Преодоление нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей
консультация по логопедии

Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

 «Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей»

 Я думаю, что Вы часто слышали как говорят некоторые дети:

Аговик (снеговик), зоник (зонтик), анасинка (апельсинка), талафон (телефон), пудовита (пуговица), адильник (будильник), габа (банка), куп (паук), бачабок (бабочка), лебята сцепили еговика (ребята слепили снеговика), мотоцик ездит на мотоцикле (мотоциклист ездит на мотоцикле).

 Может быть, вы догадались, что случилось со словами? Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова. 

Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?

Нужно обязательно заниматься коррекцией. Это нарушение слоговой структуры слова и оно отрицательно влияет на усвоение чтения и письма.

Важно, чтобы у ребёнка была фонетически чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Ведь, младшие школьники как говорят, так и пишут и читают.

 К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети  начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

         До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально.

Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, например такие слова: «мацицикл» (мотоцикл), «мицанель» (милиционер), «касанавт» (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи.

    Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога), «липека» (таблетка) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.

Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове. И это единичный случай. Необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно.

 На первоначальном этапе необходимо подготовить ребёнка к усвоению слоговой структуры слова. При этом можно пользоваться как вербальным, так и невербальным материалом.

Это подготовительный этап.

Сейчас мы выполним упражнение. Которое поможет вашему ребёнку развить слуховое внимание, память без участия речи (различение неречевых звуков)

 Для этого вы можете использовать различные предметы которые, вас окружают это бумага, картон, ложку, вилку, чашку, книгу, ножницы воду и. т. д.

Упражнение: «Запомни и назови»

Ход: Внимательно посмотрите и запомните предметы (5,6) разложенные на столе.  Внимательно слушайте  рассказывайте о том, что я буду делать (все это я делаю за ширмой (мять бумагу, переливать воду, стучать ложкой по чашке, резать картон ножницами, перелистывать книгу, стучать вилкой о ложку)),

Следующее упражнение поможет вашему ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи и различить слова контрастные по длине.

 Упражнение: «Лишнее слово»

Ход: Каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать не похожее на остальные.

Мак, бак, так, банан.

Уточка, уточка, удочка, уточка

Сом, ком, индюк, дом

Ком, ком, ком, кот

Лимон, вагон, кот, бутон

Мак, бак, веник, рак

Совок, венок, каток, зуб

Каток,  маток, дом, поток

 Упражнение «Музыкальный инструмент»

Определите по звучанию музыкальный инструмент (бубен, дудка, погремушка, металлофон…., находящийся за ширмой.

  Упражнение «Ритмы»

На подготовительном этапе необходимо проводить работу над ритмом (сначала над простым, затем над сложным).

Вы можете предложить своему ребёнку различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона.

 Виды заданий могут быть следующие:

- Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

- Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный).

Послушай как стучит дятел и постучи также

!!●!!!

!!!●!!●!!!●!

Мы уже определились, что нарушение звукослоговой структуры – это нарушение ритмических функций, нарушение рядопостроения и последовательности. Поэтому на подготовительном этапе важно включать в работу такие упражнения:

Выложи ряд

Например, выкладываем из мозаики последовательность: красный – зелёный и т. д.

Усложнение: увеличиваем количество элементов: красный – зелёный – синий.

Усложнение: к выкладыванию предмета добавляем речевой материал: на красный скажи А – на зелёный У – на синий О.

Усложнение: на красный КТА – на зелёный ТКА.

Усложнение: выкладываем не в ряд, а в ритмический круг из 12 секторов.

Вместо мозаики можно использовать природный материал шишки, каштаны, жёлуди, камни и др. Достаём из сенсорной коробки нужный предмет – выкладываем на ритмический круг – произносим речевой материал.

C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20191021_141031.jpg

Усложнение: каштан возьми правой рукой, шишку – левой, т. е. работаем параллельно на межполушарное взаимодействие (перекрёст рук).

Товары ЛОГОПЕД ВОРОНЕЖ | #Микляева_логопед – 38 товаров | ВКонтакте

Варианты выкладывания ритмов:

Логопедические игры на развитие просодики

Следующий этап - уровень слогов, слов.

 Упражнение «Скажи наоборот» (с мячом)

СА-АС

ТСА-АТС

КЛА-АЛК

РО-ОР

Упражнение «Закончи начатый слог»

СА-пог, -нки, -хар, -лат,-рай, -молёт и т. д.

Упражнение «Слоговые цепочки»

Я произнесу слово, а вы должны определить последний слог и назвать слово, начинающееся на этот слог (далее по цепочке)

Слово-Володя-дядя-дятел-Елена-Наташа-Шапка-карета-тапочки…..

 Игра «Отхлопай слово и посчитай сколько слогов»

      Каша, собака, сани …

 «Доскажи словечко»

 Интересная игра, которая поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику слова. Ребёнку можно предлагать такие стихотворные строки, в которых он способен произнести предполагаемое слово. Но, если ребёнок будет испытывать затруднение, то необходимо будет показать предметную картинку.

Продолжим строчки из стихотворений.

Пчёлка, пчёлка!

Золотая холка!

Полети на лужок!

Принеси мне (медок)

Лето, лето к нам пришло

Стало сухо и (тепло)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобится (мыло)

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе (живот)

Подготовлен самолёт,

Он отправится (в полёт)

Мама, папа, брат и я

Вот и вся моя (семья)

Ты надел совсем не то:

Нужна не шуба, а (пальто).

Зимой и летом зелена

Стоит красавица (сосна).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из (лейки).

 «Робот»

Прошагать по лестнице (можно использовать маленькие деревянные лесенки из зоомагазинов и «шагать» по ним пальчиками) , проговаривая слова по слогам: ве-ло-си-пед, ма-ши-на, ско-во-ро-да, ра-бо-та, ве-ник, пе-тух, ча-сы.

«Мой весёлый, звонкий мяч»

Отбивать мяч, проговаривая по слогам:

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь,

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой.

Упражнение «Слово сломалось»

Предложите ребёнку «починить» слово: все слоги перепутались и, чтобы починить его, надо вернуть их на свои места.

Например: ЛА – ПИ (пила, ЖА — ЛУ, ГИ – НО, КА — MAC, ТА — ПАС, ТЫ — КУС, КА — МУ, КА — СУМ, БА – ТРУ, ДУК – СУН, НИК — ЛЫЖ, ТУК – ФАР, ДЫШ – ЛАН, ПОТ — КОМ.

Сегодня я познакомила вас, уважаемые родители, с играми и упражнениями, которые способствуют преодолению нарушений слоговой структуры слова. Я постаралась, представит игры последовательно, а вы можете использовать каждую игру в отдельности. Каждая мама очень многое может сделать для своего малыша. Хочется пожелать вам удачи на трудном пути формирования и развития речи вашего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над звуко-слоговой структурой слова у детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста  

В представленной рботе раскрываются аспекты работы над ЗССС у детей с нарушениями интеллекта....

Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы

Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

Родительское собрание «Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей» Мастер класс

laquo;Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей»Цель:  помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структур...

Система упражнений по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова

Упражнения в системе6 от простого к сложному. Разработано для детей с ОНР. Речевой материал прилагается....

Нарушения звуко-слоговой структуры слов у детей

Приведены наиболее типичные варианты ошибок при воспроизведении слов различного звуко-слогового состава....

Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона...