Консультация для воспитателей "Игры с мячом, используемые на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов"
консультация на тему
Консультация для воспитателей "Игры с мячом, используемые на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей: «Игры с мячом, используемые на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов»
Игра в мяч положительно влияет на развитие общей моторики, поднимает ребенку настроение и главное помогает решать коррекционные задачи по исправлению речи.
В осенне-весенний период, когда дети больше проводят времени на прогулке их очень сложно «собрать» и настроить на логопедическую деятельность. Задача логопеда привлечь ребенка к взаимодействию с ним.
Эти игры универсальны, они подходят для разного количества участников, их можно использовать как на природе в компании детей своих друзей, так и в обычном детском саду.
Для подвижных летних игр не понадобится серьезный спортивный инвентарь, очень часто достаточно небольшого мяча (мячей).
Подвижные игры очень рано входят в жизнь дошкольника. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре.
Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности.
Подвижные игры несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку.
В активном движении, ребенок, как правило, «сбрасывает» все негативное, накопленное им за определенный период. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений, развивая в них рефлексию и волю.
Подвижные игры способствуют развитию и внимания, и воображения, мышления и развития речи. Особенно это касается спортивных игр, когда дети играют все вместе. В этом случае игры влияют на формирование качеств личности, поскольку ребенок учится считаться с мнением других, работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Это очень важно для его жизни в социуме, поскольку ему придется все это делать и там, во взрослой жизни.
Таким образом, спецификой подвижных игр, направленных на развитие речи является то, что их использование не только развивает общую моторику, но и активизирует детей. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях.
Играть можно и с одним ребенком или двумя, но игры с группой детей более конструктивны и результативны. Соответственно мы говорим о таких видах игр, как коллективные, парные и индивидуальные. Первенствуют здесь коллективные игры.
Они могут быть разнообразны, но их все объединяет активность и соревновательность детей. Это разного рода эстафеты, активные двигательные игры и пр.
Индивидуальные игры строятся на интересе ребенка и умелой организации взрослого. Ребенку скучно играть одному, поэтому для взрослого нелишне поиграть с ним. К примеру, попрыгать на скакалке, «повисеть» на турнике. И ребенку приятно, и взрослому полезно.
Как правило, содержание подвижной игры составляют ее сюжет, правила и двигательные действия.
Используя специальные игры можно решить несколько задач:
-Эмоционально положительный настрой.
-Преодоление речевого дефекта.
-Закрепление и отработка полученного звукового навыка.
-Формирование фонетических процессов, в дальнейшем которые способствуют чистому звукопроизношению.
-Подвижная игра
-Регулируют силу и точность движения, активизируют внимание.
-Игры с мячом положительно влияют на гиперактивность детей.
Примерный перечень игр, которые можно использовать на прогулке с детьми.
Игра: «Повтори звук»
Цель: развитие фонетических процессов, закрепление знаний гласных звуков.
Ход игры: называется цепочка из гласных звуков, если дети услышат звук «А», нужно стукнуть об пол и поймав мяч, повторить этот звук.
Игра: «Тихо — громко»
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, формирование силы голоса.
Ход игры: дети пропевают звуки вслед за взрослым. По мере движения (подбрасывая мяч вверх) дети увеличивают силу голоса, бросая мяч вниз , дети понижают силу голоса.
Игра: «Хитрый слог»
Цель: развитие фонетических процессов
Ход игры : Взрослый просит детей послушать слоги и повторить только тот слог в котором есть звук ш (например) и выборочно бросает мяч кому-то из детей. Дошкольник должен внимательно слушать произнесенные слоги и повторить только тот в котором был заданный звук например ш (он-ор-ос-ош -оч).
Игра: «Слова »
Цель: Развитие фонематического слуха
Ход игры: Взрослый обращает внимание детей на произнесенные им слова и поочередно просит повторить только те слова, в которых есть заданный звук например звук .(лак-мак-рак-шаг) .
Он бросает мяч и говорит: Маша послушай слова, которые я сейчас назову и повтори за мной только то слово, в котором ты услышишь звук р.
Ребенок называет слово и бросает мяч участнику игры.
Игра: «Внимательный малыш»
Цель игры: развитие мышления и фонетических процессов.
Ход игры:
Взрослый : ребята сейчас я буду бросать вам мяч и называть предметы. Если я назову живой предмет, вы стукните мячом по полу , если неживой подбросите вверх и передадите соседу. В игре должны принять участие все, кто находится в кругу.
Игра: «Закончи рифмовку»
Цель игры: развитие фонематических процессов.
Ход игры:
Взрослый произносит рифмовку, поочередно бросает мяч детям и просит придумать соответствующие завершение рифме.
Пример рифмовок:
Ша-ша-ша-в кастрюле варится ….ЛАПША
Ро-ро-ро под землей везет….. МЕТРО
Ол-Ол-Ол на кухне деревянный….. СТОЛ
Со –со-со у машины круглое ….КОЛЕСО
За- за –за у меня два ….ГЛАЗА
Цо-цо-цо снесла курица ……ЯЙЦО
Жи-жи- жи- в лесу колючие….ЕЖИ.и.т.д.
Игра: « Попробуй отгадай!»
Цель игры: развитие фонематических процессов.
Ход игры:
Взрослый произносит слова и просит детей передавать мяч по кругу, но если в словах будет звук р , то детям нужно бросить мяч обратно .
Игра: «Неправильные слова»
Цель :развитие фонетических процессов .
Ход игры: Педагог поочередно бросает мяч детям и неправильно называет слова. Ребенок должен внимательно послушать и перебросить мяч обратно и правильно назвать «неправильное» слово.
Пример: Саса-Саша, Фонай-фонарь, волона-ворона.
Предлагая эту игру, необходимо учитывать произносительные возможности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом, используемые учителем-логопедом на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
В статье покакзано как учитель-логопед может использовать в своей работе игры с мячом, подобраны примерные игры...
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезо...
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Материал составлен на основе книги "Мяч и речь" Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. Здесь представлены игры с мячом для ознакомления дошкольников с гласными звуками....
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов
Уважаемые коллеги, хочется с Вами поделиться играми с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов....
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Работа по звуковой культуре речи начинается со знакомства детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на...
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
Методика применения подвижных игр с мячом в работе учителя -логопеда...
ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Гласные звуки являются тем фундаментом, на к...