Доклад "Формирование предложно-падежных конструкций"
учебно-методический материал по логопедии
Выступление на ГМО учителей-логопедов с темой "Формирование предложно-падежных конструкций" 2012 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_mo.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предлогов у детей дошкольного возраста.
Предлоги в речи ребенка появляются достаточно рано, отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе (по А.Н.Гвоздеву)
Примерно с 2 лет 2 месяцев до 2 лет 6 месяцев при склонении существительных в родительном падеже появляются предлоги у, из со значением направления (из дома); в творительном со значением совместности действия с предлогом с (с мамой); в предложном со значением места с предлогами в, на (на столе).
В 2 года 6 месяцев до 3 лет при склонении существительных в родительном падеже появляются предлоги для, после; в винительном падеже предлоги через, под.
3–4 года родительный падеж с предлогом до для обозначения предела (до леса).
К трем-четырем годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, до, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях.
К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов.
Но у детей с ОНР предлоги в речи появляются значительно позже, чем у детей с нормальным темпом речевого развития.
Они испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.
ОНР I уровня характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения. Дети не понимают предлогов.
В самостоятельной речи детей с ОНР II уровня иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты (“тидит а туе” — сидит на стуле, “щит а той” — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.
Для детей с ОНР III уровня характерны существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Хочу представить вашему вниманию разработку О.С. Яцель «Учимся правильно употреблять предлоги в речи» Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
В старшей группе детей учат:
- понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около;
- правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;
- дифференцировать предлоги: на - в, на - под, к - от;
- составлять предложения с предлогами по демонстрации действий,
- по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам.
В подготовительной группе проводятся более сложные занятия, на которых детей обучают:
- понимать значение предлогов: из, с, над, из-за из-под, через, между;
- правильно употреблять их с существительными и прилагательными;
- дифференцировать предлоги: из-с, над-под, из-под-из, из-за-из;
- анализировать предложения с предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счёту предлог и т.д.);
- составлять схему предложения с предлогом по схеме.
Чтобы облегчить детям усвоение значения предлогов, вводятся графические схемы. ПОКАЗЫВАЮ СХЕМЫ, покажу некоторые из них.
Сначала уточняется лексическое значение маленьких слов. Например, если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «на» (на столе, на, шкафу, на стуле), затем педагог выполняет различные действия с предметами и одновременно показывает ребёнку соответствующее графическое изображение предлога. Или – когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово «под», показываем схему предлога.
В работе со схемами предлогов может помочь компьютерная логопедическая игра.
Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.
Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры, своеобразной физкультминутки.
Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье, уточнить пространственные представления при условии, что работа будет вестись систематически на протяжении всего времени обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ, ИНВЕРСИОННЫХ И ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ
Скачать данный документ для ознакомления можно по ссылке:http://rghost.ru/34733271...
Работа над предложно-падежными конструкциями в процессе развития речевого творчества детей
Данная работа освещает проблемы нарушения фонетического и фонемотического восприятия, а также формирования лексико-грамматического строя речи и, как следствие, связной речи. Особенные затруднения вызы...
Игры на развитие предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР
В презентации представлен краткий обзор игр (без описания) по теме "Развитие предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР"....
Методические рекомендации по использованию графических символов при обучении детей употреблению предложно-падежных конструкций
В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы формирования грамматической составляющей речевой системы, в частности, построение детьми предложно-падежных ...
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего возраста с нарушениями речи
Занятие является закрепляющим и систематизирующим по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР-3.ие...
формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой п...