"Путешествие на Остров Правильной речи"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Уткина Наталья Валерьевна

Конспект коррекционно-разивающего логопедичсекого досуга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса»

Конспект коррекционно-развивающего логопедического досуга

 «Путешествие на Остров Правильной речи»

Подготовительная к школе группа

Учитель - логопед: Уткина Наталья Валерьевна

г.Куса, 2016 г.

Цель: формирование стремления овладеть правильной речью.

Задачи.

1. Закреплять представление об изученных речевых звуках (гласных и согласных), навыки звукового анализа и синтеза, умение выделять заданный звук из состава слова.

2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, фонематические процессы, внимание, моторику рук, связную речь.

3. Формировать  положительную мотивационную направленность к логопедическим занятиям, развивать интерес к языку. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Используемые материалы.

Раздаточный:

- разрезанная картинка (пазл) - паровозик (на каждого ребенка);

- резиновый мяч  - 1 шт..

Демонстрационный:

 - аудиозапись песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»;

- мультимедийное оборудование;

- презентация «Путешествие на остров Правильной речи».

Методы и приемы:

- наглядные: демонстрация,  сюрпризный момент;

- словесные: загадки, решение речевых задач;

- практические: упражнения артикуляционной гимнастики, игровая ситуация, инсценировка.

Предварительная работа.

Разучивание артикуляционной гимнастики на индивидуальных занятиях.

Чтение сказки «Теремок», разучивание основных фраз из сказки.

Изготовление ободков с буквами для инсценировки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Звучит музыкальное произведение Л.В. Бетховена «Фантазия».

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

Слайд №1

За дремучим – дремучим  лесом,

За высокими – высокими горами,

За шумным – шумным  морем

Находится Остров Правильной речи.

2. Основная часть.

- Отправимся мы на Остров, выполнив задание «Собери картинку».  

 Дети собирают разрезанную картинку (пазл) «Паровозик из Ромашково» (Приложение № 1).

           - Путешествие на Паровозике начинается! Чтобы попасть на Остров, нужно преодолеть препятствия и показать, чему вы научились на логопедических занятиях. Наш друг Речевичок услышал, что вы собрались на Остров Правильной речи, и приготовил  первое испытание.

Слайд №2

         Отгадайте загадки:

1. Не куст, а с листочками,

    Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

2. Долговязый Тимошка

    Бежит по узенькой дорожке,

Его следы - твои труды.

                                         (Карандаш)

3. Сели на странички  33 сестрички,

    Сели рядом  -  не молчат, нам    

    загадки говорят.            

                             (Буквы)

4. Если ему работу дашь -

  Зря трудился карандаш.

                                              (Ластик)

      - Молодцы, все загадки отгадали.

Звучит песня «Паровозик из Ромашково». Дети выстраиваются паровозиком и двигаются по залу.

А сейчас объявляется, 
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется.
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

Остановка  «Артикуляционная гимнастика».

Слайд №3

Если в сказку всем сердцем поверить,

          В мир волшебный откроются двери                                (приоткрыть рот).

          Вы туда без труда попадёте

          На волшебном ковре – самолёте                              (удерживать широкий

        расслабленный язык на нижней губе на счёт от 1до 10 – «Блинчик»),

          На летучем большом корабле

(поднять боковые края и кончик языка -   «Чашечка»)

          Или с Бабой – Ягой на метле

(кончик узкого языка ритмично движется вправо - влево – «Часики»),

          На плоту по молочной реке

(широкий расслабленный язычок – «Блинчик»)

          И верхом на Коньке – Горбунке          (поцокать язычком – «Лошадка»).

          Можно в сказку взлететь на Жар – птице

(широкий язычок движется вверх – вниз – «Качеля»),

          Можно на Колобке закатиться

(круговые движения кончиком языка по губам – «Вкусное варенье»),

          Можно въехать как слон на еже

(«пожевать» язычок – «Месим тесто»),

          Ой, мы кажется в сказке уже…

- Посмотрите, пожалуйста,  какой красивый замок.

 Слайд №4

Это замок Звуковичка. А вот и он сам!

 На слайде появляется Звуковичок.

Звуковичок подготовил задания, которые помогут попасть на Остров Правильной речи.

Задание «Волшебный мешочек»: дети по очереди достают игрушку из мешочка и придумывают слово, которое начинается с такого же звука, как и игрушка.

Задание «Хлопните в ладоши, если услышите звук «С» в словах ….»:

сок, бок, сон, кон, сон, бор, Саня, сойка, тройка, мойка, собака, сумка, сынок, чашка, стол, пол, косынка, книга, стог, ковер, носок, песок.

Задание «Топните ногой, если услышите звук в «Ш» в словах…..»:

шуба, коса, шинель, сок, шпилька, сало, шутка, сыпь, шахта, штора, сыр, сахар, шум, собака, карандаши, каша, весы, бусы, вермишель.

Задание  «Поднимите руку, если услышите звук  «Л» в словах…..»:

лапа, шуба, лыко, сон, пламя, дом, клоун, масло, стакан, весло, горох, мишка, волк, снег, полка, бумага, ёлка, стекло, брат.

- Молодцы, ребята, и с заданием Звуковичка вы справились!

Дети выстраиваются паровозиком и двигаются по залу под звучание песни «Паровозик из Ромашково».

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется

        По строчкам, по листам.

Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

Остановка «Угадай-ка!».

 Слайд № 5

- Кто же нас здесь встречает? Познакомьтесь, ребята, это Вопроскин!

                                                          На слайде появляется Вопроскин.

Он придумал загадки - шутки.

Нет конца у строчки, 

Кто придумает конец, 

Тот и будет молодец!

Дети хором отвечают  на  загадки – шутки

Правильный ответ появляется на слайде № 6

В чаще голову задрав,
Воет с голоду ...                       (волк)

  Кто в малине знает толк,
  Косолапый бурый ...        (медведь)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …                  (свинья)

   Кто любит по ветвям носиться? 
   Конечно, рыжая ...              (белка)

Быстрее всех от страха

несется …                                 (заяц)                          

  По горной круче проходил,
 Обросший шерстью ...         (баран)

В теплой лужице своей
Громко квакал ...           (лягушонок)

  С пальмы вниз, на пальму снова
 Ловко прыгает …           (обезьяна)

- Спасибо, ребята, справились  с хитрым заданием Вопроскина!

Под звучание песни «Паровозик из Ромашково» дети продолжают путешествие.

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

Остановка «Пропевай-ка!»

 Слайд № 7 (по очереди появляются гласные звуки)

- Звуки гласные мы знаем, без труда их различаем:

           А, У, О, Ы, Э, И - вот такие все они – обитатели «Пропевай-ки».

Нет для них преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Вызываем по порядку

       Наши звуки на зарядку.

       Звуки очень любят песни,

       С песней жить им интересней!

Дети пропевают хором указанные звуки:

«А-а-а»! Пошире рот открой!

Не ленись и громче пой!

 

  «У-у-у»! надул капризно губки,

  Их он вытянул как трубки.

  Вот какой он привереда -

  Будет дуться до обеда.

«И-и-и»! - улыба, весельчак,

Он смеётся звонко так!

На весёлом язычке

Скачет, звук как на седле!

  Округлив большие губы,

  «О» прикрыл немного зубы,

  Язык  поглубже оттянул,

  Спинку выгнул,

  «О-о-о» -  вздохнул.

  Вот в задумчивом сомненье

  «Э»! высказывает мненье:

  «Э-э-э», не знаю, что сказать,    

  может лучше помолчать?!

      «Ы» хоть гласный, но тихоня,

Всё зевает он спросонья:

«Ы-ы-ы» поспать ещё часок?

Или, может выпить сок?

 - Ребята, давайте поиграем с гласными звуками.

 Игра с мячом «Определи гласный звук в середине слова»  (мак, дом, кит, лук, дым, пол, сок, сэр).

Звучит песня «Паровозик из Ромашково». Дети паровозиком двигаются по залу.

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

Остановка   «… беда».

 Слайд № 8

- Что за остановка такая, что за беда тут приключилась?

На слайде появляется Зубастый Звукоед и его послание:

Я великий звукоед

   Если только захочу,

И слова проглочу!

               Всех ошибок я начальник…

- Злой зубастый Звукоед всем словам наносит вред!

Он звук «С» в словах съедает, и значенья слов меняет.

Что же натворил Звукоед?

Был «смех» -стал…

              Был «спорт» - ….

 Была «стройка» - …

Был «спутник» - …

Был « снаряд» - …

Был «скот»- …

- Если вы справитесь со следующим заданием, то одолеете Звукоеда.

Задание «Скажи правильно».

- Когда услышите правильное слово, хлопните в ладоши.

Фанки – танки – шанки – ханки – сянки – хянки – санки – тянки – санки.

Сапка – фапка – хапка – шапка – тапка – сяпка – щапка – шапка.

Фафна – хахна – сосна – фасна – шашна – сясьна – сосна – сашна.

Фышка – шифка – сыска – хыхка – шиска – шишка – щищка – шишка.

         -  Умницы! Прогнали Зубастого Звукоеда! А нам пора отправляться дальше.

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка…

Остановка «Скороговорная».

Слайд № 9 (на слайде появляется Буратино)

- На этот раз задание приготовил Буратино! Он уже научился правильно говорить, читать и даже выучил скороговорки. А вы знаете скороговорки? (Дети отвечают)

                   Усядемся на пригорке, скажем скороговорки.

                    Скороговорка с первого пригорка.

Шесть мышат в камышах шуршат.

У киски в миске сливки скисли.

Пять ребят нашли пять опят.

Наш  Полкан попал в капкан.

Петя пень пилил пилой.

Котик клубок укатил в уголок.

- Вот и заканчивается, дорогие друзья, наше путешествие! Наш паровозик волшебный, и он перенесет нас прямо на Остров.

Дети под музыку двигаются по залу.

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!

Поехали, поехали,

Минуты не проехали,

Пред нами, наконец-то,

Остров Правильной речи

И наша конечная станция.

Станция «Теремок букв».

Слайд № 10

Инсценировка сказки «Теремок букв».

Дети поют:

Стоит в поле Теремок – Теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

- Буква «А» к Теремочку спешит,

  У дверей остановилась и стучит:

Ребёнок (буква «А») поёт:

Кто, кто в Теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

- Никто не ответил букве «А». Зашла она в теремок и стала в нем жить.

Дети поют:

Стоит в поле Теремок – Теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

- Буква «У» к Теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Ребёнок (буква «У») поёт:

Кто, кто в Теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

В окошке Теремка появляется буква «А»:

Это я, буква «А». А ты кто?

Буква «У»:

Я буква «У». Пусти меня к себе жить!

Аналогично к Теремку прибегают остальные гласные буквы: «О», «И», «Ы», «Э».

- Буквы гласные  в Теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, шипели, пыхтели, рычали.

Ребёнок:

Надоело нам пыхтеть и шипеть,

Мы хотим,  как гласные петь.

Дети пробуют пропеть  буквы: «Р», «Ш», «С», «Л» - ничего не получается!

Гласные: 

Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте с нами рядом. Согласны?

Дети:

Да.

Гласные: 

А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными.

3. Рефлексия.

- Ребята, вы преодолели все препятствия. Понравилось наше путешествие?

- Какое задание показалось самым сложным?

- Останемся на Острове Правильной речи?

- Предлагаю пригласить на Остров всех своих друзей, чтобы они были такими же умными и грамотными.

Благодарю вас за увлекательное путешествие!

Используемая литература

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.

3. Емельянова Н.В., Жидкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ: метод. Пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

4. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. – М.: Просвещение, 1978.

5. Ткаченко Т.А. Логопед у вас дома / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2011.

6. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии / Г.В. Ханьшева, Н.В. Иващенко, Е.В. Иващенко. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие на Остров Правильной речи

Слайд 2

Речевичок загадки Речевичок

Слайд 3

«Артикуляционная гимнастика»

Слайд 4

Замок звуковичка звуковичок Звуковичок

Слайд 5

Остановка угадайка вопроскин «Угадай– ка !»

Слайд 6

Загадки-шутки

Слайд 7

« Пропевай-ка !»

Слайд 8

Остановка ..беда «…БЕДА!»

Слайд 9

скороговорная «Скороговорная»

Слайд 10

Теремок букв «ТЕРЕМОК БУКВ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

         Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении  у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, п...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной группы на тему: «Путешествие на остров правильной речи»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ООД С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ : ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ...

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

Конспект включает в себя задания на деление слов на слоги, определение количеств слогов в словах, на составление предложений по схемам. Для  усвоения материала к конспекту прилагается презентация...

Конспект по речевому развитию детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР Тема:«Путешествие на остров Правильной речи»

по речевому развитию детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР Тема:«Путешествие на остров Правильной речи»Закрепление навыков произношения. Развитие речевого слуха и слухового вн...

квест игра "Путешествие на остров Правильной речи" в логопедической подготовительной к школе группе

Конспект занятия по развитию связной речи.Это увлекательное путешествие с выполнением  интересных заданий для детей и нахождение герба Правильной речи...

Конспект занятя по развитию речи в подготовительной групее "Путешествие на остров правильной речи"

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Путешествие на остров правильной речи...