КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ
Использование дифференцированных заданий при обучении монологу детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_dlya_logopedov.docx | 48.52 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Главная, коммуникативная, функция связной речи осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе. У детей с СНР процесс овладения ими затруднен в связи с ограниченным словарным запасом и отставанием в усвоении грамматического строя речи [10]. Методические аспекты логопедических воздействий, направленных на развитие связной речи у дошкольников с СНР, подробно освещаются в работах многих авторов, представленных в списке использованной и рекомендуемой литературы.
Данная работа с детьми, посещающими логопедические группы детского сада, осуществляется как на специальных коррекционных занятиях, так и в процессе разнообразной практической деятельности, при проведении игр, в ходе многих режимных моментов. Основными приёмами обучения детей с СНР разным видам монолога можно назвать:
— совместное рассказывание;
— предоставление образца или плана рассказа;
— составление рассказа по частям;
— коллективное составление рассказа;
— моделирование текста и др.
В работе по развитию связной речи учитываются общедидактические принципы обучения и принципы логопедического воздействия. Данные специальной литературы и практический опыт показывают, что при отборе приемов, заданий и материала важно учитывать речевые возможности каждого ребенка с СНР.
Серии предлагаемых заданий подобраны мною в соответствии с изучаемыми на занятиях лексическими темами. Они предназначены для детей 5-6 лет с ОНР. Приемы, используемые учителем-логопедом, могут варьироваться в зависимости от возможностей конкретного ребенка. Например, на занятии по теме «Зима» одним детям предлагается пересказать текст с опорой на сюжетную картинку, а другим — без нее.
Текстовой материал отобран в соответствии со следующими основными требованиями:
— объем текстов увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей;
— описываемые в них эпизоды близки детям по смыслу и содержанию;
— сюжетная линия выстроена в ясной логической последовательности.
Если в тексте встречаются незнакомые детям слова, проводится словарная работа до или после его прочтения.
Задания для развития монологической речи.
Игрушки. Детский сад.
• Составить предложения по картинке, по демонстрируемому действию, используя конструкцию предложения: подлежащее + сказуемое + дополнение.
• Пересказать рассказ Т. Ткаченко «Дети играют» с опорой на сюжетную картинку.
• Описать любимую игрушку с опорой на схему.
• Пересказать рассказ Т. Ткаченко «Про девочку Машу и куклу Наташу» (1).
Овощи.
• Составить предложения по демонстрируемому действию, сюжетной картинке, используя конструкцию предложения: подлежащее + сказуемое + дополнение.
• Пересказать сказку «Репка» с опорой на схематическое изображение персонажей, расположенных на магнитной доске или на фланелеграфе.
• Описать овощи с опорой на схему или без нее.
Фрукты.
• Составить предложения по образцу, добавив слово-признак.
Маша ест яблоко. (Какое?) Маша ест вкусное яблоко.
• Описать фрукты с опорой на схему или без нее.
• Пересказать рассказ «Яблоко», рассказ К. Ушинского «История одной яблоньки».
Сад. Огород. Ягоды.
• Придумать предложения с союзом а по образцу логопеда.
• Составить предложения по картинкам с изображением одного и более действующих лиц, объектов действия.
Девочка собирает ягоды: землянику, ежевику, клубнику, малину. Мальчик и девочка собирают ягоды.
Осень. Деревья осенью.
• Рассказать о деревьях с опорой на схему.
• Описать данное время года с опорой на схему, серию сюжетных картинок «Осень».
• Пересказать рассказ об осени (по выбору).
Перелетные птицы.
• Составить небольшие описательные рассказы о птицах с опорой на схему.
• Пересказать рассказ Л. Ефименковой «Дрозд».
• Пересказать рассказ «Птицы» с опорой на вопросы.
• Нарисовать в тетрадях картинный план и пересказать рассказ К. Ушинского «Ласточка».
Дикие животные.
• Описать животных с опорой на схему или без нее.
• Пересказать рассказ «Белка и зайчик» с опорой на сюжетные картинки или схемы, представленные на фланелеграфе.
• Пересказать сказку «Маша и медведь» с опорой на иллюстрации.
• Пересказать рассказы Н. Сладкова «Как животные готовятся к зиме», «Как медведь сам себя напугал».
• Пересказать рассказ В. Бианки «Хвосты» или принять участие в инсценировке.
Одежда.
• Пересказать рассказ Т. Ткаченко «В раздевалке» с опорой на картинку.
• Составить рассказ о том, как дети одеваются на прогулку.
• Пересказать по памяти рассказ «Кукла Маша».
• Придумать описательные загадки об одежде с опорой на предметные картинки.
Обувь.
• Пересказать рассказ «Как Алеша потерял галошу» с использованием наглядных опор на фланелеграфе.
• Поиграть в игру «Магазин обуви». Узнать по описанию обувь.
Зима.
• Составить рассказ о начале зимы с опорой на схему.
• Пересказать рассказ Л. Ефименковой «Зима».
• Описать данное время года с опорой на схему или без нее.
Зимние забавы.
Пересказать рассказ Т. Ткаченко «Про девочку Машу и куклу Наташу» (2).
• Пересказать рассказ Н. Носова «На горке».
Пересказать рассказ Н. Калининой «Снежный колобок», придумав его продолжение и конец.
• Составить простые и сложные предложения, а затем рассказ по фрагментам или основному содержанию сюжетной картины «Зимние забавы».
Зимующие птицы.
• Пересказать рассказы «Помощь птицам», «Птица» с опорой на план (в форме вопросов), предложенный логопедом.
• Пересказать рассказ «Кормушка».
• Описать любую птичку, прилетевшую к кормушке, с опорой на схему или без нее.
• Составить рассказ по серии картинок «Синичка».
Новогодний праздник.
• Пересказать рассказ Т. Ткаченко «Незнайкин подарок» с опорой на сюжетную картинку.
• Придумать небольшие рассказы из личного опыта на тему «Как я готовлюсь к встрече Нового года» (по плану логопеда).
• Составить рассказ по сюжетной картинке «Дети вокруг елки».
Домашние животные (млекопитающие).
• Описать четвероногого друга с опорой на схему и без нее.
• Пересказать рассказ «Пушок».
• Пересказать рассказ Е. Чарушина «Собака».
Домашние птицы.
• Инсценировать рассказ В. Сутеева «Утенок и цыпленок».
• Пересказать рассказ Т. Ткаченко «Попугай Петруша».
• Пересказать сказку «Курочка Ряба» с опорой на картинки или схемы, помещенные на фланелеграфе.
• Зарисовать картинный план к рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок» и пересказать этот рассказ.
• Пересказать рассказ К. Ушинского «Петушок с семьей».
Посуда.
• Пересказать рассказ Н. Калининой «Помощники» с опорой на картинки или схемы, представленные на фланелеграфе.
• Инсценировать сказку «Лиса и журавль».
• Пересказать рассказ «Мама и Таня» с опорой на схематическое изображение.
Продукты питания.
• Составить рассказ из личного опыта «Как мама (папа) варит суп (кашу), жарит котлеты» и т.д.
• Пересказать рассказ Т. Ткаченко «Это я виноват»
Пересказать рассказ Л. Толстого «Три калача и одна баранка». Дать собственную оценку произошедшему.
Дом и его части.
• Составить рассказ на тему «В каком доме я живу».
• Инсценировать сказку «Лиса и заяц».
• Зарисовывать картинный план к рассказу в тетрадях и пересказать рассказ «Наш дом» (по выбору).
День защитника Отечества.
• Составить рассказ из личного опыта «Как мы готовимся поздравить папу, дедушку».
• Ответить на вопросы по рассказам А. Барто «На заставе», А. Митяева «Мешок овсянки», «Почему армия родная?».
Мебель.
• Зарисовать и описать свою комнату по схеме (плану).
• Описать предметы мебели и бытовые приборы в квартире.
• Рассказать о мебели в квартире с опорой на схему и вопросы логопеда.
Ранняя весна.
• Составить рассказ по сюжетной картинке «Приход весны».
• Рассказать о весне с опорой на схему.
Мамин праздник.
• Составить рассказ по серии картинок «Мы для милой мамочки...».
• Составить рассказ по теме «Какой подарок я готовлю маме».
• Составить рассказ, используя коллективный план «Как мы поздравим мам, бабушек, сестер, девочек группы».
Семья.
• Пересказать рассказы Т. Ткаченко «Вечер», «Два брата» с опорой на серию сюжетных картин.
• Пересказать рассказ Т. Ткаченко «Семья». Придумать по аналогии рассказ о своей семье.
Профессии. Инструменты.
• Придумать мини-рассказы о роде деятельности людей с опорой на картинки.
• Составить рассказ с элементами творчества «Кем я хочу быть?».
Город. Улица. Дома.
• Составить рассказ по плану (схеме, вопросному плану) о родном городе (собственном доме, квартире).
• Рассказать об улице города с опорой на сюжетные картинки.
Транспорт.
• Описать разные машины с опорой на схему или картинный план.
Пересказать рассказ К. Нефедовой «Как выглядит троллейбус?» и придумать его продолжение и окончание.
• Пересказать рассказ «Транспорт» по вопросам.
• Нарисовать рисунки и придумать рассказ «Путешествие на...».
Лес. Деревья. Кустарники.
• Придумать загадки-описания о деревьях и кустарниках.
• Пересказать рассказ Л. Ефименковой «Добрая береза» с опорой на картинный план.
• Пересказать рассказ «Березка».
Растения луга и сада (травы, цветы).
• Придумать загадки-описания о цветах и травах.
• Выучить стихи о цветах.
• Составить рассказ по серии сюжетных картинок «Подсолнух».
• Ответить на вопросы по рассказу «Почему ландыш белый».
• Пересказать рассказ «На лугу».
Насекомые.
• Составить рассказ по серии картинок «О муравье».
• Зарисовать в тетради картинный план и пересказать рассказ «Интересный жучок».
• Описать и сравнить насекомых.
• Пересказать рассказ «Пчелки на разведках». Нарисовать рисунки к тексту.
Весна. Изменения в природе.
• Рассказать о весне с опорой на цветовые обозначения.
• Солнце — желтый цвет, трава — зеленый, земля — коричневый и т.д.
• Составить рассказ по сюжетной картинке «Лодочка».
• Пересказать рассказ «Как Саша первый раз увидел самолет».
• Составить рассказ по сюжетной картине о весне (по фрагментам и целостному изображению).
Тексты для пересказа.
Игрушки. Детский сад
Дети играют.
Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу. Миша катал машинку. Катя причесывала куклу. Дети играли.
Т. Ткаченко
Про девочку Машу и куклу Наташу (1)
Девочка Маша сидела на скамейке и читала книжку. Кукла Наташа была рядом. Мимо проходил шалун Миша. У Миши в руках был воздушный шар. Миша захотел посмеяться над Машей. Миша привязал шарик к кукле, и кукла поднялась в воздух. Миша засмеялся, а Машенька расстроилась. Любимая кукла Наташа поднималась все выше и выше. Вдруг воробей заметил шарик и подлетел к нему. Воробей схватил шарик за ниточку и принес девочке Маше.
Т. Ткаченко
Фрукты.
Яблоко.
Это яблоко. Оно круглое, желтое, с красным бочком. Яблоко сочное, сладкое и вкусное. Яблоко душистое. Всем полезны спелые яблоки,
История одной яблоньки.
Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с нее кислое яблоко, Птицы склевали яблоко и зернышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось.
Зиму пролежало зернышко под снегом, а весной зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выпустило два первых листика. Между листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки вышли зеленые листики.
По К. Ушинскому
Осень. Деревья осенью.
Осень.
Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий осенний дождь. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.
Осень.
Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.
Осень.
Осенью небо хмурое, серое, облачное. Солнышко редко показывается. Дуют ветры. Часто идут дожди. Вянет и желтеет трава. Деревья и кусты теряют листву. Отцветают астры, ноготки, георгины. В лесу много грибов. На болоте созрела клюква.
По Л. Ефименковой
Перелетные птицы.
Дрозд.
Кот Васька заметил на сосне гнездо дрозда. Быстро влез Васька на дерево. Но дрозд увидел злодея. Он клюнул кота в лоб. Кот фыркнул и спрыгнул на землю.
По Л. Ефименковой
Птицы.
Наступила осень. Многие птицы улетают на юг. Они летят целыми стаями, На юге целые дни светит яркое солнце. На лугах цветут цветы. Когда наступит весна, перелетные птицы снова вернутся в родные края.
Ласточка.
Ласточка покоя не знала; день-деньской летала, соломку таскала, глинкой лепила, гнездышко вила. Свила себе гнездышко, яички снесла. Сидит на них, деток поджидает. Высидела птенцов, они пищат, кушать хотят. Ласточка день-деньской летает, покоя не знает — ловит мошек, кормит своих крошек. Придет время — детки оперятся, все врозь разлетятся: за синие моря, за темные леса, за высокие горы. Ласточка-касаточка не знает покоя: день-деньской все рыщет — малых деток ищет.
По К. Ушинскому
Дикие животные.
Белка и зайчик.
Под елкой зайчик сидит. (На магнитной доске или фланелеграфе помещает изображение елки, а под ней — фигурку зайчика.) Сверху на него белка глядит. (Прикрепляет фигурку белки на елке.) Белка зайке шишку бросает. «Я шишки не ем», — зайчик ей отвечает.
Как животные готовятся к зиме.
Поздняя осень. Улетели птицы на юг. Тихо стало в лесу. Скоро наступит зима. Медведь ложится в берлогу и засыпает. Засыпает в норе в сухих листьях еж. Ящерицы, ужи, червяки, жуки на всю зиму прячутся в мох, под камни, под корни деревьев. Рыбы опускаются на дно речки и там зимуют. Не боится мороза и снега заяц. Он скачет по лесу и снежным полям. Ищет еду. Рыщет по дорогам голодный волк. А хитрая лиса часто забегает в деревню в курятник.
По Н. Сладкову
Как медведь сам себя напугал.
Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на елке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпугнул. Те крик подняли на весь лес, Услышали лоси — пошли по лесу кусты ломать. Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает. Рявкнул медведь и дал стрекача. Знать бы ему, что позади — заяц топал, а белка ему шишкой в лоб угодила. Так медведь сам себя напугал!
По Н. Сладкову
Одежда.
В раздевалке.
Маша и Витя вошли в раздевалку. Витя открыл шкафчик и достал комбинезон. Витя надел комбинезон и застегнул молнию. Маша открыла шкафчик и достала ботинки. Маша зашнуровала ботинки. Дети собирались на прогулку.
Т. Ткаченко
Кукла Маша.
Это большая красивая кукла. У нее длинные светлые волосы, голубые глаза, темные ресницы и брови. Одета Маша в красное шелковое платье с короткими рукавами, на воротничке платья вышиты цветочки. На ногах у Маши белые носочки и розовые туфельки.
Обувь.
Как Алеша потерял галошу.
У Алеши во дворе пропала галоша. (Логопед на магнитную доску или фланелеграф помещает фигурку мальчика, на одной ноге у него нет галоши.) Он ее не нашел. Бабушка галошу искала, искала — не нашла. (Выставляет фигурку бабушки.) Мама искала — не нашла. (Добавляет на доску фигурку мамы.) А вот солнышко взошло, (выставляет солнышко) лужу высушило и галошу нашло. (Наклеивает на ногу мальчика галошу.)
Зима.
Летят снежные пушинки.
Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю. Слой за слоем ложится снег. Идет зима, растут сугробы, и снег становится плотным.
Зима.
Зимой небо хмурое. Оно затянуто тучами. Солнце прячется за облаками. Оно холодное и совсем не греет. Часто метет метель. Деревья и кусты засыпаны снегом. Кругом огромные сугробы.
По Л. Ефименковой
Зимние забавы.
Снежная баба.
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Сложили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.
Про девочку Машу и куклу Наташу. (2)
Это было зимой. Девочка Маша вышла во двор. С ней была ее любимая кукла Наташа. Маша захотела покачаться на качелях. Она посадила куклу на одну сторону качелей, а сама села на другую. Кукла Наташа была очень легкой, и Маша не смогла качаться на качелях. Маша слезла с качелей, скатала комки из снега и слепила снеговика. Маша посадила снеговика рядом с куклой Наташей. Теперь можно было качаться на качелях.
Т. Ткаченко
На горке.
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили ее водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошел на горку. Чирк коньками по льду, а подняться не может, Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку, Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал посыпать горку снегом, а ребята снова полили ее водой. Котька выровнял ее и ступеньки сделал.
По Н. Носову
Снежный колобок.
Дети гуляли во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки — сделал глаза, нашел палочки — сделал нос и рот. Дети погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на улице оставлять, взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубку в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, легли после обеда спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана — кап, кап, кап — вода капает.
Поглядел Алеша в карман — там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. Смотрит Алеша на всех, спрашивает: «Где мой колобок?»
А колобок где? Как вы думаете?
По Н. Калининой
Зимующие птицы.
Помощь птицам.
На дворе много снега. Зимой сильный мороз. Вера и Катя очень любят птиц. Они насыпали крошки хлеба у крыльца. Вот сел воробей, а рядом села ворона.
Птица.
Наступила суровая зима. С ветки на землю упал темный ком. Это была птица. Она замерзла. Витя взял ее домой. Птица ожила. Он выпустил ее на волю.
Кормушка.
Наступила холодная зима. Голодно птицам в саду, Дети попросили дедушку сделать кормушку для птиц, Принесли дощечки, молоток, гвозди. Когда кормушка была готова, дети повесили ее на березе и насыпали корм: крупу, семечки, хлебные крошки. Дети спрятались за другое дерево и стали наблюдать. Сначала на кормушку прилетели воробьи, потом синицы. Птицы быстро клевали корм.
Новогодний праздник.
Незнайкин подарок.
Это было зимой. Приближался праздник Новый год. Все дарили друг другу подарки. Незнайка тоже решил подарить Дюймовочке подарок. Незнайка вышел на улицу. С неба падали крупные красивые снежинки. Незнайка снял шляпу и долго-долго стоял на морозе. Незнайка набрал в шляпу много красивых снежинок. Он понес их Дюймовочке домой. Дюймовочка стояла около елки и ждала подарка от Незнайки. Радостный Незнайка перевернул шляпу. Но вместо снежинок из шляпы полилась вода. Забыл Незнайка, что снежинки в комнате тают.
Т. Ткаченко
Домашние животные (млекопитающие).
Пушок.
У Веры жил кот Пушок. Кот был белый и пушистый. Лапки и хвост серые. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто гуляла с котом во дворе.
Собака.
У Шарика шуба густая, теплая — он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки — просто собачья будка, а там соломка постелена, и ему не холодно. Шарик лает, злых людей да воров во двор не пускает. За это все его любят да сытно кормят.
По Е. Чарушину
Домашние птицы.
Утенок и цыпленок.
Вылупился из яйца утенок.
— Я вылупился, — сказал он.
— Я тоже, — сказал цыпленок.
— Я иду гулять, — сказал утенок.
— Я тоже, — сказал цыпленок.
— Я рою ямку, — сказал утенок.
— Я тоже, — сказал цыпленок.
— Я нашел червяка, — сказал утенок.
— Я тоже, — сказал цыпленок.
— Я поймал бабочку, — сказал утенок.
— Я тоже, — сказал цыпленок.
— Я хочу купаться, — сказал утенок.
— Я тоже, — сказал цыпленок.
— Я плаваю, — сказал утенок.
— Я тоже! — крикнул цыпленок, — Спасите!!!
Вытащил утенок цыпленка.
— Я иду купаться,— сказал утенок.
— А я нет, — сказал цыпленок.
По В. Сутееву
Попугай Петруша.
Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла она в комнату и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу лежит несколько перышек. Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша хороший, Петруша хороший!» Подняла Маша голову, а это ее любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!
Т. Ткаченко
Петушок с семьей.
Ходит по двору петушок; на голове у него красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Курочки-хохлатушки! Курочки-хозяюшки! Пестренькие — рябенькие! Черненькие — беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышки припас!»
По К. Ушинскому
Посуда.
Помощники.
Саша и Алеша помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили.
По Н. Калининой
Мама и Таня.
Мама шила, а Таня играла. Мама сказала:
— Скоро обед. Таня, собирай на стол,
Таня ответила:
— Сейчас, мама. Мама сказала:
— Поставь на стол тарелки, Таня поставила на стол тарелки.
Мама сказала:
— Положи еще не стол ложки, вилки, ножи.
Мама спросила:
— А где солонка? Поставь на стол солонку.
Таня поставила на стол солонку.
Тогда мама сказала:
— Ты хорошая помощница, Таня!
Продукты питания.
Это я виноват.
Маша и Паша играли в комнате. Бабушка готовила обед на кухне. Маша захотела варенье и полезла в шкаф за банкой. Паша говорит сестре: «Не надо, Маша! Подожди бабушку!» Но Маша не послушалась. Она встала на стул, взяла банку и не удержала ее. Банка выскользнула из Машиных рук и с грохотом разбилась. На шум пришла бабушка и молча встала в дверях. Паша шагнул вперед и громко сказал: «Бабушка, это я виноват! Меня ругай!»
Т. Ткаченко
Три калача и одна баранка.
Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел, — ему все еще хотелось есть. Он купил другой калач и съел, — ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, — ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.
Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Зачем я съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку».
По Л. Толстому
Дом и его части.
Наш дом.
У нас есть дом. Он построен из красного кирпича. Наш дом одноэтажный. В доме три окна. Есть труба и крыльцо.
Наш дом.
Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и березы. Вокруг дома жильцы посадили много цветов, Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.
Семья.
Вечер.
Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с маленьким Ванечкой. Наташа делает уроки в своей комнате. А кот играет с ленточкой.
Т. Ткаченко
Два брата.
Жили-были два брата — Андрюша и Кирюша. Однажды Кирюша заболел, и его положили в больницу. Остался Андрюша один. Сел он к телевизору, посмотрел — скучно. Достал маленькие машинки — неинтересно. Полистал комиксы — не смешно. Стал робота собирать — не получается. Сел Андрюша и загрустил. Оказывается, брат Кирюша нужнее всех игрушек на свете!
Т. Ткаченко
Семья.
На улице холодно. Валя гуляет с куклой. У Вали шуба, шапка, шарф. На ногах — сапоги, на руках — варежки. А кукла без пальто, без шапки, без шарфа. Кукле холодно, кукла заболела. Валя лечила куклу, а потом сшила ей одежду.
Т. Ткаченко
Транспорт.
Как выглядит троллейбус?
Одна маленькая девочка увидела незнакомый ей транспорт и сказала своей подруге: «Гляди, какой смешной автобус — с усиками, как у бабочки!» Ее подруга, такая же маленькая девочка, сказала: «Это вовсе не усики, а рога, ими он за провода
держится!»
По К. Нефедовой
Транспорт.
Лена с мамой вошли в метро. Они купили в кассе карточку. Лена и мама опустили в автомат карточку и прошли мимо контролера. Эскалатор повез их вниз. Они вышли на платформу, Подошел поезд. Двери электропоезда сами открылись, Лена с мамой вошли в вагон. Диктор объявил: «Осторожно. Двери закрываются. Следующая станция "Новогиреево"». Поезд тронулся... Что было дальше?
Лес. Деревья. Кустарники.
Добрая береза.
Стоит на лесной опушке береза. Дятел пробил в коре березы дырочку, Он напился березового сока и улетел. Побежал ручеек по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю. Прилетели птицы. Закружились вокруг березы бабочки. Пришли и рыжие муравьи. Всех угостила вкусным соком добрая береза.
По Л. Ефименковой
Березка.
Возле нашего дома растет березка. Ствол у нее стройный, кора на нем гладкая, белая, с черными пятнами. Веточки тонкие, гибкие, опущены вниз. Листочки у березы круглые с зубчиками по краям, блестящие и клейкие. Березку называют стройной, белоствольной, кудрявой красавицей.
Насекомые.
Интересный жучок.
По листку полз интересный жучок. Он был маленький и круглый, как горошина. Головка у жучка крохотная, черненькая, из нее торчат два длинных усика, похожие на щеточки. Спинка покрыта жестким панцирем. Он оранжевый, в черных пятнышках, а посередине узенькая черненькая полосочка. Раздвинулся панцирь, и из-под него показались прозрачные крылышки. Расправил жучок крылышки и улетел. Это была божья коровка.
Пчелки на разведках.
Настала весна. Солнце согнало снег с полей. В прошлогодней пожелтевшей травке проглядывали свежие ярко-зеленые стебельки. Почки на деревьях раскрылись и выпустили молоденькие листочки.
Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна. Прочистила глазки своими мохнатыми лапками, разбудила подруг. Выглянули они в окошечко — разведать: ушел ли снег и лед, и холодный северный ветер.
По К. Ушинскому
Весна.
Как Саша первый раз увидел самолет.
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.
Весна.
Вот и весна. Солнышко рушит снежные горы. Шумит быстрый ручей. С крыши звонко падает капель. Лопнули душистые клейкие почки. Алеша и Сережа ждут прилета птиц. Они смастерили для птиц скворечники. Мальчики идут в парк.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Воробьёва В.К. особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. М., 1975.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2004.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1998.
- Козырева О.А., Кутакова К.А, Читай! Размышляй! Пиши!: Карточки-задания по русскому языку, чтению и развитию речи: 1 класс. М.,2005.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. М., 2003.
- Нефёдова К.П. Посуда и столовые принадлежности. Какие они? М., 2004.
- Нефёдова К.П. Транспорт. Какой он? М., 2004
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Альбом дошкольника. М., 2005. (Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно».)
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дифференцированных заданий при обучении монологу детей страшего дошкольного возраста.
Использование дифференцированных заданий при обучении монологу детей страшего дошкольного возраста....
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)
В работе представлен материал для логопедического обследования детей с ОНР, приемы и методы коррекционной работы и результаты после коррекционной работы. Данный материал может быть использован в...
Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...
"Лэпбук в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Лэпбук - является одним из видов совместной деятельности взрослых и детей. Технология обучения, которая направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка, где буче...
Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".
Грамота-довольно сложный предмет для дошкольников.На помощь приходят игровые технологии....
Методика обследования уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методика обследования сформированности предпосылок к обучению грамоте....