Семинар - практикум для родителей по теме: «Обучение навыкам словообразования детей с нарушениями речи»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Семинар - практикум для родителей воспитанников с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_seminar_-_praktikum_._borkivets.docx | 94.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обучение навыкам словообразования детей с нарушениями речи»
Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты,
и голова у каждого из нас – как оптовый склад
таких готовых форм, «магазин готового платья».
А у детей – это мастерская все мерится и шьется,
творится каждую минуту сначала,
все – вдохновение и творчество.
К. И. Чуковский.
Цель: формирование мотивационного отношения родителей к значимости развития словообразовательных навыков у детей с ОНР.
Задачи:
1. Дать представления о важности формирования словообразовательных процессов в речи ребенка с ОНР.
2. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать грамматический строй через общение со взрослыми.
3. Познакомить родителей с дидактическими играми и упражнениями для развития словообразовательных навыков.
4. Научить использовать дидактические игры и упражнения в условиях повседневного
общения родителей с детьми.
5. Научить родителей использовать дидактические игры и упражнения в соответствии с возможностями и потребностями ребенка.
6. Создать у участников семинара-практикума положительные эмоции.
Наша речь – важнейшее средство человеческого общения. Её роль в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить, т. к. она способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека.
В целевых ориентирах ФГОС (утв. 17.10.2013) сказано, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен хорошо владеть устной, грамматически правильно оформленной речью. Подготовка детей к успешному обучению в школе является актуальной задачей коррекционного обучения в дошкольном учреждении. И только совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, других педагогов, которые окружают детей и родителей, приводит к ожидаемому результату и даёт положительный прогноз.
Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменению в эмоциональной сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
По наблюдениям большинства исследователей, развитие языкового чутья теснейшим образом связано с формированием процессов словообразования, которые приводят к осознанию детьми многих языковых закономерностей
(Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. М. Шахнарович, С. Н. Цейтлин и др) .
В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия.
Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребенок образует слово «газочник». Или, видя закрытый пакет, говорит «распакетить» – по аналогии с «раскрыть».
Согласно периодизации А.Н. Гвоздева, в возрасте пяти – шести лет дети с нормой речевого развития усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится всё меньше.
Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками другие более сложные по семантике формы.
Каковы же особенности словообразования существительных?
Дети без речевых нарушений в большинстве своем справляются со всеми заданиями на словообразование существительных. Ошибки, которые они допускают при выполнении заданий, носят единичный характер. У дошкольников с нарушениями речи количество правильных ответов значительно меньше, вместе с тем количество ошибок значительно больше: от двух до шести ошибок на десять ответов.
Наибольшую трудность для всех детей представляет словообразование по аналогии, образование названий животных и названий профессий женского рода.
Кратко охарактеризую наиболее типичные ошибки, встречающиеся при словообразовании существительных.
При образовании уменьшительно-ласкательных существительных дети с речевыми нарушениями часто используют ненормативные суффиксы того же значения
(-ОЧК-, -ИК, -К-), но не. характерные для данных производных слов (лиса — лисенька, лиска; одеяло — одеялко, одеялочко; береза — березочка; таз — тазок; шкаф — шкафик). В других случаях дети воспроизводят словосочетание или неправильно выбирают мотивирующее слово (маленький грузовик — малютка, малюсенький), передавая с помощью этих слов уменьшительно-ласкательное значение, что свидетельствует о трудностях протекания процесса словообразования.
Ошибки, допускаемые детьми при образовании названий детенышей животных, наиболее многочисленны и разнообразны. Причем наблюдаются как лексические, так и грамматические ошибки. В ряде случаев дети образуют названия детенышей животных по аналогии с другими словообразовательными формами, не изменяя корня (лошаденок, лошадята, коровенок, собачонок), иногда используют продуктивный суффикс вместо непродуктивного (щененок). В других случаях вместо суффикса с уменьшительным значением, относящегося к детенышу, дети воспроизводят уменьшительно-ласкательную форму названия взрослого животного (зайчик, курочка, курочки, овечка, овечки). В отдельных случаях при образовании названий детенышей животных во множественном числе дети используют не суффикс -АТ-, а суффикс единственного числа и флексию множественного числа (волчонки, собачонки).
Наибольшее количество ошибок в этом виде заданий зафиксировано при образовании названий профессий женского рода. При этом дети с нарушениями речи используют либо флексии прилагательных, либо ненормативный суффикс (тракториха — по аналогии с повариха). Наблюдаются и лексические замены (ученица вместо учительница).
Имеет место большое количество отказов от выполнения заданий посложнее, тех заданий на которые сразу ответить трудно.
Задания на изменение слова по аналогий все дети с нормальной речью выполняют без затруднений, а у детей с нарушениями речи часты ошибки (баран — бараненок, барашка; свинья — свинятина).
В отличие от детей без нарушений речи, в ответах детей с нарушением речи наблюдается большое количество ненормативных словообразований (паровозник, зарядчик, роялист, рояльщик, ломальщик, ножетощ, точильник, точилъчик), лексических замен (вместо машинист — шофер, вместо композитор — поэт, сочинитель).
Особенности словообразования глаголов и прилагательных.
В словаре детской речи прилагательные образуют незначительную часть. По данным А. В. Захаровой и М. И. Черемисиной, в словаре шести-семилетнего ребенка количество прилагательных составляет 3,4%. В эту немногочисленную группу входят наиболее употребительные прилагательные, обозначающие цвет, размер и т. д
Позднее усвоение прилагательных объясняется прежде всего особенностью их семантики.
Для того чтобы усвоить прилагательное, нужно сначала выделить из целостного образа предмета какой-нибудь его признак, что возможно лишь на определенном уровне развития процессов анализа и синтеза. Трудность усвоения прилагательных связана и с формально-языковыми особенностями этой части речи.
В лингвистике отмечается многообразие форм словообразования прилагательных.
Из школьной программы русского языка вы помните:
1. Префиксальные прилагательные (перетертый — тертый).
2. Суффиксальные прилагательные. В этой группе прилагательных мотивирующей основой являются различные части речи: имена существительные (береза — березовый),
имена прилагательные (белый — беловатый),
глаголы (колоть — колкий),
числительные (два — двойной),
местоимения (ничей — ничейный),
наречия (завтра — завтрашний).
3. Префиксально-суффиксальные прилагательные (бездомный — дом).
4. Флексийные прилагательные (зло — злой).
5. Префиксально-флексийные прилагательные, которые мотивируются только именами существительными.
Сложные прилагательные, образующиеся путем сложения слов (железнодорожный).
В связи с тем, что из производных прилагательных раньше других в детской речи появляются суффиксальные прилагательные, рассмотрим словообразование именно этих прилагательных.
Ошибки у детей данной группы не только многочисленны, но и разнообразны:
1. Лексические замены. Это связано с ограниченностью словаря детей, с трудностями подбора синонимов. При лексических заменах синонимии не наблюдается. Примеры лексических замен: соломенное — огородное, кирпичная — каменная.
2.Комбинирование лексических и словообразовательных смешений (ржаной — ржавый, пшеничная — пшенная).
3. Окказиональное словообразование. Проявляются:
а) в неправильном выборе суффикса (стальные — сталевые);
б) в образовании от другой основы (лиса — лисичья);
в) в наслоении суффиксов (дубиновый, кирпичновая).
4. Дети с ОНР в словообразовании прилагательных часто сохраняют ударение мотивирующего слова-существительного (дубовый, кленовый, стальные, пуховая).
5. Фонетическое искажение слова (ржаной — жраной).
Таким образом, у дошкольников с ОНР имеет место несформированность целого ряда лексических словообразовательных процессов.
Изучение суффиксального образования глаголов при дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида не выявляет различий между детьми с нарушениями речи и без речевой патологии.
мыла — вымыла,
умывается — умылся,
рисует — нарисовал,
догоняет — догнала,
стирает — постирала,
красит — покрасил,
При изучении префиксального образования глаголов детьми с нарушением речи отмечается большое количество ошибок, которые проявляются в основном в отсутствии приставок при словообразовании, а также в использовании неадекватных префиксов.
Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.
Для того, чтобы заниматься развитием речи Вашего ребенка, вовсе необязательно усаживать его за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть с детьми по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.
Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с ним.
Мы хотим Вам предложить несколько игр, которые в дальнейшем помогут вашему ребенку свободно и красиво говорить.
ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1. Игра «Назови ласково».
Цель: закрепление навыков образования имен существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
Инструкция: сегодня мы пойдем в гости к кукле. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие, и поэтому их надо называть ласково. .
Речевой материал: столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, огурчик, окно, гнездо и др.
2. Игра «Два брата ИК и ИЩ».
Цель: закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.
Инструкция и ход проведения:
— Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)
У ИКА был носик, а у ИЩА..?
Таким же образом закрепляется дифференциация слов: ротик — ротище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи.
Вывод: если в слове слышится ИК, это значит, что предмет маленький, а если ИЩ — значит предмет большой.
А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ИК или ИЩ.
Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.
Речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор (помидорище).
3. Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»
Цель: закрепление умения называть взрослых животных и их детенышей.
Оборудование: предметные картинки с изображением семейки животных.
Инструкция и ход проведения: На доске картинка по сказке «Три медведя».
— Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя».) Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа — медведь Михаил Иванович, мама— медведица Настасья Петровна, детеныш — медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя — это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.
Называние по картинкам папы, мамы и детеныша (или детенышей) животных:
волк — волчица — волчонок;
лев — львица — львенок;
слон — слониха — слоненок.
— Как называются папа, мама и детеныши у домашних животных и птиц?
бык — корова — теленок;
пес — собака — щенок;
утка— селезень — утенок;
петух — курица — цыпленок.
4. Игра «Измени слово по аналогии», «Измени слово как я».
Цель: закрепление умения называть существительные со значением единичности.
Оборудование: предметные картинки ( бусы, виноград, горох, жемчуг, песок, дождь, снег).
Инструкция и ход проведения: представь себе, что на улице идет снег, и маленькая частичка снега упала тебе на лицо. Эта частичка снега называется снежинка. Итак, снег — снежинка. Выполнение задания сопровождается показом картинок.
Речевой материал:
(бусы — бусинка, виноград — виноградинка, горох — горошинка, жемчуг — жемчужинка, песок — песчинка, дождь — дождинка, снег — снежинка).
5. Игра «Назови профессии» (по картинкам).
Цель: расширять и активизировать словарь по теме.
Оборудование: предметные картинки, изображающие людей разных профессий (носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик)
Инструкция: послушай и ответь на вопросы.
Кто носит багаж? (Носильщик.)
Кто сваривает трубы? (Сварщик.)
Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
Кто работает на кране? (Крановщик.)
Кто укладывает камни? (Каменщик.)
Кто точит ножи? (Точильщик.)
Кто чинит часы? (Часовщик.)
Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
6. Игра «Из чего - какой?»
Цель: закрепление умения образовывать относительные прилагательные .
Оборудование: картинки с изображением свеклы, моркови, томата, яблока, картофеля.
Инструкция: послушай и ответь на вопросы.
Ход проведения: показать картинки с овощами и фруктами. Дайте ответ на вопрос:
Сок из моркови какой?
Паста из томата какая?
Салат из свеклы какой?
Суп из картофеля какой?
Пюре из яблок какое?
7. Игра «Чья голова? Чей хвост?».
Цель: закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные и имена существительные в родительном падеже.
Оборудование: предметные картинки с изображением головы и хвоста животных, большая картинка с изображением грузовика.
Инструкция и ход проведения:
- В зоопарк нужно отвезти зверей. ( В прорези грузовика вставляются предметные картинки с изображением головы или хвоста)
- Чья голова или чей хвост показались в грузовике? Кого перевозят в зоопарк?
-Найдите и назовите вторую половинку животного.
Речевой материал: разрезанные картинки лисы, белки, волка, зайца.
Образец ответа: Это лисья голова, а это лисий хвост, в зоопарк везут лису.
8. Игра «Кто что делает?»
Цель: обучение словообразованию приставочных глаголов.
Оборудование: картинки с изображением действий.
Ход проведения: посмотрите на картинки. Дайте ответ на вопрос:
- Что делает мальчик?
- Что делает девочка?
- Что делает попугай?
9. Игра «Говорящие слова»
Цель: Развитие умения образовывать слова сложной морфологической структуры.
Оборудование: карточки со словами сложной морфологической структуры, слова из которых составлено основное слово, предметные картинки: водолаз, скалолаз, собаковод, молоковоз, вездеход.
Инструкция и ход проведения: посмотрите на картинки. Назовите предметы, которые на них изображены. Подберите к ним карточки со словами в красных рамочках (сложной морфологической структуры), а затем подберите те слова, из которых они составлены.
Речевой образец: Это молоковоз, составлен из слов «молоко» и «возить».
Список литературы.
1. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией
Санкт –Петербург КАРО 2009
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва 1994
3. Горюнова Т.П., Минашина В.С. Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития// Нарушен. речи у дошк. Москва 1972
4. Арушанова А . Игра: формирование грамматического строя речи. // Дефектология. 1995. №7.
5. Электронные образовательные ресурсы: Сборник "Дошколята" пр-ль: «EDUCATION MULTIMEDIA. Источник: http://logoportal.ru/formirovanie-navyikov-slovoobrazovaniya-prityazhatelnyih-prilagatelnyih/.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для воспитателей " Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи"
Семинар-практикум "Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи" Цель работы логочаса: формирование речевой практики, как основы усвоения элементарных закономерностей языка. ...
Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».
Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».Подготовила воспитатель первой квалификационной категории, М...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. Презентация"Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи"
quot;Дыхание- основа жизни. Правильное дыхание - основа жизни и долголетия" - К.С. Станиславский. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. У 80% де...
Семинар-практикум для родителей на тему: "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей раннего возраста"
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи»
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар. Она приобретается, благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется пра...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.
Повышение компетентности родителей в осуществлении коррекционно-педагогической работы по развитию зрительных функций у детей посредством дидактических игр....
Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».
Родительское собрание в формесеминара-практикума для родителей на тему:«Обучение грамоте детейв старшем дошкольном возрасте»....