Рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по постановке звука [Ш]
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
С детьми, которые не усвоили материал на фронтальном занятии, целесообразно проводить подгрупповую и индивидуальную работу по заданию учителя-логопеда.
Особенности произношения шипящих звуков
Звук Ш. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Язык поднят кверху, к передней части твердого неба и образует с ним щель, через которую проходит воздух. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Звук Ш–глухой.
Этапы работы по формированию правильного произношения
Работа по формированию правильного произношения шипящего звука проводится по традиционной схеме:
1. Артикуляционная гимнастика для тренировки речевых органов.
2. Постановка звука.
3. Закрепление произношения звука в слогах.
4. Закрепление произношения звука в словах.
5. Закрепление произношения звука в предложениях, текстах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_vospitateley_po_postanovke_zvuka_sh.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений
по постановке звука [Ш]
С детьми, которые не усвоили материал на фронтальном занятии, целесообразно проводить подгрупповую и индивидуальную работу по заданию учителя-логопеда.
Особенности произношения шипящих звуков
Звук Ш. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Язык поднят кверху, к передней части твердого неба и образует с ним щель, через которую проходит воздух. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Звук Ш–глухой.
Этапы работы по формированию правильного произношения
Работа по формированию правильного произношения шипящего звука проводится по традиционной схеме:
- Артикуляционная гимнастика для тренировки речевых органов.
- Постановка звука.
- Закрепление произношения звука в слогах.
- Закрепление произношения звука в словах.
- Закрепление произношения звука в предложениях, текстах.
Артикуляционная гимнастика.
Ребенку предлагаются упражнения для подъема широкого переднего края языка вверх, для выработки воздушной струи, идущей посередине языка, для удерживания языка в форме “чашечки”.
- Широкий спокойный язык расположить между губами и пошлепать губами, произнося “пя-пя-пя”.
- Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий спокойный язык на нижнюю губу, удерживать неподвижно под счет от 1 до 5-10.
- Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подуть, как бы длительно произнося звук “Ф”.
- Облизывать широким кончиком языка верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. (Нижней губой не помогать).
- Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу и подуть на кончик носа. Воздух должен идти по середине языка. (Нижней челюстью не помогать).
- Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад. (Нижняя челюсть неподвижна).
Постановка звука
Основной прием постановки звука – подражание. При этом обращается внимание ребенка на правильное положение языка и губ. Если не удается получить звук по подражанию, можно использовать дополнительные приемы постановки:
Звук Ш.
- Предложить ребенку сделать язык в форме “чашечки”, завести язык вглубь рта. Произнести звук Ш.
- Произносить на выдохе звук Т, ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами.
- Предложить ребенку произнести звук Ш и передвинуть язык вперед, ближе к зубам.
- Произнести звук Ш и растянуть губы в улыбку.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В ПРЯМЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ
ША – ШО – ШУ ШИ – ШЕ – ША ШО – ШУ – ША ШЕ – ШУ – ША
ШУ – ША – ШО ШИ – ШУ – ШЕ ШЕ – ШУ – ШО ШУ – ШИ – ША
Повторять слова с ударными слогами:
Шаль, шахта, шаг, шар, шайба, шавка, ушанка, мышата, большая, дышать, лошадка, шахматы, лапша.
Шёл, шёпот, шорох, шёлк, петушок, порошок, пушок, мешок, большой, гребешок, ушёл, нашёл, пришёл.
Шить, шило, ширма, шире, пиши, камыши, кувшин, ерши, малыши, ошибка, машина, шили, решили.
Шутка, Шура, шутит, шум, шуба, мишутка, тушу, пишу, дышу, прошу, ношу, шея, шейка, шей, решение, мишень, ошейник.
Повторять слова с безударными слогами:
Шалун, шакал, шалить, ваша, наша, Даша, Миша, Наташа, Алеша, крыша.
Шутник, шуруп, чешуя, мишура.
Шиповник, широкий, шипеть, мыши, уши, ландыши, ладоши, камыши, горошина, хороший, тишина, младший.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В ЧИСТОГОВОРКАХ
Ша – ша – ша – шапка Ша – ша – ша – мама моет малыша
Шо – шо – шо – шов Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Шу – шу – шу – шуба Шо – шо – шо - говорю я хорошо.
Ши – ши – ши – шина Ши – ши – ши – как сапожки хороши.
Ше – ше – ше – шея Ши – ши – ши, ши – ши – ши Шо – шо – шо, шо – шо - шо
Что-то шепчут камыши. – Я пишу уж хорошо.
Ше – ше – ше, ше – ше – ше Шу – шу – шу, шу – шу - шу
Это утка в камыше. – Все, что хочешь, напишу.
Ша – ша – ша, ша – ша – ша Ши – ши – ши, ши – ши - ши
Выходи из камыша! «Ешьте кашу» - напиши
Ше – ше – ше, ше – ше – ше Шу – шу – шу, шу – шу - шу
Нет уж утки в камыше. - Это я уж напишу.
Ши – ши – ши, ши – ши – ши Шо – шо – шо, шо – шо - шо
Что – то шепчут камыши? - Вижу, пишешь хорошо.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ, ЧИСТОГОВОРКАХ, ФРАЗАХ
Ша – ша – ша – наша Маша хороша. Шо – шо – шо – говорим мы хорошо.
Шу – шу – шу – помогите малышу. Ши – ши – ши – на поляне малыши.
Штамп, штаб, штопка, штопор, штука, штурвал, штык.
Швея, швы, шкатулка, шкура Шланг, шлак, шла, шлем, шли, шлюпка, шляпа.
Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпатель, шпилька, шпион.
Наша школа. Швейная машина. Шумные шалуны. Шелковая шаль. Душистый шампунь. Дашина шапка. Шелуха шиповника. Шутник Мишутка. шумят камыши. Шпиль башни. Машина школа. Хоккейная шайба. Полный штиль. Длинный шланг. Тушеный шпинат. Платяной шкаф. Шпулька ниток. Липкая мышь. Мягкая подушка. Зеленая лягушка.
Пышная плюшка. Хоккейная клюшка. Маленькая мошка. Душистые ландыши. Наша бабушка. Душная комната. Теплая шуба. Шипы шиповника. Наташины галоши. Гладкий шов. Штык винтовки. Мамины шпильки. Большой шмель. Шины для машины. Глубокая шахта. Катушка шелка. Пшенная каша. Шелковая штопка. Пушистая шляпа.
Вот каша. Даша ест кашу. У Шуры новая шуба. У Паши шуба и шапка. Малыш шагает в школу. У реки камыш. Камыш шумит. Наташа пишет. На дороге шумит машина. Наш котенок – шалун. Хороши ландыши.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Ш В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ
АШ – ОШ – УШ ЫШ – УШ – ОШ ЯШ – ЁШ – ЮШ ЕШ – ИШ – ЮШ
АШ – ЯШ – ЮШ ИШ – ЫШ – АШ ЁШ – ЯШ – УШ ЫШ – ИШ – ЕШ
Наш, ваш, пашня, башня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, чашка.
Крошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, горошек, картошка, окрошка, кошка.
Душ, ушки, пушка, мушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка.
Крышка, малышка, пышка, вышка, мартышка, покрышка, малыш, камыш.
Гуляш, бляшка, Яша, Алёша, рыбешка, лепешка, матрешка, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь.
Орешки, пешки, вешки, ешь, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ворчишь
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ, ЧИСТОГОВОРКАХ И
ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Башлык, башмак, кашне, каштан. Ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, тушканчик, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко
Полюшко, брюшко, мякиш, финиш, кормишь, валишь, делишь, пилишь, даришь.
Аш – аш – аш – дайте карандаш. Ашка – ашка – летит букашка.
Ош – ош – ош – у меня нож. Ошка – ошка – на окошке кошка.
Уш – уш – уш – теплый душ. Ушка – ушка – лягушка – квакушка.
Иш – иш – иш – у меня малыш Ишка – ишка – маленькая мышка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г. № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО» наше дошкольное учреждение вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому м...
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по организации и проведению педагогической работы, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по организации и проведению педагогической работы, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного ...
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по легоконструированию
На занятиях для детей дошкольного возраста используются конструкторы различных тематических наборов LEGO. Конструкторы LEGO можно использовать в качестве Непосредственной образовательной дея...
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Уголок природы в детском саду»
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Уголок природы в детском саду»...
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Центр природы. Младшая группа» .
Организация уголка природы. «Огород на окне» Дневники наблюдений за ростом и развитием растений. Содержание уголков экспериментальной деятельности....
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Уголок природы в разных возрастных группах детского сада»
Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Главная особенность экологического центра – это непосредс...
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Организация самообразования педагогов дошкольного учреждения»
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений«Организация самообразования педагогов дошкольного учреждения»...