Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Уважаемые коллеги, хочется с Вами поделиться играми с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_myachom.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 31 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
196601 Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе д. 5А
«Игры с мячом, направленные на формирование правильного
звукопроизношения и развития фонематических процессов»
Выполнила воспитатель
высшей категории
Герасева Г.Г.
Игры с мячом, направленные на формирование
правильного звукопроизношения и развития
фонематических процессов.
Уважаемые коллеги, хочется с Вами поделиться играми с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов.
В работе использую материал логопедических игр с мячом Т.А. Воробьёвой и О.И. Крупенчук. Вначале знакомим детей с гласными звуками. Предлагаю им много игр и упражнений, т.к. гласные звуки являются фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей.
Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а, следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Хочется отметить, что использование мяча в играх с детьми логопедической группы, может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
Вот несколько игр, в которых дети тренируются в чётком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда.
- «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепления знания гласных звуков.
Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук:
А – У – О – У – А – А – О – У.
- «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развить фонематическое восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э».
А – Э – У – Ы – Э – А – У – О – А – Э – Ы – Э
- «Стучалочка»
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу.
Цель: тренировка чёткого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.
Ход игры: Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:
А Э О У
АА ЭЭ ОО УУ
ААА ЭЭЭ ООО УУУ
Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепляется следующим набором игр. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность подкатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением:
- «Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрпление произношения гласных звуков.
Вариант 1: Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребёнок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный:
А – А – А – А – А – А
Вариант 2: Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданые гласные звуки и катая мяч.
Взрослый обращает внимание на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
- «Тихо – громко»
Мы катались по горам,
Пели здесь и пели там.
Цель: Закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематическог восприятия, работа над силой голоса.
Оборудование: Малые мячи.
Ход игры: Дети пропевают заданный звук, изменяя силу голоса в соответствии с движением мяча в руках взрослого. Сила голоса соизмеряется с направлением движения мяча. По мере движения мяча вверх («на горку») сила голоса увеличивается, вниз («под горку») –уменьшается.При горизонтальном движении мяча («мяч катится по дорожке») сила голоса не изменяется.
В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг-другу.
К.С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил, что гласные- это река, а согласные- берега, и без них наша речь- болото.
В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «берега». Закрепление правильного произношения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.
В следующей игре , ребята подбирают слова на заданный звук, чётко произносят эти слова.
6. «Мяч передавай – слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Оборудование: Большие мячи, диаметром 25-30 см.
Ход игры: Играющие выстраиваются в колонну. Ведущий называет звук. Игрок, стоящий первым, называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).
Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и прередаёт мяч дальше.
Очень любят ребята игру, которая требует внимания, хорошего уровня фонематических представлений, умение выделить звук вначале и конце слова.
7. «Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку.
Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры: Взрослый называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечый звук предыдущего слова- это начальный звук следующего слова.
Например: весна – автобус – слон – нос – сова.
Весело проходит следующая игра, т.к. на все вопросы вопросы взрослого, ребёнок может давать ответы, начинающиеся с одного и того же определённого звука.
8. «Сто вопросов – сто ответов» с буквы А (И, В) и только с этой.
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и задаёт ему вопрос. Возращая мяч, ребёнок должен ответит на ворпрос так, что бы все слова ответа начинались с заданного звука.
Например:
- Как тебя зовут?
- Ира (Иван).
- А Фамилия?
- Иванова.
- Откуда ты приехала?
- Из Иркутска.
- Что там растёт?
- Инжир
-Какие птицы там водятся?
- Иволги.
- Какой подарок ты повезёшь родным?
- Ир иски и Игрушки.
В занятие по дифференциаии звуков, целесообразно включить следующую игру.
9. «Слог да слог – и будет слово, мы в игру играем снова»
Вариант 1
Цель: Закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры: Взрослый говорит детям: «Я произнесу первую часть слова»: СА, а вторую « Ни»
Затем взрослый поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят мяч и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол.
Вариант 2
Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры: Взрослый бросает ребёнку мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребёнок заканчивает слово.
Взрослый: Дети:
ша- шары
са- санки
шо- шорох
со сокол
шу- шуба
су- сурок
ши- шины
сы - сырок
Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с-ш, ш-ж, р-л, з-ж и др.)
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать трудности с делением
слова на слоги, усвоением слов сложной слоговой структуры.
Вот игры на усвоение слоговой структуры слова, где ребята закрепляют умения делить слова на слоги.
10. «Мяч поймаем - раз!
И два – мы распутаем слова!»
Ход игры: Бросая мяч детям, взрослый произносит слова, а дети, возвращая мяч их повторяют.
Например: тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец.
Затем взрослый «запутывает» слова, переставляя слоги. А дети должны их «распутать».
Взрослый Дети
релтака тарелка
щепера пещера
накомта комната
супода посуда
тривина витрина
локодец колодец
11. «Встречу слово на дороге- разобью его на слоги»
Цель: Тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры: Взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двухсложные и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно произносить детям произносить слова со слогами, одновременно отбивая слоги мячом.
12. «Слово это изменяй, изменяя –удлиняй»
Цель: расширение словарного запаса, развитие внимание, быстроты мышления.
Ход игры: Взрослый бросает мяч детям, произносит при этом односложное слово:
сад, куст, нос, нож, стол. Ребёнок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет
слово так, чтобы оно стало двусложным (нос-носы) или трёхсложным (дом-домики). Затем определяет количество слогов.
В этих играх дети используют не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. Есть набор мячей из ткани, красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вышиты четыре гласные буквы, на синем- четыре согласные. Игры с таким мячом очень разнообразны. Так, например, в игре «Встречу слово на дороге- разобью его на слоги» ребёнок называет гласный звук или слово, начинающейся на гласный звук (если взрослый бросает ему красный мяч и согласный ( если мяч синего цвета).
13 «Встречу слово на дороге- разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры: Взрослый бросает мяч детям, называет односложные, двусложные, и трёхсложные слова.
Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произносить слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
Разноцветные мячи используются также для анализа и синтеза слогов и слов. Так в следующей игре дети по заданию взрослого воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывают из мячиков.
14 «Звучащие игрушки»
Целт: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогослияния.
Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на них букввми, обозначащими гласные и согласные звуки.
Ход игры: Взрослый вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить».
Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопку и наши игрушки заговорят» ( поочерёдно прикасается к детям).
Навострите Ваши ушки:
Звуки скажут Вам игрушки.
«Дети –игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети воспроизводят получившийся слог.
Дети определяют какой звук они услышали первым, какой- вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.
И ещё одна игра, где дети составляют из мячей слова, читают, анализируют их.
15 «Мяч поймай- слово составляй»
Мы поймали три мяча-
Слово скажем мы сейчас.
Цель: составление трёхзвуковых слов и их анализ.
Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными буквами.
Ход игры: взрослый бросает каждому ребёнку мяч, называя звуки задуманного слова:
М - А – К, Д – О – М, К – О – Т
Дети находят на своём мяче букву, соответствующую названому звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.
Представленные игры из книги Т.А. Воробьёвой и О.И. Крупенчук «Логопедические игры с мячом», удобны тем, что не требуют сложного оборудования, длительной подготовки, больших временных затрат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезо...
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Материал составлен на основе книги "Мяч и речь" Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Здесь представлены игры с мячом для ознакомления дошкольников с гласными звуками....
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Работа по звуковой культуре речи начинается со знакомства детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на...
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Методика применения подвижных игр с мячом в работе учителя -логопеда...
ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Гласные звуки являются тем фундаментом, на к...
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагаетс...
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся...