Игровой тренинг для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Бригоцкая Юлия Андреевна

Цель:

Повышение  родительской компетенции   в вопросах развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с последующим применением опыта по использованию игр и упражнений в совместной деятельности детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_motorika.docx29.75 КБ
Файл pamyatka_samomassazh.docx227.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи»

Игровой тренинг для родителей и детей

Подготовила: Бригоцкая Ю. А.

Учитель - логопед

Цель:

Повышение  родительской компетенции   в вопросах развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с последующим применением опыта по использованию игр и упражнений в совместной деятельности детей и родителей.

Задачи:

  1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей, показать важность работы по развитию мелкой моторики рук
  2. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.
  3. Вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их союзниками в работе по устранению речевых нарушений у детей.
  4. Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов  в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, Формировать положительный эмоциональный контакт родителей с детьми.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.
  2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Материалы и оборудование:

Листы белой бумаги, цветной бумаги, фольги по количеству человек, грецкие орехи, листы в клетку с изображением половинки домика, простые карандаши, носовые платочки; лист ватмана с изображением вазы, клей.  

Демонстрационный материал по развитию моторики (мячики, паззлы, шнуровки, крышки, штриховки и т. д.)


Ход тренинга

Актуальность (мини – лекция по теме тренинга, проводиться без детей)

Здравствуйте уважаемые родители.

Наверняка, многие из вас, дорогие взрослые, не раз слышали,  что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Дело в том, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре.

У детей, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, быстрее формируется правильная речь, лучше развиваются мыслительные способности. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфии.

У детей с речевыми нарушениями  отмечается недоразвитие мелкой моторики, наша совместная задача – педагогов и родителей, помочь  каждому ребенку справиться с этими трудностями. Помогут нам в этом  игры и упражнения,  с которыми вы сейчас познакомитесь.

Уважаемые родители, сегодня я расскажу и покажу вам методы и приемы развития мелкой моторики у ваших детей. Мы, вместе с вашими детьми, поиграем в графические игры, которые способствует подготовке руки к письму.

Остановимся подробнее на кинезиологических упражнениях. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

Большое значение для развитие моторики, а, следовательно – речи и мышления, имеет самомассаж пальцев, ладоней, кистей рук. Массаж можно делать всем, чем угодно: специальными мячиками и кольцами – колючими и гладкими, шариками су – джок, орехами, прищепками, катушками, шестигранными карандашами и ручками и т.д. и т.п. А если сопровождать действию небольшими стишками – играть становится вдвойне интереснее.

Введение.

В группу входят дети с воспитателем, садятся каждый в своему родителю.

Здравствуйте ребята! Дорогие ребята, к нам сегодня пришли ваши родители. Мы будем сегодня играть с нашими пальчиками, вспомним, как называется каждый из них и выполним много интересных заданий.

- Ну что, все готовы поиграть?! Тогда начинаем!

Ребята, отгадайте, пожалуйста, мою загадку: 

Пять сыночков у руки,

Добрые все мальчики.

Дружбой славятся они,

И зовут их... (пальчики).

- Молодцы! Конечно, это пальчики! Сколько их всего на наших ручках? А помните ли вы, как они называются? (Все вместе вспоминают названия пальцев).

Основная часть.

  1. Пальчиковая гимнастика «Пальцы дружная семья».

 Исходное положение: руки поставить на стол на локти (ладони направлены друг на друга, пальцы направлены вверх).

  1. Ритмично сжимаем пальцы в кулаки:

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

2. Поочерёдно разжимаем пальцы в соответствии со словами стихотворения:

Вот - большой,

Указательный за ним,

А это - средний,

Безымянный,

И последний –

Наш мизинец-малышок.

3. Ритмично и поочерёдно с нажимом соединяем с большим остальные пальцы так, что получалось "колечко" (большой - указательный, большой - средний, большой - безымянный, большой - мизинец):

 Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять

И движенья выполнять.

4) Поочерёдно "превращаем" пальцы, приставив их к голове, в рога козы (указательный палец и мизинец подняты вверх, остальные - прижаты к ладони), рога оленя (кисти рук скрещены в области запястий, пальцы широко разведены), ушки зайца (сжимаем вытянутые и прижатые друг к другу указательный и средний пальцы, остальные пальцы прижаты к ладони):

 Мы рога козы покажем.

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем,

Ушками водить мы будем.

5) Поочерёдно с нажимом соединяем с большим остальные пальцы так, что получалось колечко (большой - указательный, большой - средний, большой - безымянный, большой - мизинец):

Чтобы чётко говорить, Нужно с пальцами дружить.

  1. Пальчиковая игра «Футбол».

Ребята, назовите еще раз, как называется этот пальчик? (указательный). Почему? Указательный пальчик любит задавать вопросы, но и сам многое знает. И, конечно же, он любит играть в футбол!

Родители и дети садятся за столы напротив друг друга. Дети скатывают из бумаги шарики – «мячики». Родители делают ворота руками. Дети забивают голы – ударяют пальцами по «мячику». Затем родители забивают голы в ворота, сделанные детьми, но ворота детей необычные – они закрываются и открываются (дети разводят и сводят кисти рук).

  1. Графический диктант «Домик»

А как же называется этот пальчик? Средний. Почему? Он нужен вам для многих вещей и для того, чтобы рисовать, правильно держать карандаш..

А сейчас мы с вами сделаем необычный рисунок. Ребята, вам нужно срисовать точно так, как на рисунке (см. Приложение 1).

Дети выполняют задания, а родители тоже выполняют задание, только направления вправо или влево (которые даются детям) делают наоборот. В итоге получаются 2 половинки домика.

А теперь соединим наши половинки – получился домик.

  1. Динамическая пауза «Пальчиковые кинезиологические игры».

Ребята, вспомните, как называется этот пальчик? Безымянный. Этот пальчик у вас самым неповоротливый. Специально для него, мы проведем небольшую физкультурную минутку!

1. «Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

2. «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

3. «Носик – ушко – макушка» - Логопед называет части тела, дети и родители внимательно слушают его и  выполняют движения верно. Логопед же в это время выполняет движения неверно, стараясь запутать участников.

 4. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: 

«Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»

  1. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.

Нарисуйте круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. А теперь, нарисуйте большое сердечко и подарите его друг другу. Молодцы!

5. Игры с грецкими орехами.

Ребята, не забудем мы и про этот пальчик, как он называется? Мизинчик. Почему?

Этот пальчик очень любит массаж. Давайте его сделаем!

Массаж «Орехи»

 (Дети берут орехи)

Научился я орехи между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать. 

(Перекатывать пальцами одной руки орехи)

Я катаю свой орех чтобы стал круглее всех.

(катать между ладоней)

Игра «Разверни, не порви…»

Сначала, нужно завернуть в фольгу орех…..а, затем развернуть аккуратно, не порвав фольгу.

  1. Игры с платочками

Про какой пальчик вы чуть не забыли? Большой. Почему он так называется? Большой пальчик очень важен. Без него бы мы не смогли хорошо удерживать любой предмет в наших руках.

Большой пальчик предлагает вам поиграть с  платочками!

Упражнение «Медведь».

(Предложить взять платочки)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял

(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак. Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.)

Упражнение «Проглот  – бегемот».

Носовой платок держать за уголок в левой руке. Подушечки пальцев правой руки соединены вместе – это бегемот. Он «открывает и закрывает рот» и басом представляется:

- Привет! Привет!

Я проглот – бегемот, у меня большой живот.

Мой платок он скушал, вот! (стараться целиком вобрать платочек в кулак, одной рукой)

Сразу стало у проглота брюхо, как у бегемота!

Сделать проглота-бегемота другой рукой и повторить все движения.  Для закрепления «жевать» платок без текста, издавая соответствующие действию звуки «ням – ням – ням»

  1. Оригами «Тюльпан», оформление панно «Тюльпаны в вазе».

Ребята, наши пальчики – волшебники! Они умеют превращать бумагу в разные интересные вещи! Такое умение, смастерить из бумаги разные фигурки, называется оригами. Сейчас мы с вами сделаем из бумаги цветки тюльпана (см. Приложение 2), а потом поставим наши цветочки в одну большую вазу. И тогда они будут радовать вас своим цветением не только на улице, но и у вас в группе.

Заключение

Сегодня, уважаемые родители,  мы вас познакомили с   играми, упражнениями по развитию мелкой моторики. Благодаря  этим играм и упражнениям, которые, мы надеемся,  вы будете  ежедневно выполнять дома, ваши дети   в дальнейшем,  легко смогут работать с карандашом и ручкой в школе. Точность и согласованность движений рук будет развиваться только при условии систематического выполнения упражнений.

Также, хотелось бы раздать вам памятки (см. Приложение 3), в которых собраны упражнения и игры для массажа и самомассажа пальцев рук.

Успехов Вам и терпения! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Массаж пульками (горох, греча) – катание пульки между большим и другими пальцами, на каждую строчку один пальчик, а смена рук после четверостишья.

Круглую рожицу, а не косую, 1-й – 2-й

Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й 

Смена рук. Пятый братишка на голову ниже, 1-й – 2-й

Только умишком и он не обижен 1-й – 3-й

Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й

Маленький всем четверым помогает 1-й – 5-й

Массаж сухим бассейном (с горохом или фасолью) – в пластмассовые ведра насыпаем фасоль или горох и соответственно материалу подбираем стихотворение. На дне бассейна можно спрятать игрушку из киндера.

Горох. В ведро насыпали горох, И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль. В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне игрушки для детей, Мы их достанем без затей.

Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом):

Катится колючий ёжик, нет ни головы не ножек.

По ладошке он бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Мне по пальчикам бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно да, да, да.

Уходи колючий ёж в темный лес, где ты живёшь.

Массаж пальцев эластичным кольцом (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, с использованием различных материалов - прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

Массаж и самомассаж ладоней и пальцев рук

Консультация для родителей дошкольниковC:\Users\Юля\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\850122_1.jpeg

Материал подготовила Бригоцкая Ю. А. учитель-логопед

Массаж ладоней и пальцев можно выполнять различными предметами.

Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, латекса, пластмассы, предназначены для микро массажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Шипы на поверхности мячей при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, - незаменимый предмет для самомассажа.

Упражнение с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну.

А теперь последний трюк: Мяч летает между рук!

E:\МОТОРИКА\моторика МК\image003.png

Массаж грецкими орехами (шишками, каштанами, камнями…).

Желательно иметь орехи различной величины, круглой и продолговатой формы,

с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.

1. Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

2. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.

3. Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.

4. Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.

5. Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.

6. Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

7. Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

Массаж деревянными катушками.

Манипуляции с катушкой могут превратиться для ребенка в увлекательную, интересную забаву.

1.Самомассаж ладоней катушкой в различных направлениях.

2. «Перевертыши». Приподнять катушку над столом, зажав ее боковыми поверхностями пальцев, перевернуть кисть руки ладонью вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной.

3.«Круги». Повернуть катушку на столе кончиками пальцев по часовой стрелке, а затем обратно, так чтобы катушка описала круг.

4.«Штанга». Поднять катушку усилием мышц среднего и указательного пальцев над столом как можно выше, как штангу. Большой, безымянный пальцы и мизинец плотно прижаты к поверхности стола.

5.«Прижми к ладошке». Катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Ребенок старается плотно прижать катушку к ладони, а потом максимально выдвинуть ее вперед.

6.«Заведи мотор». Удерживая катушку горизонтально за диски подушечками указательных и средних пальцев, вращать ее вперед, словно заводя мотор.

C:\Users\Юля\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\content_katushki1_1__econet_ru.png

Массаж карандашами.  В зависимости от поставленной задачи применяются толстый шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий либо длинный тяжелый карандаши.

C:\Users\Юля\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1370852589.jpg

Массаж бельевой прищепкой.

Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок глупыш, Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”.

C:\Users\Юля\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\27132.jpeg

Массаж круглой щёткой для волос.

Берём круглую щётку для волос. Катаем щётку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник. 

С массажными щетками и коврик «Травка» - берем квадратный фрагмент порогового коврика «Травка» кладем его на колени и обе руки делают на нем движения соответственно тексту (с. 20)

На полянке, на лужайке, \ прыгают пальчики по коврику\

Целый день скакали зайки. И катались по траве. \покатываем ладони от основания к кончикам пальцев \ От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, \допрыгались и легли на коврик\

Но напрыгались, устали, Мимо змеи проползали, \ладони по очереди ползут по коврику \ “С добрым утром» - им сказали. Стала гладить и ласкать \ладони поочередно гладят коврик\

Всех зайчат зайчиха мать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи» Игровой тренинг для родителей и детей

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой мотор...

Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи

Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессо...

Самообразование логопеда "Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи"

Документацияпо самообразованиюучителя-логопедаТема:  «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи»....

Презентация на тему: «Игровой самомассаж кистей рук как средство совершенствования мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня»

Игровой самомассаж — это уникальное средство, которое оказывает комплексное комбинированное воздействие на ребёнка, важным аспектом которого Игровой самомассаж — это уникальное средст...

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи Куликова Елена Михайловнаучитель-логопед МАДОУ №57г. НижнекамскУ детей с проблемами в...

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики у старших дошкольников»

Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка....

Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи

Мелкая моторика — это комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом процессе принимают участие такие системы как...