Комбинированное занятие - развлечение "Путешествие по экологической тропе"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект психолого-логопедического занятия. Краткое содержание: ведущие с детьми собираются погулять по лесу, но появляется Баба-Яга и сообщает, что леса больше нет, потому что люди все деревья вырубили, травы затоптали, намусорили, птицы и звери из леса убежали. Дети отправляются в путешествие по экологической тропе, знакомятся с обитателями леса, выполняют задания и играют, тем самым восстанавливая лес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комбинированное занятие - развлечение

"Путешествие по экологической тропе" 

Организаторы: учителя-логопеды, педагог-психолог

Цель:

  • развивать творческое воображение, мышление, речь, воспитывать любовь к животным.
  • закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений;
  • повторить и закрепить с детьми деревья, птиц, животных, грибы, которые обитают и растут у нас в лесах.
  • учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям.
  • формировать представления о том, что в лесу все нужны друг другу.
  • воспитывать интерес к жизни лесных обитателей и доброжелательное отношение к ним.
  • закрепить знание детей о правилах поведения в природе.

Задачи:

Сплочение детского коллектива.

Умение работать в команде.

Развивать художественно-речевые и исполнительские умения и навыки.

Развитие свободной ненапряжённой речи, фонематического слуха,  речевой активности, направленной на проявление инициативы и самостоятельности.

Повышение собственной самооценки и взаимопринятия детей друг другом.

Создание благоприятной, дружеской и доброжелательной атмосферы в процессе общения.

Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности у детей с нарушениями речи.

Участники:

Трое взрослых: Баба-Яга и двое ведущих

Дети подготовительной группы.

Ведущий: Здравствуйте дети. Сегодня мы совершим путешествие в лес. Посмотрим на деревья, на лесных жителей.

Выбегает Баба-Яга: Какой лес, какой лес, нет никакого леса!

Избушка то, моя, совсем умом тронулась, грязно здесь, говорит, шумно стало, покоя мне нет, как лапами не переступлю, так в  мусор попадаю. Звери и птицы в другие леса и страны убегают, а я чем хуже? Я может, на море хочу, на чистом песочке вялятся! Тетушка – Непогодушка в лежку лежит, стонет, лечить ее нечем - травки полезные то все вытоптали. Сосед мой, леший, в водяного решил превратиться, и на дальнее болото уйти жить, здесь говорит и деревьев-то не осталось, почти все люди вырубили. Что делать не знаю, мне-то нельзя никуда бежать - я сказок хранительница, я пропаду, и все волшебство и сказки исчезнут. Вы умные и добрые дети, может быть, вы сможете помочь, и избушку вернуть  и лес сохранить!

Ведущий: Конечно Баба-Яга, мы постараемся лесу помочь, но прежде, чем лес оживить, расскажи из чего он состоит.

1 игра: Ярусы

Баба-Яга: Лес состоит из ярусов - это как ступеньки.

        1-й –  он выше всех - это деревья.  Тут живут:  дятлы, грачи, вороны, чижи,

коршуны, аисты, совы, белки, бурундуки.

2-й ярус – пышные кусты. Тут живут:  дрозды, иволги, сороки, сойки.

3-й ярус – густые травы, цветы, грибы. Тут живут:  зайцы, ежи, лисы, волки, медведи, бабочки, стрекозы, куропатки, тетерева, соловьи, лоси, кабаны.

     А 4-й ярус – ярус - это мхи и лишайники. Этот ярус ближе всех к земле-матушке. Тут живут: червячки, букашки, кроты, мышки, землеройки.

Детям показывают картинки с изображениями животных и птиц, они называют что это за животное и на каком ярусе оно живет.

Ведущий: Молодцы! А теперь предлагаю отправиться в экологическое путешествие и помочь   Бабе-Яге.          

Дети: Да!

Ведущий:

Послушайте правила поведения в лесу:

        Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать, прыгать и играть

Только, чур, не забывать

        Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь,

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки с дуба не ломать –

Никогда не забывать

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять!

Ты пришел не убивать!

        Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают,

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

  Ты в лесу всего лишь гость

Здесь хозяин дуб и лось

Их покой побереги –

Ведь они нам не враги!

Ты расти на радость людям

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

2 игра: Путаница

Дети подходят к висящему на дереве листке. На нем написано «путаница»

Ведущий: Смотрите, дети, тут написано: Путаница. Если я говорю правильную фразу - вы хлопаете, а если не правильную – топаете и исправляете фразу.

Ветка с березы – сосновая

Бочка из дуба – дубовая

Хвост лисы – лисий

Муравей живет в муравейнике

Хвост белки – барсучий

Уши медведя – ослиные

Ствол осины - осиновый

Грива лошади – лошадная  (лошадиная)

Ребенок у коровы – жеребенок

Баба-Яга: Дети мы идем мимо прекрасных деревьев. Посмотрите, у этого дерева есть иголки, но они желтеют и опадают как листья. Поэтому это дерево назвали лиственница. 

3 игра: Голоса леса.

Ведущий: Дети, смотрите, здесь зачем-то стоит магнитофон. А давайте его послушаем. Здесь записаны голоса птиц. Какие птицы издают эти звуки?

На магнитофон записаны голоса птиц. Дети должны назвать каким птицам они принадлежат.

Ведущий: Баба-Яга, возьми голоса птиц с собой. Включишь, у себя в лесу и птички вернутся.

Баба-Яга: Спасибо, ребятки. Когда в лесу поют птицы - значит лес живой.

Убирает к себе в сумку.

Ведущий: Молодцы! Справились с заданием - идем дальше

А вот еще послушайте стихи о лесе:

«Шагай!» — поманила 
Лесная дорожка. 
И вот зашагал 
По дорожке Алешка!... 
Ведь летом в лесу 
Интересно, как в сказке: 
Кусты и деревья, 
Цветы и лягушки, 
И травка зеленая 
Мягче подушки!..

Б. Заходер

4 игра: Запахи леса.

Ведущий: Дети, смотрите, сундучок, что это в нем лежит? Мешочки, а какие они ароматные. Это лечебные травы, интересно, а вы узнаете их по запаху?

 В сундучке лежат мешочки с лечебными травами. Дети по запаху должны определить, что это за трава (укроп, мята, анис, зверобой, кориандр, шалфей, чабрец, ромашка, душица, валериана). Детям раздаются мешочки и рассказывают про свойства целебных  трав.

Укроп: от кашля, противовоспалительное

Мята: успокаивающее, от спазмов в животе

Зверобой: противовоспалительное

Кориандр: полезен при простудах и желудочных заболеваниях.

Шалфей: обладает противовоспалительным и дезинфицирующим действием, применяется как лекарственное средство для полосканий, компрессов. 

Чабрец: лечит кашель

Ромашка: от болей в животе, боли в горле, противовоспалительное

Душица: лечит кашель, от болей в животе

Валериана: успокаивает

Анис: лечит кашель, от болей в животе

Ведущий: Баба-Яга, возьми эти мешочки с собой, и Тетушку - Непогодушку полечишь, и на семена, чтобы посадить останется.

Баба-Яга: Спасибо, ребятки, это полезный травки. Убирает к себе в сумку

Ведущий: Молодцы! Пойдем дальше и послушаем поговорки о лесе, о природе: 

Рощи да леса - всему миру краса

Возле леса жить – голодному не быть

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени

Баба-Яга: а я тоже знаю поговорку:

Огонь-беда, вода-беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды

 5 игра: Подвижная игра.

Баба-Яга: Ребята, хочу я с вами поиграть.

Дети встают в круг и хором произносят:

Баба Яга –
Костяная нога,
 С печки упала,
Ногу сломала.

Баба-Яга:

Пришла в детский сад,
Напугала всех ребят.

Задача Бабы-Яги метлой задеть ноги детей.

Баба-Яга: Ух, запыхалась бабушка, притомилася.

 У меня есть стишок про вас:

Мы растем, растем, растем!

Все о мире узнаем,

Не обидим мы букашек,

Гнезд не разорим у пташек,

Не сорвем прекрасный ландыш,

Муравейник сохраним,

Ручеек не замутим.

5 игра: Угадайка.

Ведущий: Смотрите, дети, какой красивый гриб, что это на нем лежит? Конверт какой-то.

Тут написано: Угадайка. Внутри лежат загадки.

 Ведущий читает загадки

***

Его весной и летом

Мы видели одетым

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

А зимние метели

В снега его одели. (Дерево)

***

Весной зеленела,
Летом загорела,
Осень в сад пришла,
Красный факел зажгла.(Рябина)


***

Что же это за девица: 
Не швея не мастерица, 
Ничего сама не шьет, 
А в иголках круглый год. (Елка)

***

С моего цветка берёт
Пчелка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.(Липа)

***

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!  (Дуб)

***

Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки! (Орешник)

***

На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.(Берёзы)

***

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.( Ива )

***

Висят на ветках,

В колючих жилетках,

Осень пришла,

Кожуру сняла! ( Каштаны)

Ведущий: Смотрите дети, а гриб то с сюрпризом.

В грибочке лежат семена деревьев и совочки.

Дети давайте посадим семена, а Баба-Яга перенесет их в свой лес. И будут они там расти!

Все сажают семена, Баба-Яга делает пассы руками и произносит волшебные слова:

Все верчу, закручу, к себе в лес все отнесу,

Пусть растет там травка, птички пусть поют,

И в тени деревьев  ландыши цветут.


Баба-Яга: Ну вот, теперь все семена деревьев, трав и  голоса птиц ко мне в лес перенесены. А вы детки запомнили, что нужно делать, чтоб лес сохранить?

Дети: Да!

Ведущий: Какие правила поведения в лесу знаете?

 В лесу нельзя:

Дети:

  • громко говорить (кричать)
  • включать громко музыку
  • рвать с корнем цветы, грибы
  • ломать ветки деревьев
  • разжигать костры
  • разорять гнезда, муравейники
  • стрелять из рогатки в птиц
  • оставлять за собой мусор
  • разбивать стеклянную посуду

Ведущий : Если загорелся лес по вине человека:  что случится?

Дети:

  • погибнут звери; птицы и их птенцы
  • сгорят деревья
  • не будет чистого воздуха
  • не будет ягод, грибов, орехов
  • а если сгорят деревья, значит не будет бумаги, мебели…

Ведущий:  Если разорить гнезда птиц, стрелять из рогатки в них?

Дети: могут  погибнуть деревья, т.к. их будут точить червяки и вредные насекомые, а этих насекомых поедают птицы, чем больше птиц в лесу, тем он здоровее.

Баба-Яга: Спасибо, ребятки. Мне сорока только что новость принесла: лес мой ожил, зазеленел, птицы и звери вернулись и  Тетушка – Непогодушка выздоровела. А вам мои помощницы-белочки гостинцы передали. Баба-Яга передает сладости детям, прощается с ними и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сада....

КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе. «Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе»

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе.«Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе...

Конспект летнего развлечения в первой младшей группе: Путешествие по экологической тропе «Найди клад»

Цель развлечения: создать хорошее настроение, развивать у детей самостоятельность, ловкость, силу, сообразительность и находчивость....

Экологическая тропа " Осеннее путешествие по экологической тропинке"

Цель: закрепить знания детей различать и называть растения, растущие на территории детского сада. Задачи: образовательные: расширять знания детей о растениях детского сада, продолжать знакомить с их...