Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Герасева Галина Геннадьевна

Уважаемые коллеги, хочется с Вами поделиться играми с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 31 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

196601 Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе д. 5А

«Игры с мячом, направленные на формирование правильного

звукопроизношения и развития фонематических процессов»

                                                                                 Выполнила  воспитатель

                                                                                             высшей категории

                                                                                             Герасева Г.Г.

Игры с мячом, направленные на формирование

правильного звукопроизношения и развития

фонематических процессов.

Уважаемые коллеги, хочется с Вами поделиться играми с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов.

В работе использую материал логопедических игр с мячом Т.А. Воробьёвой и О.И. Крупенчук. Вначале знакомим детей с гласными звуками. Предлагаю им много игр и упражнений, т.к. гласные звуки являются фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей.

Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а, следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте.  Хочется отметить, что использование мяча в играх с детьми логопедической группы, может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.

Вот несколько игр, в которых дети тренируются в чётком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда.

  1. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепления знания гласных звуков.

Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук:

А – У – О – У – А – А – О – У.

  1. «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развить фонематическое восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э».

А – Э – У – Ы – Э – А – У – О – А – Э – Ы – Э

  1. «Стучалочка»

                  Звуки я сказать хочу

                  И по мячику стучу.

Цель: тренировка чёткого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Ход игры: Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:

                             А                                     Э                               О                                   У

                             АА                                   ЭЭ                             ОО                                УУ

                             ААА                                 ЭЭЭ                           ООО                             УУУ

Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется следующим набором игр. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность подкатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением:

  1. «Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрпление произношения гласных звуков.

Вариант 1:  Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребёнок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный:

А – А – А – А – А – А

Вариант 2:  Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданые гласные звуки и катая мяч.

Взрослый обращает внимание на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

  1. «Тихо – громко»

    Мы катались по горам,

    Пели здесь и пели там.

Цель:  Закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематическог восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование:  Малые мячи.

Ход игры:  Дети пропевают заданный звук, изменяя силу голоса в соответствии с движением мяча в руках взрослого. Сила голоса соизмеряется с направлением движения мяча. По мере движения мяча вверх («на горку») сила голоса увеличивается, вниз («под горку») –уменьшается.При горизонтальном движении мяча («мяч катится по дорожке») сила голоса не изменяется.

В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг-другу.

К.С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные- это река, а согласные- берега, и без них наша речь- болото.

В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «берега». Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В следующей  игре , ребята подбирают слова на заданный звук, чётко произносят эти слова.

                                                      6. «Мяч передавай – слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Оборудование: Большие мячи, диаметром 25-30 см.

Ход игры: Играющие выстраиваются в колонну. Ведущий называет звук. Игрок, стоящий первым, называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и прередаёт мяч дальше.

Очень любят ребята игру, которая требует внимания, хорошего уровня фонематических представлений, умение выделить звук вначале и конце слова.

7. «Звуковая цепочка»

                  Свяжем мы из слов цепочку.

                  Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры: Взрослый называет первое слово  и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечый звук предыдущего слова- это начальный звук следующего слова.

Например: весна – автобус – слон – нос – сова.

Весело проходит следующая игра, т.к. на все вопросы вопросы взрослого, ребёнок может давать ответы, начинающиеся с одного и того же определённого звука.

8.  «Сто вопросов – сто ответов» с буквы А (И, В) и только с этой.

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и задаёт ему вопрос. Возращая мяч, ребёнок должен ответит на ворпрос так, что бы все слова ответа начинались с заданного звука.

Например:

- Как тебя зовут?

- Ира (Иван).

- А Фамилия?

- Иванова.

- Откуда ты приехала?

- Из Иркутска.

- Что там растёт?

- Инжир

-Какие птицы там водятся?

- Иволги.

- Какой подарок ты повезёшь родным?

- Ир иски и Игрушки.

В занятие по дифференциаии звуков, целесообразно включить следующую игру.

9.  «Слог да слог – и будет слово, мы в игру играем снова»

Вариант 1

Цель: Закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры: Взрослый говорит детям: «Я произнесу первую часть слова»: СА, а вторую « Ни»

Затем взрослый поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят мяч и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол.

Вариант 2

Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры: Взрослый бросает ребёнку мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо»,  «сы» или «ши». Ребёнок заканчивает слово.

                                                  Взрослый:                                          Дети: 

                                                       ша-                                                  шары

                                                       са-                                                   санки

                                                       шо-                                                  шорох

                                                       со                                                     сокол

                                                       шу-                                                   шуба

                                                       су-                                                    сурок

                                                       ши-                                                  шины

                                                       сы -                                                  сырок

Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.)

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением

слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры.

Вот игры на усвоение слоговой структуры слова, где ребята закрепляют умения делить слова на слоги.  

10.  «Мяч поймаем - раз!

И два – мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, взрослый произносит слова, а дети, возвращая мяч их повторяют.

Например: тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец.

Затем взрослый «запутывает» слова, переставляя слоги. А дети должны их «распутать».

Взрослый               Дети

                                                                           релтака              тарелка

                                                                           щепера              пещера

                                                                           накомта             комната

                                                                           супода                посуда  

                                                                           тривина              витрина    

                                                                           локодец              колодец

11.  «Встречу слово на дороге- разобью его на слоги»

Цель: Тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры: Взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двухсложные и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно произносить детям произносить слова со слогами, одновременно отбивая слоги мячом.

12. «Слово это изменяй, изменяя –удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимание, быстроты мышления.

Ход игры: Взрослый бросает мяч детям, произносит при этом односложное слово:

сад, куст, нос, нож, стол. Ребёнок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет

слово так, чтобы оно стало двусложным (нос-носы) или трёхсложным (дом-домики). Затем определяет количество слогов.

В этих играх дети используют не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. Есть набор мячей из ткани, красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем- четыре согласные. Игры с таким мячом очень разнообразны. Так, например, в игре «Встречу слово на дороге- разобью его на слоги» ребёнок называет гласный звук или слово, начинающейся на гласный звук (если взрослый бросает ему красный мяч и согласный ( если мяч синего цвета).

13  «Встречу слово на дороге- разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры: Взрослый бросает мяч детям, называет односложные, двусложные, и трёхсложные слова.

Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произносить слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так в следующей игре дети по заданию взрослого воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывают из мячиков.

14  «Звучащие игрушки»

Целт: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогослияния.

Оборудование:  красные и синие мячи из ткани с вышитыми на них букввми, обозначащими гласные и согласные звуки.

Ход игры: Взрослый вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить».

Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопку и наши игрушки заговорят» ( поочерёдно прикасается к детям).

Навострите Ваши ушки:

Звуки скажут Вам игрушки.

«Дети –игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети воспроизводят получившийся слог.

Дети определяют какой звук они услышали первым, какой- вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

 

И ещё одна игра, где дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.

15  «Мяч поймай- слово составляй»

Мы поймали три мяча-

Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трёхзвуковых слов и их анализ.

Оборудование:  мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными буквами.

Ход игры:  взрослый бросает каждому ребёнку мяч, называя звуки задуманного слова:

М  - А – К,   Д – О – М,   К – О – Т

Дети находят на своём мяче букву, соответствующую названому звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

Представленные игры из книги Т.А. Воробьёвой и О.И. Крупенчук «Логопедические игры с мячом», удобны тем, что не требуют сложного оборудования, длительной подготовки, больших временных затрат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезо...

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Материал составлен на основе книги "Мяч и речь" Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Здесь представлены игры с мячом для ознакомления дошкольников с гласными звуками....

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Работа по звуковой культуре речи начинается со знакомства детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на...

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ        Гласные звуки являются тем фундаментом, на к...

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагаетс...

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся...