«Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС дошкольного образования»
статья по логопедии на тему

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_korrektsionnoy_raboty_s_detmi_s_ovz.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Районное методическое объединение учителей-логопедов

Тема: «Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ

 в контексте ФГОС дошкольного образования»

Опыт  работы  учителя – дефектолога  Сенниковой С.А.

г.Советский ,

Февраль  2017г

В последние годы отмечается неуклонный рост поступления в дошкольное учреждение детей  с различными видами патологией. Причин для этого множество.

Группа  дошкольников  с  ОВЗ поступающих в ДОУ не  однородна,  в  нее  входят  дети  с  разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В ДОУ для работы с детьми составлена адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

  Программа спроектирована  с  учетом  ФГОС  дошкольного  образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников, определяет цель, задачи, принципы и подходы, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса дошкольного образования.

Программа ориентирована на коррекционное обучение, воспитание и развитие детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 (8) лет.

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Целью коррекционно- воспитательного процесса детей- дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является: 

Основными направлениями и задачами коррекционно- развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

1 Формирование положительного отношения к педагогу;

2.Формирование первичных представлений о себе, других людях;

3.Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом,

пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

4.По возможности, стимуляция самостоятельных движений;

5.Развитие двигательных действий в онтогенезе;

3         6.Развитие мелкой моторики рук;

         7.Развитие коммуникативной функции (вербальная и/или невербальная коммуникация).

При обследовании используются широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой, которые направлены на выявление уровня овладения им важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, сенсорно- перцептивных и интеллектуальных процессов);развития восприятия; умения осуществлять простейшие мыслительные операции (по подражанию, наглядно, без опоры на наглядность); выявление возможных нарушений звукопроизношения.

Опираясь на известное положение Л.С. Выготского о двух зонах развития, при обследовании выявляются не только актуальные возможности ребѐнка, но и

перспектива дальнейшего развития.

В ходе медико-психолого-педагогического консилиума определяется актуальный уровень развития ребенка, выделяются основные нарушения и, в зависимости от них, выстраиваются направления коррекционной работы.

Программой предполагается разработка адаптированных  программ:

  • для детей с ТНР;
  • для детей с аутическими нарушениями;
  • для детей с умственной отсталостью на дому.

    Для комфортного пребывания детей в ДОУ с 2011 уч.года функционируют 3 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.  

Группы посещают воспитанники с общим недоразвитием речи первого, второго и третьего уровня речевого недоразвития.

В группах компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи реализуется: «Адаптированная         программа коррекционно–развивающей работы в  группах компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи» (от4 до 7 лет), составленная на основе «Программы коррекционно-развивиающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» автор Н. В. Нищева, с учетом примерной основной общеобразовательной программы «Радуга»

     под редакцией С.Р.Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, научный сотрудник Е.Н. Соловьева, в соответствии с Федеральным  4.   государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Данная программа определяет содержание и организацию коррекционного развивающего процесса с детьми 4-7 лет.

Цель: формирование  связного высказывания, словаря, грамматического строя речи, фонетико-фонематического восприятия в условиях группы компенсирующей направленности  для детей с ТНР.

Основные задачи обучения:

1.Устранять дефекты звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развивать фонематический слух (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2.Развивать  звуковой анализ (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

3.Уточнять, расширять и обогащать лексический запас дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

4.Формировать грамматический строй речи.

5.Развивать связную речь дошкольников.

Проводится следующая фронтальная непосредственно образовательная деятельность:

формирование  произношения;

формирование  лексико-грамматических средств языка;

формирование  навыков связной речи.

Количество и длительность НОД зависит от возрастных особенностей  детей.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (вводный – сентябрь, итоговый — май).   Результаты  заносятся в  сводную  таблицу речевого развития детей, где отмечается динамика коррекции речевого развития каждого ребенка. Для диагностики используем методику речевого развития Н. В. Нищева  «Речевая карта от 4 до 7 лет».  

С 2016 года проводится индивидуальная работа с ребенком УО на дому.

по индивидуальной Адаптированной образовательной  программе для детей с умственной отсталостью на дому (старший дошкольный возраст)  составленно на основе программы «ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» разработанной Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, предназнайченой для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте 3 – 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой и умеренной формы. Программой «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» разработанной О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой,  с учетом примерной основной общеобразовательной программы «Радуга». Под редакцией С.Р.Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, научный сотрудник Е.Н. Соловьева, в соответствии с Федеральным  5.   государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Адаптированная  программа базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку с ОВЗ и ориентирована на формирование социальной успешности и готовности к школьному обучению.

Целью программы является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.

Задачи:

1. Осуществление комплексной диагностики, определение путей профилактики, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы.

2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

3. Формирование системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности.

Первое время основной акцент делается на коррекционную работу с детьми по специально сконструированной для каждого индивидуальной коррекционно-развивающей программе, в процессе усвоения которой в известной мере восполняется имеющийся «пробел».

Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения ребенка.

Программа  может быть реализована не  в полном объеме в виду незапланированных событий: болезни ребенка или педагога, невозможности добраться до места жительства ребенка при обучении его на дому и т.д

Учителем – дефектологом проводится 2  индивидуальных НОД в неделю направленных  на личностно-ориентированном подходе к ребёнку с ОВЗ и ориентирована на формирование социальной успешности и готовности к школьному обучению.

 В НОД включаются задачи направленные на социальное и познавательное развитие, сенсорное воспитание и  формирование элементарных количественных представлений.

Дети  с аутическими нарушениями

Основными признаками РДА при всех  его  клинических  вариантах  являются:  недостаточное  или  полное  отсутствие потребности  в  контактах  с  окружающими;  отгороженность  от  внешнего  мира;  слабость эмоционального  реагирования  по  отношению  к  близким,  даже  к  матери,  вплоть  до полного  безразличия  к  ним  (аффективная  блокада);  неспособность  дифференцировать людей  и  неодушевленные  предметы.

Цель программы: коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями, исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

  • воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;
  • развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;
  • формирование коммуникативных умений;
  • сенсорное развитие;
  • повышение двигательной активности ребенка;
  • формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;
  • стимуляция звуковой и речевой активности;
  • развитие и коррекция детско-родительских отношений.

Основная форма занятий   – индивидуальное занятие с ребенком       Продолжительность каждого занятия  зависит от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, 7.   может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий:

  • Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.
  • Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка.
  • Регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию.
  • Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
  • Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
  • Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка.
  • Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка.
  • Обращение внимания на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях. В самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения,
  • Включение в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка. При работе с данной группой необходимо выверять и ограничивать все речевые инструкции, именно поэтому инструкции часто даются в единой временной форме: «Возьми карандаш».
  • В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия, т.е. взрослый начинает работать руками ребенка («сопряженные направляющие действия».
  • Использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятиях помимо стандартной динамической паузы необходимо привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками.
  • Опора на сенсорные анализаторы. Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях.
  • Оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье.

В процессе работы  в МАДОУ  накоплен лишь не большой опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада и на дому. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ  строится на  основе  теории  интеграции  образования,  личностно-ориентированного подхода,  на  принципах  соблюдения  интересов  ребенка,  системности, непрерывности,  рекомендательного  характера  оказания  помощи.            

Игра «Снежинка».

У каждого из вас на столе лежит салфетка, она у всех одинаковая, прошу ее взять. Сейчас я буду предлагать выполнить ряд манипуляций, Вы должны меня слушать, стараться выполнить задание, но не смотреть на других.

Раскройте салфетку  до большого квадрата. Сложите ее пополам. Оторвите правый верхний угол. Опять сложите пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Оторвите правый верхний угол…. Продолжайте до тех пор, пока действия возможно…..

А теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковыми. Нашли? (участники отвечают, что не нашли). А почему? Как вы думаете?

Вывод: абсолютно идентичной снежинки мы не найдем, так как каждый из нас индивидуален, уникален. Но если мы посмотрим внимательно, большинство снежинок напоминают друг друга.

А вот посмотрите на мою снежинку, она совсем другая, в корне не похожая на все остальные. Конечно, я умышленно нарушала инструкцию, пропускала некоторые этапы, но я хотела показать Вам на примере этой снежинки, что есть люди с иным искаженным восприятием окружающего, с особым мышлением, особым способом взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по физическому развитию в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

Систематемотизация  работы в детском саду по совершенствованию форм физического развития и укрепления здоровья детей.     ...

Презентация «Организация работы по физическому развитию в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования» 1часть.

Си      Систематизация  работы в детском саду по совершенствованию форм физического развития и укрепления здоровья детей....

Организация работы по физическому развитию в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей....

Методическое сопровождение организации работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС дошкольного образования

Методическое сопровождение организации работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС дошкольного образования...

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

«Организация коррекционной работы с детьми в ДОУ в условиях инклюзивного образования»

МБДОУ Детский сад №18  Консультация для воспитателей «Организация коррекционной работы с детьми в ДОУ в условиях инклюзивного образования»Подготовила: воспитатель Казакова С...

Модель плана воспитательно-образовательной работы с детьми (в соответствии с ФГОС дошкольного образования)

Консультация для педагогов по планированию и заполнению воспитательно-образовательной работы с детьми в соотвествии с ФГОС ДОО и примерной ООП "Радуга" под редакцией Е.В.Соловьевой...