коррекционный уголок одно из условий успешного сопровождения детей с ОВЗ
презентация по логопедии на тему
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korr._ugolok_odno_iz_usloviy_uspeshnogo_soprovozhdeniya_detey_s_ovz.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
На улице Гагарина
Стоит красивый дом
Конечно это наш детсад
И группа «Почемучки» в нем.
Мы любим нашу группу
Мы любим детский сад
Особенно тот угол, где в зеркало глядят.
Хозяйничает Стёпка
В красивом уголке
Недаром весь в заклепках
Цветочек есть в руке
Он весельчак, затейник,
На каждый новый день
Придумывать задания
Ему совсем не лень
К оформлению речевого уголка “ Степка” были привлечены родители, которые оказали посильную помощь в изготовлении самого хозяина уголка “ Степки”.
Коррекционно-развивающий уголок «Стёпка».
Назначение: Коррекционно-развивающий уголок «Стёпка» позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Коррекционный уголок стимулирует развитие самостоятельности, инициативности в нём дети реализуют свои способности. Дидактическое оснащение уголка удовлетворяет потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.
Структура:
Коррекционно-развивающий уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала в коррекционный уголок учитывались:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка Стёпка («хозяин» коррекционного уголка).
В основу наполняемости было положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями тесным и плодотворным. Содержание определяется в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.
Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры.
Разделы коррекционного уголка:
- звукопроизношение,
- лексика,
- грамматика,
- связная речь,
- развитие мелкой моторики,
- упражнение на дыхание,
- обучение грамоте,
- интеллектуальное развитие
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяином уголка решено было сделать именно игрушку. Такая игрушка многофункциональна. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. Его одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, ленточки, зажимы и т.д.). Ткань, из которой сшита одежда, разная, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета.
На полочках в речевом уголке у Стёпки разместились разнообразные пособия по развитию мелкой моторики. Здесь и "цветные бусинки", и "весёлые резиночки", "улитка", "черепашка", "длинные верёвочки", и, конечно, всем известные и любимые детьми массажёры - "ёжики" - су-джок и экспандеры. Выкладывание нитки в спирально закрученном панцире черепашки и раковине улитки не только развивает мелкую моторику, но и помогает выработать у детей усидчивость и терпение. В сухом бассейне у Стёпки "прячутся" игрушки, ответы на загадки, картинки - всё, что захочет педагог.
Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. (А.Л.Сиротюк). Обучая детей длительному плавному выдоху, мы оборудовали в речевом уголке полочку где доступно для детей разместились дыхательные тренажёры, также изготовленные руками взрослых: «Буря на море», «Снежинки», «Волшебные птицы» "Бабочки». Очень любят дети пускать кораблики в тазике с водой, играть в "Футбол", выдувать "морозные картинки" из трубочки. В вечернее время дети организуют оркестр - каждый пузырёк звучит по-разному.
В уголке находятся множество игр по обучению грамоте. Сложность изучения звуков обусловлена некоторой абстрактностью материала. Восприятие звука возможно только пока он звучит, а значит кратковременно. Человечки "звуковички", помогают "материализовать" звуки. В игре с самодельными человечками у детей "включаются" анализаторы - тактильный, зрительный. Звуковички различаются цветом (в зависимости от обозначаемого звука), шляпки изготовлены по-разному: если звук глухой - шляпка в виде черного цилиндра, на ножках синий и зеленый «сапожок», если звук звонкий - шляпка в виде колокольчика на ножках синий и зеленый «сапожок». Иногда сапожки одного цвета ( только синего у звука Ш или только зеленого (Щ). Гласные звуки имеют красные сапожки и ходят без головных уборов.
Запомнить зрительный образ букв помогает "сенсорная азбука", которую с любовью смастерили воспитатели. На буквы, вырезанные из линолеума наклеены различные материалы - крупы, бумага разной фактуры, фольга, ткани, мех.
Коррекционный уголок оборудован магнитной доской, разрезной азбукой. Стёпка приносит детям картинки, ребусы, загадки, помогает усвоить сложную грамматику родного языка и обогатить словарный запас. Здесь интересно проходят организованные занятия. Каждый ребёнок получает возможность практически действовать с учебным материалом: на наборном полотне выложить из букв слово или предложение, распределить по вагончикам слова.
В центре коррекционно-развивающего уголка размещены музыкальные инструменты, сказочные персонажи, выполненные из различных материалов для всех видов театра - от настольного и плоскостного, до пальчикового и кукол "би-ба-бо". С помощью героев русских народных сказок, педагоги легко преодолевают речевой негативизм у детей. Дети с удовольствием играют в театр. Игра помогает развивать просодические компоненты речи - интонацию, дикцию, голосовую функцию; развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
Т.О. в коррекционно-развивающем уголке логопедической группы созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы. Хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
Варианты использования в процессе обучения: Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Взаимодействие ДОУ и начальной школы как одно из условий успешной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"
Какова роль приемственности и взаимодействия двух образовательных учреждений в подготовке ребенка и их родителей к обучению в школе?...
"Устное народное творчество как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду"
Доверие и привязанность к воспитателю, необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду....
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ.
Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду....
Консультация для родителей "Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду "
Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...
Консультация для родителей "Сотрудничество с родителями, как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду "
Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка - он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прош...
Сотрудничество с педагогами и родителями как одно из условий успешной адаптпции детей к детскому саду
Условия успешной адаптации...