Игровой тренинг для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Цель:
Повышение родительской компетенции в вопросах развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с последующим применением опыта по использованию игр и упражнений в совместной деятельности детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_motorika.docx | 29.75 КБ |
pamyatka_samomassazh.docx | 227.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи»
Игровой тренинг для родителей и детей
Подготовила: Бригоцкая Ю. А.
Учитель - логопед
Цель:
Повышение родительской компетенции в вопросах развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с последующим применением опыта по использованию игр и упражнений в совместной деятельности детей и родителей.
Задачи:
- Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей, показать важность работы по развитию мелкой моторики рук
- Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.
- Вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их союзниками в работе по устранению речевых нарушений у детей.
- Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, Формировать положительный эмоциональный контакт родителей с детьми.
Ожидаемые результаты:
- Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.
- Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.
Материалы и оборудование:
Листы белой бумаги, цветной бумаги, фольги по количеству человек, грецкие орехи, листы в клетку с изображением половинки домика, простые карандаши, носовые платочки; лист ватмана с изображением вазы, клей.
Демонстрационный материал по развитию моторики (мячики, паззлы, шнуровки, крышки, штриховки и т. д.)
Ход тренинга
Актуальность (мини – лекция по теме тренинга, проводиться без детей)
Здравствуйте уважаемые родители.
Наверняка, многие из вас, дорогие взрослые, не раз слышали, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Дело в том, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре.
У детей, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, быстрее формируется правильная речь, лучше развиваются мыслительные способности. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфии.
У детей с речевыми нарушениями отмечается недоразвитие мелкой моторики, наша совместная задача – педагогов и родителей, помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями. Помогут нам в этом игры и упражнения, с которыми вы сейчас познакомитесь.
Уважаемые родители, сегодня я расскажу и покажу вам методы и приемы развития мелкой моторики у ваших детей. Мы, вместе с вашими детьми, поиграем в графические игры, которые способствует подготовке руки к письму.
Остановимся подробнее на кинезиологических упражнениях. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.
Большое значение для развитие моторики, а, следовательно – речи и мышления, имеет самомассаж пальцев, ладоней, кистей рук. Массаж можно делать всем, чем угодно: специальными мячиками и кольцами – колючими и гладкими, шариками су – джок, орехами, прищепками, катушками, шестигранными карандашами и ручками и т.д. и т.п. А если сопровождать действию небольшими стишками – играть становится вдвойне интереснее.
Введение.
В группу входят дети с воспитателем, садятся каждый в своему родителю.
Здравствуйте ребята! Дорогие ребята, к нам сегодня пришли ваши родители. Мы будем сегодня играть с нашими пальчиками, вспомним, как называется каждый из них и выполним много интересных заданий.
- Ну что, все готовы поиграть?! Тогда начинаем!
Ребята, отгадайте, пожалуйста, мою загадку:
Пять сыночков у руки,
Добрые все мальчики.
Дружбой славятся они,
И зовут их... (пальчики).
- Молодцы! Конечно, это пальчики! Сколько их всего на наших ручках? А помните ли вы, как они называются? (Все вместе вспоминают названия пальцев).
Основная часть.
- Пальчиковая гимнастика «Пальцы дружная семья».
Исходное положение: руки поставить на стол на локти (ладони направлены друг на друга, пальцы направлены вверх).
1. Ритмично сжимаем пальцы в кулаки:
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
2. Поочерёдно разжимаем пальцы в соответствии со словами стихотворения:
Вот - большой,
Указательный за ним,
А это - средний,
Безымянный,
И последний –
Наш мизинец-малышок.
3. Ритмично и поочерёдно с нажимом соединяем с большим остальные пальцы так, что получалось "колечко" (большой - указательный, большой - средний, большой - безымянный, большой - мизинец):
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять
И движенья выполнять.
4) Поочерёдно "превращаем" пальцы, приставив их к голове, в рога козы (указательный палец и мизинец подняты вверх, остальные - прижаты к ладони), рога оленя (кисти рук скрещены в области запястий, пальцы широко разведены), ушки зайца (сжимаем вытянутые и прижатые друг к другу указательный и средний пальцы, остальные пальцы прижаты к ладони):
Мы рога козы покажем.
И рога оленя даже.
Мы про зайку не забудем,
Ушками водить мы будем.
5) Поочерёдно с нажимом соединяем с большим остальные пальцы так, что получалось колечко (большой - указательный, большой - средний, большой - безымянный, большой - мизинец):
Чтобы чётко говорить, Нужно с пальцами дружить.
- Пальчиковая игра «Футбол».
Ребята, назовите еще раз, как называется этот пальчик? (указательный). Почему? Указательный пальчик любит задавать вопросы, но и сам многое знает. И, конечно же, он любит играть в футбол!
Родители и дети садятся за столы напротив друг друга. Дети скатывают из бумаги шарики – «мячики». Родители делают ворота руками. Дети забивают голы – ударяют пальцами по «мячику». Затем родители забивают голы в ворота, сделанные детьми, но ворота детей необычные – они закрываются и открываются (дети разводят и сводят кисти рук).
- Графический диктант «Домик»
А как же называется этот пальчик? Средний. Почему? Он нужен вам для многих вещей и для того, чтобы рисовать, правильно держать карандаш..
А сейчас мы с вами сделаем необычный рисунок. Ребята, вам нужно срисовать точно так, как на рисунке (см. Приложение 1).
Дети выполняют задания, а родители тоже выполняют задание, только направления вправо или влево (которые даются детям) делают наоборот. В итоге получаются 2 половинки домика.
А теперь соединим наши половинки – получился домик.
- Динамическая пауза «Пальчиковые кинезиологические игры».
Ребята, вспомните, как называется этот пальчик? Безымянный. Этот пальчик у вас самым неповоротливый. Специально для него, мы проведем небольшую физкультурную минутку!
1. «Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
2. «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
3. «Носик – ушко – макушка» - Логопед называет части тела, дети и родители внимательно слушают его и выполняют движения верно. Логопед же в это время выполняет движения неверно, стараясь запутать участников.
4. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:
«Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
- «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
Нарисуйте круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. А теперь, нарисуйте большое сердечко и подарите его друг другу. Молодцы!
5. Игры с грецкими орехами.
Ребята, не забудем мы и про этот пальчик, как он называется? Мизинчик. Почему?
Этот пальчик очень любит массаж. Давайте его сделаем!
Массаж «Орехи»
(Дети берут орехи)
Научился я орехи между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
(Перекатывать пальцами одной руки орехи)
Я катаю свой орех чтобы стал круглее всех.
(катать между ладоней)
Игра «Разверни, не порви…»
Сначала, нужно завернуть в фольгу орех…..а, затем развернуть аккуратно, не порвав фольгу.
- Игры с платочками
Про какой пальчик вы чуть не забыли? Большой. Почему он так называется? Большой пальчик очень важен. Без него бы мы не смогли хорошо удерживать любой предмет в наших руках.
Большой пальчик предлагает вам поиграть с платочками!
Упражнение «Медведь».
(Предложить взять платочки)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял
(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак. Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.)
Упражнение «Проглот – бегемот».
Носовой платок держать за уголок в левой руке. Подушечки пальцев правой руки соединены вместе – это бегемот. Он «открывает и закрывает рот» и басом представляется:
- Привет! Привет!
Я проглот – бегемот, у меня большой живот.
Мой платок он скушал, вот! (стараться целиком вобрать платочек в кулак, одной рукой)
Сразу стало у проглота брюхо, как у бегемота!
Сделать проглота-бегемота другой рукой и повторить все движения. Для закрепления «жевать» платок без текста, издавая соответствующие действию звуки «ням – ням – ням»
- Оригами «Тюльпан», оформление панно «Тюльпаны в вазе».
Ребята, наши пальчики – волшебники! Они умеют превращать бумагу в разные интересные вещи! Такое умение, смастерить из бумаги разные фигурки, называется оригами. Сейчас мы с вами сделаем из бумаги цветки тюльпана (см. Приложение 2), а потом поставим наши цветочки в одну большую вазу. И тогда они будут радовать вас своим цветением не только на улице, но и у вас в группе.
Заключение
Сегодня, уважаемые родители, мы вас познакомили с играми, упражнениями по развитию мелкой моторики. Благодаря этим играм и упражнениям, которые, мы надеемся, вы будете ежедневно выполнять дома, ваши дети в дальнейшем, легко смогут работать с карандашом и ручкой в школе. Точность и согласованность движений рук будет развиваться только при условии систематического выполнения упражнений.
Также, хотелось бы раздать вам памятки (см. Приложение 3), в которых собраны упражнения и игры для массажа и самомассажа пальцев рук.
Успехов Вам и терпения! До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Массаж пульками (горох, греча) – катание пульки между большим и другими пальцами, на каждую строчку один пальчик, а смена рук после четверостишья.
Круглую рожицу, а не косую, 1-й – 2-й
Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й
Смена рук. Пятый братишка на голову ниже, 1-й – 2-й
Только умишком и он не обижен 1-й – 3-й
Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й
Маленький всем четверым помогает 1-й – 5-й
Массаж сухим бассейном (с горохом или фасолью) – в пластмассовые ведра насыпаем фасоль или горох и соответственно материалу подбираем стихотворение. На дне бассейна можно спрятать игрушку из киндера.
Горох. В ведро насыпали горох, И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль. В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне игрушки для детей, Мы их достанем без затей.
Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом):
Катится колючий ёжик, нет ни головы не ножек.
По ладошке он бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно да, да, да.
Уходи колючий ёж в темный лес, где ты живёшь.
Массаж пальцев эластичным кольцом (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Таким образом, овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, с использованием различных материалов - прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
Массаж и самомассаж ладоней и пальцев рук
Консультация для родителей дошкольников
Материал подготовила Бригоцкая Ю. А. учитель-логопед
Массаж ладоней и пальцев можно выполнять различными предметами.
Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, латекса, пластмассы, предназначены для микро массажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Шипы на поверхности мячей при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, - незаменимый предмет для самомассажа.
Упражнение с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну.
А теперь последний трюк: Мяч летает между рук!
Массаж грецкими орехами (шишками, каштанами, камнями…).
Желательно иметь орехи различной величины, круглой и продолговатой формы,
с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.
1. Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.
2. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.
3. Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.
4. Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.
5. Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.
6. Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.
7. Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
Массаж деревянными катушками.
Манипуляции с катушкой могут превратиться для ребенка в увлекательную, интересную забаву.
1.Самомассаж ладоней катушкой в различных направлениях.
2. «Перевертыши». Приподнять катушку над столом, зажав ее боковыми поверхностями пальцев, перевернуть кисть руки ладонью вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной.
3.«Круги». Повернуть катушку на столе кончиками пальцев по часовой стрелке, а затем обратно, так чтобы катушка описала круг.
4.«Штанга». Поднять катушку усилием мышц среднего и указательного пальцев над столом как можно выше, как штангу. Большой, безымянный пальцы и мизинец плотно прижаты к поверхности стола.
5.«Прижми к ладошке». Катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Ребенок старается плотно прижать катушку к ладони, а потом максимально выдвинуть ее вперед.
6.«Заведи мотор». Удерживая катушку горизонтально за диски подушечками указательных и средних пальцев, вращать ее вперед, словно заводя мотор.
Массаж карандашами. В зависимости от поставленной задачи применяются толстый шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий либо длинный тяжелый карандаши.
Массаж бельевой прищепкой.
Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок глупыш, Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”.
Массаж круглой щёткой для волос.
Берём круглую щётку для волос. Катаем щётку между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник.
С массажными щетками и коврик «Травка» - берем квадратный фрагмент порогового коврика «Травка» кладем его на колени и обе руки делают на нем движения соответственно тексту (с. 20)
На полянке, на лужайке, \ прыгают пальчики по коврику\
Целый день скакали зайки. И катались по траве. \покатываем ладони от основания к кончикам пальцев \ От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, \допрыгались и легли на коврик\
Но напрыгались, устали, Мимо змеи проползали, \ладони по очереди ползут по коврику \ “С добрым утром» - им сказали. Стала гладить и ласкать \ладони поочередно гладят коврик\
Всех зайчат зайчиха мать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи» Игровой тренинг для родителей и детей
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой мотор...
Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи
Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессо...
Самообразование логопеда "Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи"
Документацияпо самообразованиюучителя-логопедаТема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи»....
Презентация на тему: «Игровой самомассаж кистей рук как средство совершенствования мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня»
Игровой самомассаж — это уникальное средство, которое оказывает комплексное комбинированное воздействие на ребёнка, важным аспектом которого Игровой самомассаж — это уникальное средст...
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи Куликова Елена Михайловнаучитель-логопед МАДОУ №57г. НижнекамскУ детей с проблемами в...
Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики у старших дошкольников»
Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка....
Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи
Мелкая моторика — это комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом процессе принимают участие такие системы как...