Организация логопедической помощи дошкольникам.
статья по логопедии по теме

Першина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством и источником нравственного, развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами. Дошкольным образовательным учреждениям отводится роль помощников в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений.

Постоянный рост речевых отклонений у детей выдвигает проблему обучения и воспитания их в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Диагностические данные собранные нашим ДОУ за последние 3 года говорят о необходимости безотлагательных мер в решении данной проблемы, так как от ее решения будет зависеть весь образовательно-воспитательный процесс и качество обученности воспитанников. Анализ мониторинга готовности детей к обучению в школе показал, что существующие трудности коррекционно-развивающей работы обусловлены следующими факторами:

  • большое количество детей имеющих речевые нарушения;
  • неоднородность речевого дефекта;
  • высокий % детей с речевыми нарушениями в возрастных группах.

Все    эти     факторы     ослабляют    эффективность     коррекционного воздействия, снижая качество обученности. Пути решения этой проблемы нашего ДОУ видим в следующем:

  • создание диагностического центра для раннего выявления, своевременного предупреждения и преодоления недостатков в речевом развитии дошкольников, и оказание социально-психологической помощи семье.
  • создание логопедических групп для оказания необходимой коррекции у детей и развития их индивидуальных способностей.
  • организация разных форм сотрудничества логопеда и родителей.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, к приобретению знаний, необходимых для подготовки к школе и последующей учебной деятельности.

По словам Н.В. Микляевой канд. пед. наук, доцента, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ: «Активное вовлечение родителей в коррекционно - педагогический процесс и организация преемственной деятельности детского сада и семьи - один из важнейших факторов эффективности работы с детьми с недоразвитием речи».

Только совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе.

Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом.

Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе преодоления недостатков речи их детей организовываем:

  • экспресс-выступления на родительских собраниях;
  • индивидуальное консультирование родителей;
  • занятия-практикумы;
  • совместное выполнение взрослыми и детьми домашних логопедических заданий.

Основа взаимоотношений педагогов с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании обозначаем цели и задачи нашей совместной работы, рассказываем о системе логопедических занятий с детьми (ежедневные индивидуальные, а также подгрупповые и фронтальные), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентируем внимание на важности участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Доводим до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца.

Объясняем, что недостатки речи индивидуальны кто «картавит», кто «шепелявит», кто просто заменяет «трудные» звуки на те, которые уже научился выговаривать. Часто это звучит забавно и приводит в умиление родителей, бабушек и дедушек. Однако подобные дефекты речи не всегда проходят сами собой, и ребенку зачастую нужна помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи.

В заключение первой встречи родители заполняют специальные анкеты, включающие вопросы речевой карты, которые характеризуют раннее психомоторное и речевое развитие их ребенка. Перед собранием подбираем книги, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме.

Аналогичные собрания проводятся три раза в течение учебного года: в сентябре, январе и в мае. На каждом последующем подводятся итоги работы, обязательно отмечаются не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своими малышами. В мае родителям даются рекомендации на летний период.

В процессе работы с родителями широко используем вспомогательные средства. Организуем специальные «логопедические уголки», информационные стенды, тематические выставки книг.

В холле перед входом в группы размещаем полезную информацию, которую пришедшие за малышами родители имеют возможность изучить, пока их дети одеваются. Эту информацию стараемся оформить интересно, необычно (например, в виде веселого паровозика с прозрачными окошками для статей и советов или в виде логопедической полянки для родителей.)

В качестве информационного материала размещаем статьи специалистов, взятые из разных журналов, книг и газет, конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей, где материалы обновляются каждые две недели. В этом же холле имеется стенд «Артикуляционная гимнастика» с рекомендациями по развитию артикуляционной моторики (например, в виде человечка-язычка, выглядывающего из своего домика-рта). Демонстрируем иллюстрации и описания упражнений для языка, материал о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции, какими сказками можно воспользоваться для выполнения тех или иных упражнений. А главное — информация о том, как и зачем нужно этим заниматься. Ведь, по мнению родителей, гимнастика для рук и ног - дело нужное, привычное и знакомое. Понятно же, для чего мы тренируем мышцы - для того, чтобы они стали ловкими, сильными и подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

Объясняем, что язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением

Чтобы избежать появления недостатков произношения (либо смягчить их характер и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Потому что недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему, как уже было сказано выше, развиваться и общаться со сверстниками.

Рекомендации о том, как нужно заниматься с детьми (во время занятий стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиями и т. д.), мы помещаем на стендах «Советы логопеда», которые оформляем в оригинальной форме.

Для удобства родителей два раза в неделю работаем в вечернее время. В эти дни приглашаем взрослых на индивидуальные занятия с их ребенком, где они имеют возможность увидеть, чем и как мы занимаемся, что малышу необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.

В течение года в детском саду проводится «День открытых дверей» для родителей. Они посещают все режимные моменты и занятия, в том числе и логопедическое. В конце учебного года мы приглашаем взрослых на итоговое занятие-праздник, где дети демонстрируют знания, умения и навыки, приобретенные за это время.

Со старшими дошкольниками, помимо занятий по формированию лексико-грамматических категорий, проводим занятия и по обучению грамоте. К концу учебного года дети вместе с родителями мастерят буквы из разного материала (поролона, пенопласта, пластилина, природного материала). Все эти поделки оформляем в общую картину-коллаж, например под названием «Буквоград», вклеивая еще и фотографии детей с логопедических занятий.

Созерцание результатов своего труда радует и детей, и, конечно же, их родителей. Они начинают более активно интересоваться успехами своих ребят, контролируют и нацеливают их на красивую, правильную речь, помогают им, а родительский авторитет и совместная деятельность, как уже говорилось, безотказно действуют на ребятишек.

По результатам анкетирования, активность наших родителей в отношении решения проблемы обучения и воспитания детей с нарушением речи значительно выросла, и находится в прямой зависимости от показателей корекционно - развивающей работы нашего детского сада.

Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей нам удается добиться самого главного — хороших результатов в развитии наших воспитанников.



Предварительный просмотр:

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста

с отклонениями в речевом развитии.

  На сегодняшний день не вызывает сомнение тот факт, что дети с различными отклонениями в речевом развитии, посещающие массовые детские сады, не получают необходимой логопедической помощи и впоследствии попадают в разряд неуспевающих учеников.

Поэтому проблема воспитания и обучения их становится все более актуальной.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования, а также условий для эффективной реализации и освоения обучающимся основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения.

Самую многочисленную группу - до 80 % от всех детей дошкольного возраста - составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Анализ мониторинга готовности детей к обучению в школе нашего ДОУ, показал, что такие факторы как:

  • большое количество детей, имеющих речевые отклонения,
  • неоднородность речевого дефекта,
  • высокий процент детей с речевыми отклонениями в возрастных группах

ослабляют эффективность коррекционного воздействия, снижая качество обученности, что в свою очередь сказывается на стартовых возможностях получения качественного начального образования.

Различные отклонения в речевом развитии дошкольников могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определенной мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику. Дети, недостатки, речи которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют, как было отмечено ранее, значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.

"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский.

Обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении дошкольника в школу является одной из приоритетных задач ДОУ.

Анализируя состояние логопедической помощи детям дошкольного возраста, в качестве основных негативных моментов хотелось бы отметить отсутствие во многих детских учреждениях квалифицированных специалистов, учителей-логопедов, недостаток или отсутствие специализированных ДОУ, групп, логопунктов для детей с нарушениями речи, а также проблемы организационно-методического и финансово-экономического характера.

В связи с этим  возникает необходимость, во-первых, приоритетной обращённости педагогического внимания на полноценное формирование личности ребёнка с теми или иными особенностями и недостатками в развитии, в том числе речевыми; во-вторых, включение большего числа специалистов в процесс раннего распознавания, профилактики и преодоления негативных тенденций в речевом развитии ребенка; в-третьих, эффективное сотрудничество и профессиональное мастерство всех участников коррекционно-образовательного процесса, наконец,

в-четвертых, поиск новых форм, методов и содержания коррекционно-логопедической работы.

Названные тенденции организационно-содержательного обогащения и оптимизации коррекционно-педагогического процесса раскрываются в представленной далее модели коррекционно-речевой работы дошкольного педагога в тех случаях, когда ДОУ не имеет возможности работать в непосредственном контакте со специалистом-логопедом, а также когда большое количество детей, имеющих речевые отклонения, стоят на очереди в логопункт.

В 1920 – 1930-е годы М.Е. Хватцев, определяя характер коррекционно-речевой работы, акцентировал внимание педагогов на том, что основным ее методом следует считать не систематические занятия, а «показывание в процессе обычного общения с ребенком и соответствующих игр правильного произношения». Только в тех случаях, когда у детей «речь очень расстроена и они не могут идти в уровень со своим коллективом, их следует помещать в логопедические детские очаги или детские сады (заики, дети с тяжелыми формами косноязычия)».

При анализе данных состояния речи детей массовых детских садов Н.П. Кузнецова сделала вывод о том, что большинству детей, имеющих недостатки речевого развития той или иной формы и степени выраженности, логопедическая помощь могла быть оказана педагогами детских садов.

Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, может расцениваться как одна из возможных моделей интегрированной логопедической работы с детьми.

Научно-методологические исследования и опыт работы с детьми, имеющими речевые трудности разной степени выраженности, позволяет достаточно полно определить основную направленность логопедической работы педагогов детских садов и конкретизировать их деятельность на содержательно-технологическом уровне.

Основная цель данного направления: создание воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости - их своевременному преодолению. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Диагностическая.
  2. Профилактическая.
  3. Коррекционная.

Решение этих задач следует органично встраивать в учебно-воспитательный план работы педагогов ДОУ. Диагностическая, профилактическая и коррекционная составляющие должны интегрировать в себе формы и средства педагогической работы по развитию речи дошкольников и элементы логопедического воздействия. Для этого необходимо чтобы диагностико-профилактические и коррекционно-речевые задачи включались в образовательную программу ДОУ при организации педагогического процесса. И опережающая инициатива в организации диагностико-профилактической и коррекционно-речевой работы  бесспорно принадлежит старшему воспитателю (методисту) ДОУ. Именно он является координатором и соразработчиком всех групповых профилактических и отдельных, наиболее сложных в планировании индивидуальных коррекционно-речевых программ.

Следующим существенным фактором повышения результативности работы педагогов является включение в нее семьи. В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, посещающего детский сад. Работа по профилактике и коррекции речевых недостатков должна быть естественно включена в более широкое сотрудничество педагогов с родителями в целях речевого и общего развития дошкольников. Такое сотрудничество педагогов с родителями предполагает  следующую последовательность:

  • установление контактов, наблюдение, посещение семей воспитанников;
  • обсуждение с родителями проблем ребенка в корректной форме;
  • установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребёнка;
  • упрочение сотрудничества в достижении общей цели на основе разумного и чуткого отношения к состоянию ребёнка при предъявлении определённых требований к его речи;
  • реализация индивидуального подхода, выработка целого ряда согласованных мер, направленных на закрепление у детей правильных речевых навыков и дальнейшую стимуляцию их речевого развития;
  • совершенствование педагогического сотрудничества, его развитие в интересах ребёнка, достижение полного взаимопонимания и создание условий для закрепления навыков правильной речи в ДОУ и семье.

Формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников могут быть как привычные родительские собрания, консультации, тематические семинары, выставки, посещение занятий, так и родительские тренинги, анализ педагогических ситуаций, сотворчество ребенка и родителей, практикумы с участием детей и др.

Таким образом, реальная индивидуализация задач, содержания и приемов работы педагогов с детьми, персонализация контактов с его близким окружением в совокупности обеспечивают оптимальные условия и основу для оперативного и действенного развертывания программ профилактической и коррекционно-речевой направленности, что является ключевым в решении проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.

Литература

1. Аркин А.Е. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2002.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.,1990.

4. Крылова Н.Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада //Дефектология. № 1. 1978.

5. Кузнецова Н.П. Особенности логопедической работы в диагностико-подготовительных классах для детей, страдающих задержкой психического развития //Актуальные проблемы логопедии. М., 1980.

6. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. М., 2001.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (ранний и дошкольный возраст). М., 1972.

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981.

9. Хватцев М.Е. Об организации логопедической помощи для школьников. М., 1936.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация логопедической помощи с использованием компьютерных технологий

В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Новые информационные технологии (НИТ) стали пер...

Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы

Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду  работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями...

методическая разработка "ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ГБДОУ ЦРР Д/C №60"

Эта методическая разработка будет полезна родителям , педагогам и учителям-логопедам в подготовке к родительским собраниям...

статья «Организация логопедической помощи детям с речевыми недостатками»

СтатьяЗубаревой Натальи Николаевны «Организация логопедической помощи детям с речевыми недостатками» Я, Зубарева Наталья Николаевна, работая воспитателем первой младшей группы по...

ИОМ-современный подход в организации логопедической помощи дошкольнику

Индивидуализация.Индивидуальный подход. Индивидуальное обучение.ИОМ....