Доклад "Формирование предложно-падежных конструкций"
учебно-методический материал по логопедии

Муравьёва Елена Александровна

Выступление на ГМО учителей-логопедов с темой "Формирование предложно-падежных конструкций" 2012 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_mo.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предлогов у детей дошкольного возраста.

Предлоги в речи ребенка появляются достаточно рано, отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе (по А.Н.Гвоздеву)

Примерно с 2 лет 2 месяцев до 2 лет 6 месяцев при склонении существительных в родительном падеже появляются предлоги   у, из  со значением направления (из дома); в творительном со значением совместности действия с предлогом с (с мамой); в предложном со значением места с предлогами в, на (на столе).

 В  2 года 6 месяцев до 3 лет при склонении существительных в родительном падеже появляются предлоги для, после; в винительном падеже предлоги через, под.

3–4 года родительный падеж с предлогом до для обозначения предела (до леса).

К трем-четырем годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, до, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях.

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов.

Но у детей с ОНР предлоги в речи появляются значительно позже, чем у детей с нормальным темпом речевого развития.

Они испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.

ОНР I уровня характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения. Дети не понимают предлогов.

В самостоятельной речи детей с ОНР II уровня иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты (“тидит а туе” — сидит на стуле, “щит а той” — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

Для детей с ОНР III уровня характерны существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

 б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

 в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

 г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Хочу представить вашему вниманию разработку О.С. Яцель «Учимся правильно употреблять предлоги в речи» Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

В старшей группе детей учат:

- понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около;

- правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;

- дифференцировать предлоги: на - в, на - под, к - от;

- составлять предложения с предлогами по демонстрации действий,

- по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам.

В подготовительной группе проводятся более сложные занятия, на которых детей обучают:

- понимать значение предлогов: из, с, над, из-за из-под, через, между;

- правильно употреблять их с существительными и прилагательными;

- дифференцировать предлоги: из-с, над-под, из-под-из, из-за-из;

- анализировать предложения с предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счёту предлог и т.д.);

- составлять схему предложения с предлогом по схеме.

Чтобы облегчить детям усвоение значения предлогов, вводятся графические схемы. ПОКАЗЫВАЮ СХЕМЫ, покажу некоторые из них.

Сначала уточняется лексическое значение маленьких слов. Например, если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «на» (на столе, на, шкафу, на стуле), затем педагог выполняет различные действия с предметами и одновременно показывает ребёнку соответствующее графическое изображение предлога.  Или – когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово «под», показываем схему предлога.

В  работе со схемами предлогов может помочь компьютерная логопедическая игра.

Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.

Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры, своеобразной физкультминутки.

Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье, уточнить пространственные представления при условии, что работа будет вестись систематически на протяжении всего времени обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование  предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...

Работа над предложно-падежными конструкциями в процессе развития речевого творчества детей

Данная работа освещает проблемы нарушения фонетического и фонемотического восприятия, а также формирования лексико-грамматического строя речи и, как следствие, связной речи. Особенные затруднения вызы...

Игры на развитие предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР

В презентации представлен краткий обзор игр (без описания) по теме "Развитие предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР"....

Методические рекомендации по использованию графических символов при обучении детей употреблению предложно-падежных конструкций

   В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы формирования грамматической составляющей речевой системы, в частности, построение детьми предложно-падежных ...

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего возраста с нарушениями речи

Занятие является закрепляющим и систематизирующим по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР-3.ие...

формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой п...