекомендуются интенсивные и резкие движения: проминание, похлопывание, поколачивание и т.д. При расслабляющем—растирание, поглаживание, разминание (см. приложение №1). Приёмами массажа начинаются или завершаются логопедические занятия. При разных формах дизартрии используются разные виды массажа:

       Бульбарная—тонизирующий;

       Псевдобульбарная—расслабляющий;

       Подкорковая—обычно расслабляющий;

       Корковая—чаще тонизирующий;

       Мозжечковая—тонизирующий.

В коррекционной работе по преодолению дизартрии важное место занимает артикуляционная гимнастика с целью выработки умения расслаблять спастические мышцы, достижения полной амплитуды произвольных движений, удержания активного речевого органа в определённом положении, развития силы мышечных сокращений, затормаживания синкинезий, достижения скорости и точности движений, выполнение сложных комплексов движений и лёгкости переключения с одного на другое. Комплексы артикуляционной гимнастики должны быть индивидуальны с учётом характера дизартрии, степени выраженности её симптомов, возраста больного, особенностей его личности. Вне зависимости от этих параметров в комплекс упражнений включаются дыхательные упражнения, на выработку воздушной струи, упражнения на выработку интонационно-выразительной стороны речи. При детских формах дизартрии, когда из-за двигательных расстройств навыки артикуляции ещё не сформированы, их выработка и автоматизация становятся центральным разделом логопедической работы и при отдельных клинических формах дизартрии имеют свои особенности.

Бульбарная дизартрия.

Цель: улучшение трофики тканей, улучшение проводимости нервов, повышение возбудимости мышц, преодоление синкинезий. Это достигается с помощью тонизирующего массажа, логопедической гимнастики с использованием включения положения на формирование пассивно-активных и активных движений. Особое внимание должно уделяться затормаживанию содружественных движений. Комплекс упражнений необходимо составлять из приёмов, способствующих активизации паретических мышц. Важно помнить, что при любом распространении пареза тренируется дыхательная мускулатура.

Псевдобульбарная дизартрия.

При спастических параличах внимание логопеда направлено на повышение рефлекторной возбудимости мышц и снятие напряжения в отдельных группах мышц. Рекомендуется расслабляющий массаж, упражнения на активное расслабление мышц дыхательной мускулатуры. Обращают внимание на тонкие дифференцированные движения кончика языка. В тяжёлых случаях псевдобульбарной дизартрии отдельные произвольные движения вырабатываются на основе непроизвольных синергий (кашель, глотание, чихание).

Подкорковая дизартрия.

Методика может быть разнообразной в связи с разнообразными клиническими проявлениями этой формы. Обычно используются приёмы расслабляющего массажа, иногда тонизирующего. Ребёнка необходимо тренировать в активном расслаблении мышц и волевом подавлении гиперкинезов. Значительное внимание при коррекции этой формы необходимо уделять просодическому компоненту речи: дыхание, темп, ритм, мелодика.

Корковая дизартрия.

Основное внимание необходимо уделять формированию артикуляционных укладов главным образом согласных звуков. В связи с этим подробно объясняется артикуляция звука, показывается образец и используются традиционные приёмы постановки звуков. В тех случаях, когда в речи имеют место нормально произносимые звуки, но в общем речевом потоке они смешиваются—работа посвящается дифференциации звуков по артикуляторным и акустическим признакам. Акцентируется внимание на интонационных характеристиках речи.

   Коррекция дизартрии включает и комплекс логоритмического воздействия, ЛФК, музыкально-ритмического воспитания.

Логоритмика.

Цель: подавить патологические двигательные реакции ребёнка и урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность; развитие координации движений; улучшение двигательной активности ребёнка; развитие психических функций (внимание, память, саморегуляция психической деятельности и т.д.); выравнивание поведенческих реакций ребёнка; нормализация речевой функции.

Логоритмическую работу с дизартриками можно разделить на 3 периода:

1.     воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища—с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики; мимических мышц лица; различных видов внимания и памяти; коррекция просодики речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка (см. приложение №2).

2.     Развитие моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких слухо-произносительных дифференцировок (см. приложение №2).

3.     Закрепление речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами, игры-драматизации (см. приложение №2).

Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с явлениями парезов, неловкие, дискоординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть ритмичным, стимулирующим движения. Для детей с гиперкинезами, тиками следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движения фразами. Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная, спокойная, способствующая расслаблению.

Ранняя и правильно организованная логопедическая помощь в сочетании с соответствующими воспитательными мерами (преодоление речевого негативизма, активизация компенсаторных возможностей организма ребенка, его познавательных интересов и др.) дает возможность значительной части детей с дизартрией усвоить программу общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-развивающей работы с детьми с лёгкой степенью дизартрии

Практический материал по всем направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии. Из опыта работы. Верстка материала - можно сделать в формате книги...

Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи  при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распрос...

Коррекционная работа с детьми с ОНР при дизартрии

Представлена коррекционная работа с детьми с ОНР при дизартрии...

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией

Характеристика состояния речи у дошкольников со стертой формой дизартрииПонятие логопедической ритмикиСтруктура и содержание занятий по логопедической ритмикеИспользование логопедической ритмики...

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию

ВВЕДЕНИЕ Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженног...

Вокалотерапия как инновационная технология коррекционной работы с детьми, имеющих дизартрию.

Используем вокалотерапию как средство укрепления здоровья детей на коррекционных занятиях учителя-логопеда!...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ (МДР)

Использование логопедического массажа, массажа лошками и биоэнергопластики в работе по устранению недостатков произношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии...