Система упражнений по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Упражнения в системе6 от простого к сложному. Разработано для детей с ОНР. Речевой материал прилагается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_uprazhneniy_po_preodoleniyu_narusheniy_zvuko-slogovoy_struktury_slova.docx | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Система упражнений по преодолению нарушений звукослоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи
Развитие слухомоторной координации, восприятия и воспроизведения ритмических структур
Целью всех игр и упражнений данного раздела является развитие слухомоторной координации, восприятия и воспроизведения ритмических структур. Эти же упражнения способствуют развитию слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). Затем предлагаются ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения.
На самых первых занятиях можно предложить послушать звуки за окном: что шумит? (деревья). Что гудит? (машина). Кто кричит? (мальчик). Кто разговаривает? (люди). Кто смеется? (женщина) и т.д, обратив внимание детей на многообразие звуков в окружении. Затем предлагаем внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы, из кухни, зала и т.д.
Игры и упражнения:
1.Логопед вызывает водящего и, когда тот отворачивается или плотно закрывает глаза, прячет игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т.д.). Водящему надо её найти, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок близко подходит к тому месту, где спрятана игрушка, - барабан бьет громко, если удаляется – тихо.
В игре можно варьировать звуки, ударяя в бубен, звеня колокольчиком, хлопая в ладоши и т.д.
2.Дети встают в круг. Логопед предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенит в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.
3.Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрывает их ширмой и просит отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.
Примечание: эту игру так же можно варьировать - увеличивать количество предметов, менять предметы и игрушки, постепенно усложняя для детей задачу определения неречевых звуков. Целесообразно для детей первой подгруппы.
Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.
Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры: / ///; /// (// ; // (// //; /// ( ///; //// (// // ; ( // / ( / ( и т.д., где / - громкий, а ( - тихий удар. Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.
4.Прослушать изолированные удары (://,///,////,// //,// // // //,/// и т.д.). Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
5.Прослушать серии простых ударов ( // // // ; /// //; //// /// и т.д.). Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
6. Постепенно усложняем: / ///; /// (// ; // (// //; /// ( ///; //// (// // ; ( // / ( / ( и т.д., где / - громкий, а ( - тихий удар.
При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор. 7.Отхлопывание (отстукивание), ритмического рисунка (вместе с логопедом, самостоятельно).
Развитие слухоречевой памяти, внимания
Задание №1
Название: «Лишнее слово »
Цель – развитие слухоречевого внимания, памяти, мышления.
Задание: логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных.
Речевой материал:
канава, канава, какао, канава;
утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком;
минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;
буфет, букет, буфет, буфет;
дудка, будка, будка, будка и т.д.
Задание №2
Название: «Лишнее слово» (второй вариант)
Цель – развитие слухоречевого внимания, памяти, мышления.
Задание: Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные.
Речевой материал:
мак, бак, так, банан;
сом, ком, индюк, дом;
лимон, вагон, кот, бутон;
мак, бак, веник, рак;
совок, гном, венок, каток;
пятка, ватка, лимон, кадка;
ветка, диван, клетка, сетка;
каток, моток, дом, поток и т. д.
Можно использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей, упражняться в подборе рифм к заданным словам.
Задание №3
Название: «Звуковые часы »
Цель – развитие слухоречевого внимания, памяти, мышления.
Задание: используется пособие «Звуковые часы»: демонстрационные большие – для логопеда, меньшего размера - для каждого ребенка. На циферблате –7 изображений предметов, названия некоторых сходны по звучанию. Так два названия типа мак – рак, два названия – двусложные слова (рана – роза), или с ударением на втором слоге (банан – диван), два трехсложные (машина – лопата), одно обозначается длинным сложным словом (например, сахарница). Логопед предлагает послушать и произнести названия изображений, вычислив: два слова, сходных по звучанию, (указав их стрелками); два несходных по звучанию; обнаружить «лишнее» или придумать к заданному логопедом слову похожее (например, сахарница-хлебница, медвежонок-слоненок).
Развитие звукослоговой структуры слов различной сложности
Задание №1
Название: «Какой слог ударный?»
Цель: развитие умения определять и выделять ударный слог.
Задание: Логопед предлагает послушать слово и определить ударный слог. Слова произносятся отчетливо, ударный слог - утрированно.
Примечание: предварительно дети знакомятся с понятием «ударный».
Речевой материал:
Вода, котята, играть, дома, курица, корова, октябрь, снежинка.
Дом, козы, кошка, лиса, собака, март, декабрь.
Двусложные слова из открытых слогов
Задание №2
Цель: учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами, развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: сюжетные картинки.
Задание: логопед раскладывает перед ребёнком 4 - 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним.
Речевой материал:
I подгруппа:
Кошка лакает молоко.
К нам пришла зима.
Вова взял сани.
Художник рисует картину.
Дедушка читает газету.
Мама моет Ваню.
Папа ловит рыбу.
У лисы хвост.
Мама моет Ваню.
Папа ловит рыбу.
У лисы хвост.
Затем логопед предлагает ребенку ответить на вопросы или продолжить предложения:
Что лакает кошка?
К нам пришла - …
Кто взял сани?
Что взял Вова?
Художник рисует …
Что читает дедушка?
Кто моет Ваню? | |
Кого моет мама? Кто моет руки? Что ловит папа? | |
Кто ловит рыбу? Что у лисы? У кого хвост? | |
Задание №3
Название: «Чего не стало?»
Цель: учить четко произносить двухсложные слова при образовании имен существительных родительного падежа единственного числа, развивать зрительное внимание и память.
Оборудование: предметные картинки: бык, нос, дом, кот, нож, мак, мяч, лук, жук.
Задание: Логопед раскладывает перед ребёнком 5 - 7 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребёнок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребёнку с вопросом: «Чего (кого) не стало?»
Речевой материал:
Ребенок:
Быка
Носа
Дома
Кота
Ножа
Мака
Мяча
Лука
Жука
Примечание: речевой материал для обеих подгрупп к данному упражнению одинаков.
Задание №4
Название: «Узнай, что (кто) это?»
Цель: учить четко произносить двухсложные слова, учить определять предмет по существенным признакам или действиям, развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Оборудование - предметные картинки: вода, муха, коза, пена, небо, вата, дети, сова.
Задание: логопед раскладывает перед ребенком картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит угадать и сказать, о каком предмете идет речь.
Речевой материал:
Название: « Кто у кого?»
Цель: учить четко произносить слова в предложениях, закреплять названия детенышей животных.
Оборудование: картинки.
Задание: логопед, показывая картинки, произносит предложение. Ребенок составляет и произносит предложение с использованием названия детеныша животного, изображенного на картинке.
Логопед: | Ребенок: |
Это тигр. | У тигра тигренок. |
Это заяц. | У зайца зайчонок. |
Это лиса. У лисы лисенок. Это белка. У белки бельчонок. Это лев. У льва львенок. Это волк. У волка волчонок. Задание №3 Название: «Повтори предложение» Цель: развитие навыка воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложении. Задание: логопед проговаривает предложение, а ребенок повторяет предложение за логопедом. Речевой материал: С маленького ручейка начинается большая река. Летчик предупредил пассажиров о взлете. Старенькие валенки лежали на крылечке. Милиционер регулирует уличное движение. В аквариуме плавают золотые рыбки. Строители работают на строительстве высотного дома. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы
Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...
Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»
Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...
Родительское собрание «Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей» Мастер класс
laquo;Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей»Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структур...
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В книге изложена система специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....
Преодоление нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей
Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей...
Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона...
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В книге изложена система специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Пр...